Способ контактной стыковой сварки оплавливанием полос

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к способам стыковой сварки оплавлением полос и может быть использовано в металлургии перед непрерывным травлением и прокаткой полос, при изготовлении из полос труб и профилей, а также в других отраслях промышленности при переработке полос и изготовлении из них изделий. Цель изобретения - стабилизация и повышение пластических свойств соединений. Согласно способу начальное оплавление проводят со скоростью, зависящей от толщины полосы δ и равной V<SB POS="POST">н</SB> = [(0,5...0,6)K<SB POS="POST">л</SB> - 0,05δ]K<SB POS="POST">р</SB> при припуске на начальное оплавление 2...3 мм. После этого оплавление осуществляют при линейно нарастающей в функции пути скорости от начальной V<SB POS="POST">н</SB> до конечной V<SB POS="POST">к</SB> в соответствии с закономерностью V = V<SB POS="POST">н</SB>Е<SP POS="POST">Vк/</SP>Δ<SP POS="POST">.T</SP> при 0к = [(8...10)K<SB POS="POST">л</SB> - Δ] <SP POS="POST">.</SP> K<SB POS="POST">р</SB> и при припуске на оплавление Δ = (3...4)K<SB POS="POST">л</SB> + 3δ Постоянные коэффициенты K<SB POS="POST">л</SB> = 1 мм, K<SB POS="POST">р</SB> = 1с<SP POS="POST">-1</SP>, T - длительность оплавления. Выбор оптимальной закономерности сближения торцов полос в процессе оплавления позволяет повысить качество сварного соединения. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1523281

А1 дц4 В 23 1! 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4252880/25-27 (22) 16.04.87 (46) 23.11.89. Бюл. № 43 (71) Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт металлургического машиностроения им. А. И. Целикова (72) M Ф. Кареев, Н. С. Кабанов, В. С. Скворцов и А. В. Пискунов (53) 621.791.762 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 94!071, кл. В 23 К II/04, !980. (54) СПОСОБ КОНТАКТНОЙ СТЫ КОВОЙ СВАРКИ ОПЛАВЛЕНИЕМ ПОЛОС (57) Изобретение относится к способам стыковой сварки оплавлением полос и может быть использовано в металлургии перед непрерывным травлением и прокаткой полос, при изготовлении из полос труб и профилей, Изобретение относится к области стыковой сварки оплавлением и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности.

Цель изобретения — повышение и стабилизация пластических свойств соединений за счет выбора оптимальной закономерности сближения деталей в процессе оплавления.

На чертеже показано устройство для реализации способа.

Способ заключается в следующем.

Концы полос оплавляют с повышением скорости от начального до конечного значений. Начальное оплавление производят со скоростью, зависящей от толщины полосы б и равной

V„= ((О 5 — 0 6) Кл — 0 0561 Кр при припуске на начальное оплавление

2 — 3 мм, после чего оплавление осуществляа также в других отраслях промышленности при переработке полос и изготовлении из них изделий. Цель изобретения — стабилизация и повышение пластических свойств соединений. Согласно способу начальное оплавление проводят со скоростью, зависящей от толщине полосы о и равной

V„= ((0,5 — 0,6) К вЂ” 0,056) К, при припуске на начальное оплавление 2 — 3 мм. После этого оплавление осуществляют при линейно нарастающей в функции пути скорости от начальной V до конечно" V в соответствии с закономерностью V=1 . е " при

V = ((8 — !0) ʄ— 6) Кр и при припуске на оплавление Л=(3 — 4) К„ +36. Постоянные коэффициенты К„=1 мм, К =1 с длительность оплавления. Выбор оптимальной закономерности сближения торцов полос в процессе оплавления позволяет повысить качество сварного соединения. 1 ил. ют при линейно нарастающей в функции пути скорости от начальной до конечной в соответствии с закономерностью У. =

= V„ t t (1) при V ((8 — 10) К вЂ” 6) Кр и при припуске на оплавление ъ= (3—

4) К„+36, причем постоянные коэффициенты К„=I мм, Кр=l С

Известно, что энергия 1V, выделяемая в перемычке при оплавлении полос на высокопроизводительных режимах, пропорциональна сечению F полосы

W=(10 — 1! ) F. К, а количество выброшенного с перемычками тепла Q пропорционально lV и числу перемычек h

Q=K„W h, где К и ʄ— некоторые постоянные коэффициенты.

