Задвижка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к запорной арматуре для жидкостей и газов. Цель изобретения - повышение надежности за счет исключения вибрации дисков в открытом положении затвора. Задвижка содержит корпус 1, шпиндель 2, диски 3 с выемками 8, выполненными на противоположных сторонах 9 дисков 3, пружинный элемент 11, выполненный в виде спирали Архимеда с заостренными боковыми поверхностями 13 витков 14, 15, расположенных с зазором 16 между собой и выемкой 8. Шпиндель 2 связан штифтом 18 с отверстием 19 последнего витка 15 спирали. Значения пределов прочности материала диска больше предела прочности материала пружинного элемента, а предел прочности материала пружинного элемента больше у кольца. 3 ил.

СОК)3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (бУ Р Р 16 К 3/04

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИИ)БРЕ П=НИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (?1) 4384865/25-29

1 (22) 05.02.88 (46) 07.11.89. Бюл. Р 41 (71) Чеховский завод энергетического машиностроения (72) Н.Г. Спирин, IO.Ñ. Панчеха, А.П. Андреев, К.Ф. Хомяков, Н.A. Чертков и Л.К. Киселев (53) 621.646 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 631730, кл. Г 16 К 3/ 14, 1978.

Авторское свидетельство СССР

Ф 1222206, кл. F 16 К 3/14, 1986. (54) ЗАДВИН(КА (57) Изобретение относится к запорной арматуре для жидкостей и газов. Цель изобретения — повышение надежности,.,ЯО„„452О287 А

2 за счет исключения вибрации дисков в открытом положении затвора. Задвижка содержит корпус 1,шпиндель 2, диски

3 с выемками 8, выполненными на противоположных сторонах 9 дисков 3, пружинный элемент 11, выполненный в виде спирали Архимеда с заостренными боковыми поверхностями 13 витков

14, 15, расположенных с зазором 16 между собой и выемкой 8. Шпиндель

2 связан штифтом 18 с отверстием 19 последнего витка 15 спирали. Значения пределов прочности материала диска больше предела прочности материала пружинного элемента, а предел прочности материала пружинного элемента больше у кольца. 3 ил. !

1520287

Изобретение относится к запорной арматуре для жидкостей и газов.

Цель изобретения — повышение надежности за счет исключения вибрации дисков в открытом полоя<енин затвора., На фиг.I показана схема задвижки, в положении "закрыто"; на фиг.2 то же, в положении "открыто"; на фиг.3 — - то же,поперечный разрез.

Задвижка включает в себя корпус 1, в котором размещены связанные со шпинделем 2 клиновидные диски 3 с возможностью перемещения по лазам 4 корпуса 1. Хвостовая часть 5 шпинделя

2 связаны с пазами б,цисков 3. Диски 3 выполнены с наружными уплотнительными поверхностями 7 и выемками

8, выполненными на внутренних противолежащих сторонах 9 дисков 3, в которых размещены кольца 10, между которыми расположен пружинный элемент

11, выполненный в виде соосно расположенной с дисками 3 и вытянутой в направлении оси 12 дисков 3 спирали

Архимеда с заостренными боковыми поверхностями 13 витков 14 и 15. Последние выполнены с зазором 16 друг относительно друга.

Хвостовая часть 5 шпинделя 2 свя30 зана посредством oîoñíî расположен= ного с осью 17 шпинделя и закрепленного в нем штифта IB с отверстием 19 последнего витка 15 (концевой частью

20) спирали Архимеда 11. При этом значения пределов прочности материалов диска 3 больше предела прочности пружинного элемента 1 I а предел прочности последнего больше предела прочности кольца 10. 21 — лунки на поверхностях колец 10.

Задвижка работает следующим образом.

