Способ определения оптимального приводного усилия в тормозной системе транспортного средства при ее диагностировании

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение касается диагностирования технического состояния транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности определения оптимального приводного усилия при диагностировании тормозных систем транспортных средств с вывешенными колесами. В каждом цикле торможения измеряют угол поворота затормаживаемого колеса, принятый за параметр, характеризующий величину тормозного пути, а также измеряют замедление колеса и фиксируют момент начала торможения с установившимся замедлением. За оптимальное значение приводного усилия принимают усилие, при котором затормаживаемое колесо совершает не менее одного оборота с установившимся замедлением. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

6ЫИ63Я0

МП!ПЮ «!ЫВ%РИ

Е: БГ.-:19 j E1;А

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BYOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ а,=2п/7, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Г}О ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4374829/31-1! (22) 09.02.88 (46) 15.1!.89. Бюл. № 42 (71) Саратовский политехнический институт (72) А. А. Отставнов (53) 629. 113-59 (088.8) (56) Ила рионов В. А. Эксплуата ционные свойства автомобиля. М., 1966, с. 119 — 120.

Изобретение относится к способам диагностирования технического состояния транспортных средств, а именно к способам определения технического состояния тормозных систем, и может быть использовано при диагностировании тормозных систем колесных транспортных средств в процессе их технического обслуживания, ремонта и изготовления.

Цель изобретения — повышение точности определения оптимального приводного усилия при диагностировании тормозных систем транспортных средств с вывешенными колесами.

На фиг. 1 изображен график последовательности импульсов с выхода датчика углового положения колеса в процессе торможения, где т„, т ...,т„, — промежутки времени между смежными импульсами дат, „„80„„1521638 д1 511 4 В 60 Т 17/22, G 01 М 17/00

7 (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОП1ИМАЛЬНОГО ПРИВОДНОГО УСИЛИЯ Б

ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПРИ EE ДИАГНОСТ1!РОВАНИИ (57) Изобретение касается диагностирования технического состояния транспортных средств. Цель изобретения повь:шснис точности определения оптимально.-о приводного усилия при диагностировании тормозных систем транспортных средсгв с вывешенными колесами. В каждо,! I:,икле гопможения измеряют угол .-..>вopoта затормаживаемого колеса, г ринятый за пара метр, характеризующий величину тормозного,р, ти, а также измеряют замедленис колеса и фиь сируют момент начала торможсн..я с становившимся замедлением. 32 опти ьальное значение приводного усилия приникни:от усп— лие, при котором затор ма жи вае емос кол Реп совершает не менее одного оборо-.а с с-,ановившимся замедлением. 2 ил. чика; и — число промежутков врс.,. и, измеренных за весь перно l то„)ìîæ н :.я: а и б — соответственно нача.;о:!,ëнец торможения; (/ — напряжение; и» фиг. 2 — график зависимости замедле шя переднего колеса автомобиля ГАЗ--53А углу его поворота в процессе тормсж; ния при различных усилиях на псдали тор моза Р„, (1 — Р„=686 Н; 2- - P,... =343;/;

3 — Є=!96 H).

Как видно на фиг. 1, за время тормо— жения вывешенного колеса зафикси, вано; промежутков времени между смежными и". пульсами датчика углового положения, соответствующих и угловым интервалам. Вели чина каждого углового интервала х равна

1521638 т;= f;/v, V;=w; г, 3 где 2 — число угловых интервалов датчика углового положения колеса.

Измерение длительности временных интервалов т, осуществляют подсчетом импульсов эталонной частоты с помощью электронного счетчика между двумя последовательнымии и м пульса ми датчика углового положения колеса, соответствующими его повороту на один угловой интервал.

Величину т; определяют по формуле где f, — число импульсов эталонной частоты, зафиксированное счетчиком за время одного углового интервала; — частота импульсов опорного генератора.

Приняв изменение частоты вращения колеса от одного углового интервала до другого линейным, а ее значение в пределах каждого углового интервала, постоянным, можно написать: а, ° ъ 2л

Z f, После перехода к линейным величинам получим где V, — линейная скорость колеса в пределах i-го углового интервала;

r, — радиус колеса.

Замедление колеса в пределах двух смежных угловых интервалов может быть выражено в виде

V,— Vi 4л v r

2+2

В практических условиях для исключения влияния биения колес, неточной установки или погрешности изготовления датчика углового положения измерения промежутков времени между смежными импульсами начинают за один оборот до начала торможения, а замедление колес определяют в пределах двух одноименных угловых интервалов, отделенных друг от друга одним оборотом колеса.

Способ осуществляют следующим образом.

Определение оптимального приводного усилия при диагностировании тормозных систем транспортных средств с вывешенными колесами по предлагаемому способу производят следующим образом (на примере автомобиля ГАЗ вЂ” 53А) .