1523281!

О ется зависимостью!

ЗО

Ro= Ko

I/zo

FV

В каждый момент времени величина Q связана со сварочным током /; и сопротивлением промежутка между торцами Ro. Скорость оплавления определяется реализуемой в стыке энергией / Ro и потерями в полосе и электродах. Скорость также зависит от сечения полос F и средних температур торцов перед осадкой Тр и среды Т р.

/с Ro

Е(Т вЂ” Т.p) где Кр — коэффициент потерь.

Оптимальная закономерность изменения V при оплавлении, следовательно, зависит от энергетических возможностей сварочной машины и сопротивления Я0, которое в свою очередь зависит от количества и размеров перемычек, образующихся в данный момент между торцами. Если V мало и не соответствует энергетическим возможностям машины (h мало), то /, и Q незначительны, а Ro — велико. При черезмерной оплавление прекращается, / зелико, а и Q — малы.

Максимальное значение Q соответствует оптимальному соотношению между /, и Ro или иначе оптимальному в данный момент числу и размерам перемычек определенного размера при требуемой длительности их нагрева и разрушения. Известно, что потери тепла растут с увеличением длительности оплавления. Поэтому трудно нагреваемые при оплавлении полосы целесообразно оплавлять при оптимальном, но кратковременноч процессе оплавления, определяемом в зависимости от скоростей V.

Известно, что

С повышением напряжения холостого хода Vzo, необходимым из-за уменьшения значения Тр — Т.р при достаточном запасе мощности и оптимальной закономерности изменения V, растет число перемычек и их площадь, вследствие чего проводимость промежутка повышается, а Р0 снижается. Так, например, снижение Я0 при увеличении конечных скоростей оплавления от 1 до 6 мм/с у полос сечением 3)(470 мм достигает шестикратной величины. Это снижение при onтимальной программе сближения должно компенсироваться соответствующим ростом h, а следовательно, и /,.

Снижение Rg к концу оплавления зависит, следовательно, от выбранной программы сближения, напряжения холостого хода (/0, сечения полос F и сопротивления короткого замыкания машины Z o, влияющего на выбор Upo.

Исходя из условий создания равномерного слоя расплава и предупреждения его кристаллизации и окисления минимальные конечные скорости оплавления тонких (1,5—

2 мм) полос близки к V„=7 — 9 мм/с, начальная неустановившаяся стадия оплавления при мощностях машин 0,15 — 0,20 кВА/

/мм, может осуществляться устойчиво при

V 0,5 мм/с. С увеличением толщины полос эти скорости снижаются. Это обусловлено тем, что оптимальное к концу оплавления h, зависящее от ширины полос, их толщины, градиента температур у стыка

8х —" и толщины слоя расплава о, определяр

àazò

/,К„

6 бр

С увеличением о растет пропорционально диаметр перемычек и ор, а — - уменьшается, ЭТ вследствие чего расширяется зона нагрева и замедляется кристаллизация расплава, что позволяет уменьшить V„. Из-за более трудного возбуждения оплавления у толстых полос также требуется снижение У».

Ширина полос В при соотвез ствующем выборе мощности, а следовательно, при определенном h практически не влияет íà состояние расплава, так как размеры перемычек практически не влияют на состояние расплава, так как размеры перемычек практически определяются толщиной о. Поэтому V„и V, можно выбирать по толщине полос, Для машин с Z„= 100 — 250 кмОм при удельной мощности 0,15 — 0,20 кВА/мм максимальные начальные скорости выбирают исходя из необходимости получения устойчивого возбуждения. Минимальные конечные — исходя из необходимости создания равномерного слоя расплава. При этом эти скорости определяют по зависимостям

Va «axe= (0,55 Кд — 0,056) Кр, Vx «ин — — ((9 — 1 О) Kac — 6) Кр.