В крайнем верхнем положении (фиг.3) под действием пружинного элемента 11, витки 14 и 15, которого находятся в поджатом в направлении оси 12 положении, диски 3 разжаты небольшим, но достаточным для исключения их вибрации усилием. В момент закрытия задвижки, т,е. опускания дисков 3 вниз, витки 14 и 15 спирали сжимаются в осевом направлении (ось

12) и когда диски 3 опускаются почти в крайнее нижнее положение (фиг.1), заостренные концы 13 витков 14 к 15 55 спирали 11 внедряются в материал колец 10, так как материал колец 10 более мягкий, чем материал спирали 11 (предел прочности ниже) . Внедрение заостренных концов 13 прекращается, когда усилие, действующее на диски

3, меньше, либо равно произведению площади смятия кольца 10 на предел прочности его материала, При этом кольцо 10 выполняет функцию компен-. сатора, а диски принимают наиболее рациональное положение, дефекты изготовления (зазоры, неровности) выбираются и как бы "запоминаются" в бороздах, лунках 21, которые остаются на кольцах 10 от вмятин концов 13 витков !4 и 15, Кроме этого, пружинный элемент 11 может упруго деформироваться в осевом направлении дисков 3 (образуется бочкообразность)..При этом можно подобрать параметры спирали 3 (число ви-.— ков,, шаг, толщина ленты и т.д.) так., что вначале будет иметь сто преи- мущественно упругая деформация витков

14 H 15 в направлении оси 12, а затем пластическая деформация колец 10 можно и наоборот. С помощью штифта 18 спираль 11 надежно застрахована or поворота в процессе работы.

В некоторых случаях, где исключена возможность потери пружинных свойств спкрали 11, можно обойтись и без шткфта IB, так как спираль 11 сама по себе не имеет возможности поворота, находясь в лунках 21 колец 10. Если же используется преимущественно эффект осевой упругой деформации витков 14 и 15, то штифт I8 обязательно необходим, В случае возникновения гидроудара когда лунки 21 могут прорезаться боковыми поверхкостями 13 витков

14 и 15 спирали 11 насквозь, начинается либо смятие боковых поверхностей 13 витков 14 и 15, либо упругая деформация спирали 11. Отличи" тельная особенность задвижки в том, что практически отсутствуют моменты трения витков 14 и 15 друг к дРУгУ и по поверхности выемок 8 дисков 3, в результате исключаются износ и заклинивание трущихся поверхностей.

В крайнем верхнем положении (фиг.3) исключается воэможность вибрации дисков 3, так как они поджаты в пазах 4 корпуса 1 спиралью 11, которая выполняет две функции поджима, в рассматриваемом случае используется низкая жесткость витков (небольшие распорные усилия дисков 3) и в случае закрывания задвижки используется высокая жесткость витков 14 и 15, зажатых между кольцами 10 (обеспечивается очень большое усилие дисков 3). Изготовление спирали 11 очень технологичное и безотходное из полосы. При использовании очень тонкой ленты (О,S-2 мм) заострения поверхностей 13 спирали 11 могут не выполйяться. Заострения поверхностей 13 получают путем прокатки полосы между профилированными валками.

Формула из обретения

Задвижка, в корпусе которой размещены связанные со шпинделем клиновидные диски с наружными уплотнительными поверхностями и выемками, выполненными на внутренних противоле520287 6 жащих сторонах дисков, в которых установлены кольца, с размещенным между ними пружинным элементом, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, пружинный элемент выполнен в виде.соосно расположенной с дисками и вытянутой в осевом направлении спирали Архимеда с отверстием в последнем витке и заостренными боковыми поверхностями витков, расположенных с зазором по отношению друг к другу,а шпиндель связан посредством соосно расположенного ему штифта с отверстием пружинного элемента, причем предел прочности материалов диска больше предела прочности прижимного элемента, а предел прочности пружинного элемента

2О больше предела прочности кольца.

1520287

Составитель Т. Иванова

Техред Л. Олийнык Корректор А, Обручар

Редактор Н. Яцола

Заказ б739/36 Тираж 721 Подлисное

ВКЕИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытини при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101