В кабине водителя устанавливают устройство для автоматического нажатия на педаль тормоза (депрессор), закрепляют на испытуемом колесе (например, переднем левом) датчик углового положения, выдаю5

4 щий несколько импульсов за один оборот через равные угловые интервалы (например, Z=36) и соединяют их с измерительным устройством. Измерительное устройство позволяет непрерывно измерять в цифровом виде и регистрировать промежутки времени между импульсами датчика углового положения колеса в течение нескольких его оборотов. В измерительном устройстве устанавливают начальную скорость торможения (например, 40 км/ч), а в устройстве для автоматического нажатия на педаль тормоза — соответствующее усилие (например, 686 Н).

С помощью подъемного устройства вывешивают автомобиль и фиксируют его на определенной высоте. Раскручивают испытуемое колесо до скорости, несколько большей заданной скорости начала торможения.

Раскручивание передних колес производят от отдельного при водного устройства, выполненного в виде передвижной тележки. Затем устраняют внешние воздействия на колесо (исключают контакт шины с приводным устройством). При достижении колесом заданной скорости начала торможения срабатывает устройство для автоматического нажатия на педаль тормоза, происходит торможение, в процессе которого измеряют промежутки времени между смежными импульсами датчика углового положения колеса до его остановки и получают зависимость замедления колеса по углу его поворота (кривая 1 на фиг. 2). Из фиг. 2 видно, что при усилии на органе управления тормозами, равном 686 Н, колесо в процессе тор. можения не достигает участка установившегося замедления. Затем уменьшают усилие на органе управления тормозами (например, до P„=343 Н) и при той же начальной скорости торможения снова повторяют все операции способа. Уменьшая каждый раз усилие на педали тормоза, Ilðoâoäÿò àíàloгичные испытания тормозов до тех пор, пока колесо в процессе торможения совершит на участке установившегося замедления не менее одного оборота. Усилие, соответствук>щее такому характеру процесса торможения колеса, принимают за оптимальное усилие на органе управления тормозами при диагностировании тормозных систем автомобиля с вывешенными колесами. Для данного случая это усилие составляет Р„=196 Н (кривая 3 на фиг. 2).

Определение оптимального усилия на органе управления тормозами ведущих колес производится аналогично. Раскручивание колес в этом случае осуществляют от двигателя испытуемого автомобиля, а для устранения внешнего воздействия на колесо перед торможением выключают зажигание и устанавливают рычаг коробки передач в нейтральное положение.

Измерение промежутков времени между смежными импульсами датчика углового по1521638 ложения колеса при различных значениях приводного усилия в тормозной системе и определение по полученным данным зависимости замедления колеса по углу его поворота позволяет увеличить продолжительность процесса торможения колеса и повысить информативность получаемой диагностической информации. При этом колесо в процессе торможения совершает не менее одного оборота до остановки (без учета пути, проходимого за время срабатывания тормозного привода), в результате чего учитывается влияние на тормозные качества эллипсности тормозных барабанов и других факторов, вызывающих неравномерность замедления на участке установившегося замедления. Кроме того, в отличие от тормозного пути по характеру изменения замедления колеса по углу его поворота в процессе торможения представляется возможным устанавливать момент достижения колесом участка установившегося замедления и определять число оборотов колеса за время установившегося торможения. Это приводит к увеличению точности определения оптимального приводного усилия в тормозной системе и повышению достоверности диагностирования тормозных систем

TpBHcI10pTt!blx средств с вывешенными колесами.

Формула изобретвкия

Способ определения оптимального приводного усилия в тормозной системе транспортного средства при ее диагностировании, заключающийся в проведении нескольких циклов торможения, в каждом из которых торможение осуществляют с постоянной для всех циклов начальной скорости вращения колес путем создания в системе фиксированного приводного усилия, величина ко10 торого изменена в каждом последующем цикле, и измеряют характеризующий величину тормозного пути параметр, в зависимости от величины которого выбирают оптимальное значение приводного усилия, отли g чающийся. тем, что, с целью повышения точности определения оптимального приводного усилия при диагностировании тормозных систем транспортных средств с вывешенными колесами, в каждом цикле торможения измеряют угол поворота затормаживаемого

20 колеса, принятый в качестве параметра. характеризующего величину тормозного пути, а также измеряют замедление колеса и фиксируют момент достижения замедлением установившегося значения, а за оптимгль2 ное значение приводного усилия принимают усилие, при котором затормаживаемое колесо совершает не менее одного оборота с установившимся замедление";1.

1521638

ФЬГ. 2

Составитель С. Макаров

Редактор А, Ревин Техред И. Верес Корректор Т. Палий

3 а к аз 6780/18 Тираж 522 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )K — 35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина. 101