Экспериментальная проверка этих скоростей при разном сортаменте полос подтверждает справедливость такого выбора.

При больших, чем указано, V âîçìîæíî закорачивание торцов, а при меньших ухудшается глубинный прогрев полос. Если меньше указанных значений, то расплав на торцах неравномерен по толщине, что снижает пластичность соединений. При больших значениях уменьшается число перемычек в каждом полупериоде и из-за ухудшения защиты пластичность также снижается.

Для начального прогрева полос на скорости „необходима относительно большая длительность и припуск 2 — 3 мм.

Пример выбора параметров для полос толщиною 3 мм:

1 » — — (0,6 1 — 0,05 ° 3) ° 1=0,45 мм/с, Л „=

=2,0 мч;

Чк — — (9 1 — 3) ° 1 = 6,0 мм/с, и = 4 1+ 33 =

= 13 мм.

1523281

Формула изобретения

nppkdy и машины

)гл таюа

Составитель И. Фелииина

Редактор В. Бугренкова Техред И. Верес Корректор Т. Палий

Заказ 6934, 12 Тираж 894 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 415

Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Длительностью оплавления в соответствии с зависимостью (1) /=5,62 с.

На чертеже показано устройство для реализаций способа.

Устройство содержит суммирующий элемент 1, интегратор 2, потенциометрический задатчик 3 конечной скорости и компаратор 4.

Устройство работает следующим образом. !О

В момент окончания начального оплавления на прямой вход суммирующего элемента 1 подается сигнал начальной скорости оплавления н в виде напряжения постоянного тока. Этот сигнал поступает на вход интегратора 2. На выходе интегратора появляется сигнал, пропорциональный задаваемому пути перемещения передвижной станины стыкосварочной машины, который отслеживается следящим приводом передвижной станины. Одновременно с выхода интегра- 20 тора сигнал подается на потенциометрический задатчик 3 конечного значения скорости оплавления V». В момент отработки заданного припуска на оплавление срабатывает компаратор 4, выдавая, тем самым, сигнал на осадку. Задатчик 3 V» линейно преобразует текущий сигнал перемещения станины в текущий сигнал скорости станины.

В момент окончания оплавления сигнал на выходс интегратора 2 будет равен сигналу Л, поданному на один из входов компаратора 4, а сигнал на выходе задатчика 3 заданному значению VÄ, Отношение сигнала Л к сигналу 1 и есть тот коэффициент преобразования, который следует задавать для получения требуемого значения скорости V+. Таким образом, скорость в функции пути меняется линейно, а в функции времени, бла года ря положи тел ь ной обратной связи с выхода задатчика 3 на один из входов суммирующего элемента 1, по экспоненте в соответствии с выражением (I).

Предлагаемый способ контактной стыковой сварки оплавлением полос позволяет повысить и стабилизировать пластичность сварных соединений.

Способ контактной стыковой сварки оплавлением полос, при котором концы полос оплавляют с повышением скорости от начального 1 „до конечного V> значений, отличаюи4ийся тем, что, с целью повышения и, стабилизации пластичности соединений, V, и V» выбирают с учетом толщины полос о по зависимостям

V» = ((0,5 — 0,6) 4 — 0,056) Кд и V„= ((8 — !О) К» — У) К, постоянные коэффициенты К„=! мм, К,=

=1 с, а повышение скорости от V„до V» осуществляют в соответствии с закономер«« ностью V=V» /, где t — длительность оплавления, при этом припуск íà onëàBëåние со скоростью 1 н принимают равным

2 — 3 мм, а припуск íà onлавление со скоростью V принимают равным Л-(3 — 4) )

>(К„+36.