Электронный стереофонический, стробоскопический стетоскоп

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к техническим средствам диагностики двигателей внутреннего сгорания (ДВС) или других агрегатов, излучающих в процессе своей работы виброакустические колебания. Стетоскоп позволяет повысить достоверность и оперативность контроля состояния ДВС, а также проводить его в полевых условиях. Для этого стетоскоп снабжен датчиком 14 синхронизирующих импульсов и двумя каналами получения, обработки и передачи информации. Канал включает в себя соединенные последовательно датчик виброакустических колебаний 2, предварительный усилитель 3, стробоскопический коммутатор 5, избирательный фильтр 7, преобразователь 9 частоты, усилитель 11, подавляющий фильтр 12, усилитель 13 НЧ, переключатели 4,6,8,10. Обработанные сигналы через коммутатор 15 поступают на индикатор 16 и стереотелефоны 17. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ социалистических

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ пО изОБРетениям и ОтнРытиям ПРИ П НТ СССР

1 (21) 4276372(25-06 (22) 28 05.87 (463 15. 11.89. Бюл. Р 42 (72) В.М. Мерецкий, А.П. Григорьев, С.А. Морозов и Д.В. Н(аворонков (533 621 . 43-001. 5 (088.8) (56) Стетоскоп электронный ТУ 11

Бео-003. (543 ЭЛЕКТРОННЫЙ СТЕРЕОФОНИЧЕСКИЙ

СТРОБОСКОИИЧЕСКИЙ СТЕТОСКОП (57) Изобретение относится к техническим средствам диагностики двига-. телей внутреннего сгорания (ДВС).или других агрегатов, излучающих в процессе своей работы виброакустические колебания. Стетоскоп позволяет повысить достоверность и оперативность

Изббретение относится к техническим средствам диагностирования двигателей внутреннего сгорания (ДВС) или других агрегатов, излучающих в процессе своей работы виброакустические колебания.

Целью изобретения является повышение достоверности и оперативности контроля состояния ДВС, возможность ,проведения его диагностирования в полевых условиях путем расширения технических возможностей.

На чертеже представлена блок-схема стетоскопа.

Стетоскоп содержит два идентичных канала получения, обработки и передачи информации, каждый из которых включает в себя установленный на двигателе 1 датчик 2 виброакустических колебаний, последовательно соединенSU 3 522663 А 3

2 контроля состояния ДВС, а также проводить его в полевых условиях. Для этого стетоскоп снабжен датчиком 14 синхронизирующих импульсов и двумя каналами получения, обработки и передачи информации. Канал включает в себя соединенные последовательно датчик виброакустических колебаний 2, предварительный усилитель 3, стробоскопический коммутатор 5, избирательный фильтр 7, преобразователь 9 частоты, усилитель 11, подавляющий фильтр 12, усилитель 13 НЧ, переключатели 4,6,8, 10. Отработанные сигналы через коммутатор 15 поступают на индикатор 16и стереотелефоны17. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. ный с предварительным усилителем 3, переключателем 4, стробоскопическим коммутатором 5, переключателем 6, избирательным фильтром 7, переключателями 8, преобразователем 9 частоты, переключателем 10, усилителем

11, подавляющим фильтром 12, усилителем 13 низкой частоты (НЧ), а также установленный на двигателе 1 и подключенный к установочным входам стробоскопических коммутаторов 5 каналов датчик !4 синхронизирующих импульсов. Выходы усилителей

13 НЧ каналов через коммутатор i5 подключены к индикатору 16 и стереотелефоном 17, причем в зависимости от положения переключателей 4,6,8 и 10 рода работы сигнал от датчика

2 виброакустических колебаний может проходить через коммутатор 5, 1522063 преобразователь 9 частоты, либо при 1 необходимости они могут быть выключены из измерительной цепи, для селективной обработки сигналов в качестве избирательных фильтров 2 и подавляющих фильтров 12 могут быть применены активные RS-фильтры.

Суммарная полоса пропускания избирательных фильтров 70-100 Кгц обеспечивается выделекием диапазонов виброакустических колебаний, лежащих как в области частот, слышимых человеком, так и в ультразвуке.

Подавляющие фильтры 12 должны быть перестраиваемыми на частоте в пределах диапазона слышимого звука и иметь узкую полосу подавления для определения частотного диапазока виб, раций.

Устройство работает следующим образом.

Для определения уровня вибраций частотного диапазона и места расположения источника повышенного уровня вибраций переключатели 4,6,8 и 10 рода устанавливаются в соответствии со схемой чертежа. При этом уровень вибраций определяют для каждого

НЧ-.диапазона избирательных фильтров

7 по индикатору 16 и уровню звука в стереотелефонах, а, используя стереофокический эффект, определяют место расположения источника повышенного уровня вибраций. Частотный диапазон определяют с помощью подавляющего фильтра 12.

Для определения кинематической пары, являющейся источником вибраций и момента его возникновения относительно рабочего цикла двигателя, необходимо включение в измерительную цепь стробоскопических коммутаторов

5.Изменяя момент и длительность включения коммутаторов 5, определяют момент возникновения шума относительно рабочего цикла двигателя и кине-! матическую пару, являющуюся источником повышенной вибрации..

Для определения состояния уплотнений клапанов, поршней и других сопряжений включаются преобразователи

9 частоты, необходимые для преобразования ультразвуковых колебаний быстt воистекающего газа в слышимый диапазон частот, Используя избирательные и подавляющие фильтры 7 и 12, стробоскопический коммутатор 5, индикатор 16 и стереотелефоны 17 определяют место нарушения уплотнений в ДВС.

Формула изобретения

1. Электронный стереофонический стробоскопический стетоскоп, содержащий установленный на двигателе датчик виброакустических колебаний и последовательно соединенные с ним усилитель низкой частоты и телефон, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности и оперативности контроля состояния двигателя внутреннего сгорания путем расширения технических возможностей, стетоскоп дополнительно снабжен предварительным усилителем, стробоскопическим коммутатором, избирательным фильтром, частотным преобразователем, аналоговым усилителем, переключателями, подавляющим фильтром, соедикекными последовательно и образующими основной канал получения, : обработки и передачи информации, а также установленным на двигателе датчиком синхронизирующих импульсов, коммутатором и подключенным к нему индикатором.

2. Стетоскоп по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью использования стереофонического эффекта для определения источника повышенной вибрации, стетоскоп снабжен дополнительным каналом получения, обработки и передачи информации.

1522063!

7 17

Составитель Н. Башилов

Техред А,.Кравчук Корректор Т. Палий

Редактор Н. Горват

Заказ 6951/39 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101