Вентильный электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является снижение эксплуатационных затрат и повышение надежности в повторно-кратковременных режимах работы за счет использования электромагнитных свойств синхронно-реактивных машин. В вентильном электроприводе с синхронно-реактивным двигателем 1 питание обмотки якоря осуществляется от сети переменного тока посредством ключей с двусторонней проводимостью 3, 4, 5, управляющие входы 6, 7, 8 которых подключены к блоку 9 управления, входы 10, 11, 12 которого подключены к выходам датчика 13 положения ротора. В течение одного периода коммутации через фазы якорной обмотки пропускается знакопеременный ток с частотой сети. В режимах пуска ток в обмотках якоря ограничивается индуктивным сопротивлением фаз по поперечной оси и при этом нет необходимости наличия пусковой обмотки. 2 ил.
союз советсних социАлистичесних
РЕСПУБЛИН
А1 (!9) (И) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ по изоБРетаниям и отнРытиям пРИ Гннт сссР
1 (21) 4277031/24-07 (22) 06.07.87 (46) 15.11.89. Бюл. Р 42 (71) Ярославский политехнический институт и Ярославский электромашино .,строительньй завод (72) В. А. Желудев, А, Н. Коваленко, В. А. Сырцов, И. И; Чебурахни и Ю. Е. Шаршуиов (53) 621. 316. 718(088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 1264291, кл. Н 02 Р 6/02, 1986.
Заявка ФРГ У 2507073, кр. Н 02 К 29/02, 1972. (54) ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОП РИВОД (57) Изобретение относится к электро, технике. Целью изобретения является снижение эксплуатационных затрат и повышение надежности в повторно-крат(511 4 Н 02 P 6 00 Н 02 К 2 0
2 ковременных режимах работы sa счет использования электромагнитных свойств синхронно-реактивных машин. В вентильном электроприводе с синхронно-реактивным двигателем 1 питание обмотки якоря осуществляется от сети переменного тока посредством ключей с двусторонней проводимостью 3, 4, 5, управляющие входы 6, 7, 8 которых подключены к блоку 9 управления, входы 10, ll
12 которого подключены к выходам датчика 13 положения ротора. В течение одного периода коммутации через фазы якорной обмотки пропускается знакопеременный ток с частотой сети. В режимах пуска ток в обмотках якоря ограничивается индуктивным сопротивлением фаз по поперечной оси и при этом нет необходимости наличия пусковой обмотки. 2 ил.
1522371
Изобретение относится к электротехнике, в частности к вентильным электроприводам, и может быть использовано в электроприводах различного назна5 чения, работающих в повторно-кратковременных режимах.
Цель изобретения — снижение эксплуатационных затрат и повышение надежности в повторно-кратковременных ре- 10 жимах работы путем использования электромагнитных свойств синхронно-реактивного двигателя.
На фиг. l и 2 представлены принципиальная схема вентильного электропривода и диаграммы, поясняющие его работу с использованием электромагнитных свойств синхронно-реактивного двигателя соответственно.
Вентильный электропривод содержит синхронно-реактивный двигатель 1 (фиг. 1), трехфазная якорная обмотка
2 которого снабжена зажимами для подГ ключения к трехфазной сети переменно1
ro тока. Концы указанной якорной обмотки подключены к одним силовым выводам тиристорных ключей 3 — 5 с двусторонней проводимостью. Другие силовые выводы указанных ключей объединены в общую точку. Управляющие входы
6-,8 ключей 3-5 соответственно подключены к выходам блока 9 управления, входы 10-12 которого подключены к выходам датчика 13 положения ротора синхронного реактивного двигателя.
Блок 9 управления выполнен в виде трех усилителей 14-16 сигналов датчика положения ротора.
Вентильный электропривод работает следующим образом.
В общем случае частота сигналов управления тиристорными ключами и частота вращения ротора вентильного электродвигателя (фиг. 1) не связана с частотой переменного тока сети. Для обеспечения запуска из любого исходного положения начальный угол смещения оси лепестков датчика положения ротора (ДПР) относительно оси полюсов явнополюсного ротора устанавливают в пределах 15 z tg а 75 Этим исключаюг-50 ся случаи, когда пусковой момент равен нулю, т.е. так называемые "мерто вые точки"; 6 = 0 - ось лепестков
ДПР совпадает с осью полюсов явнопоо люсного ротора и 9 90, когда ось лепестков ДПР перпендикулярна оси полюсов явнополюсного ротора синхроннореактивного двигателя.
В зависимости от начального угла установки лепестков ДПР относительно оси ротора (9) изменяется направление вращающего момента. При положительном значении 9 порядок включения обмоток статора следующий: А-АВ-B-ВС-С-СА-А, при отрицательном 9 порядок включения изменяется: А-АС-С-СВ-В-ВА-А, т,е. в зависимости от начального угла 8 можно получить правое или левое направление вращения ротора.
Дпя осуществления реверса электронным путем сигнал с ЧЭ II, например подается на управляющий электрод симистора обмотки С, а сигнал с ЧЭ IIIна симистор обмотки В. При этом направление вращающего момента изменяется на противоположное. Такое переключение может осуществляться любым коммутирующим элементом.
На управляющие электроды тиристорного (симисторного) коммутатора подаются сигналы управления длительностью
Т (фиг. 2). При этом через открытый ,симистор и фазу обмотки якоря проходит переменный тОке Поэтому явнополюсный ротор синхронно-реактивной машины может не иметь специальной пусковой короткоэамкнутой обмотки. В этом случае направление пульсирующего элек" тромагнитного момента синхронного реактивного двигателя с явнополюсным ротором без пусковой обмотки остается неизменным независимо от направления тока в обмотке якоря. Длительность периода коммутации Т одной фазы определяется продолжительностью управ" ляющего сигнала: процесс коммутации заканчивается после исчезновения управляющего сигнала и прохождения тока фазы через нуль (фиг. 2). Так как явнополюсный ротор синхронно-реактивного двигателя 1 не имеет пусковой короткозамкнутой обмотки, при включении максимальное значение пускового тока в обмотках якоря ограничивается индуктивным сопротивлением фаз по поперечной оси. Отсутствие большого пускового тока допускает возможность высокой частоты включений и реверсов.
Таким образом, предложенный простой и надежный вентильный электродвигатель переменного тока с бесконтактной коммутацией может быть использо-. ван в электроприводах переменного тока широкого применения. При этом достигается снижение эксплуатационных затрат и повышение надежности в повФормула изобретения
43 и,,о
Составитель М, Сон
Редактор М. Келемеш Техред М,Дидык Корректор. Л.Патай
Заказ 6977/54 Тираж 551 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
5 15223 торно-кратковременных режимах работы за счет использования электромагнитных свойств синхронно-реактивных машин .
Вентильный электропривод, содержащий синхронно-реактивный двигатель с трехфазной якорной обмоткой и датчиком положения ротора., выходы которого подключены к входам блока управления, отличающийся тем, что, с целью снижения эксплуатационных затрат и повышения надежности в повторно-кратковременных режимах рабоI
71 6 ты путем использования электромагнит" ных свойств синхронно-реактивного двигателя, введены тиристорные ключи с двусторонней проводимостью, один силовой вывод каждого из которых соединен с концом соответствующей фазы якорной обмотки, а другие силовые выводы укаэанных тиристоров объединены, начала фаз трехфаэной якорной обмотки снабжены зажимами дпя подключения к трехфазной сети переменного тока, а блок управления выполнен в виде трех усилителей сигналов датчика положения ротора, выходы которых соединены с управляющими входами тиристорных ключей с двусторонней проводимостью.