Способ сборки деталей
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к сборочному производству и позволяет расширить технологические возможности способа. Для этого деталь 1 размещают в пневмолотке, в котором по оси выполнены наклонные сопла 3. Струи воздуха, истекающие из сопел 3, сообщают детали автоколебания, обеспечивающие посковые движения сопрягаемых контуров. Одновременно включают вибратор, возбуждающий колебания в сопрягаемой детали 5, направленные перпендикулярно автоколебаниям. Частота колебаний детали 5 кратна частоте автоколебаний. При совпадении сопрягаемых контуров деталь 1 вставляется в отверстие детали 5, и сборка заканчивается. Использование автоколебательного режима и сообщение колебаний кратной частоты детали, располагаемой в базирующем приспособлении, обеспечивает ориентацию деталей по цилиндрическим сопрягаемым контурам и их сборку. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
yI) 4 В 23 Р 11 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4358060/31-27 (22) 17.11.87 (46) 23.11.89. Бюл. № 43 (71) Каунасский политехнический институт им. Антанаса Снечкуса (72) P. П. Атступенене, Б. П. Бакшис и Й. С. Урбайте (53) 658.515 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 272031, кл. В 23 P il/00, 18.11.68. (54) СПОСОБ СБОРКИ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к сборочному производству и позволяет расширить технологические возможности способа. Для этого деталь 1 размещают в пневмолотке, в котором по оси выполнены наклонные сопÄÄ SUÄÄ 1523296
2 ла 3. Струи воздуха, истекающие из сопел 3, сообщают детали автоколебания, обеспечивающие поисковые движения сопрягаемых контуров. Одновременно включают вибратор, возбуждающий колебания в сопрягаемой детали 5, направленные перпендикулярно автоколебаниям. Частота колебаний детали 5 кратна частоте автоколебаний. При совпадении сопрягаемых контуров деталь I вставляется в отверстие детали 5,и сборка заканчивается. Использование автоколебательного режима и сообщение колебаний кратной частоты детали, располагаемой в базирующем приспособлении, обеспечивает ориентацию деталей по нецилиндрическим сопрягаемым контурам и их сборку. 1 з. п. ф-лы, 3 ил.
1523296
1О
Изобретение относится к машиностроению и приборостроению и может найти применение при автоматизации сборки деталей с нецилиндрическими сопрягаемыми поверхностями с использованием воздушного потока.
Цель изобретения — расширение технологических возможностей путем обеспечения сборки деталей с нецилиндрическими сопрягаемыми поверхностями.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема технической реализации способа сборки; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — график колебаний деталей в двух перпендикулярных направлениях.
Деталь 1 размещают в пневмолотке 2, в котором по оси лотка выполнены наклонные сопла 3.
На участке лотка, образующем сборочную позицию, сопла выполнены с карманами 4, позволяющими обеспечить автоколебательный режим детали 1.
При включении сжатого воздуха между несущей поверхностью лотка и деталью образуется газостатическая пленка. Струи воздуха, истекающие из наклонных сопел 3 пневмолотка 2, перемещают деталь 1 на сборочную позицию до соприкосновения с деталью 5. Деталь 5 устанавливают в базирующем приспособлении упруго с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном продольной оси пневмолотка.
Давление сжатого воздуха подбирают таким образом, чтобы на сборочной позиции устанавливался автоколебательный режим детали 1 по закону 1 =Аз!пЫ. Это происходит следующим образом.
При подаче сжатого воздуха с давлением в зоне P — P> (фиг. 3) между деталью и несущей поверхностью лотка образуется воздушная пленка, т. е. деталь приподнимается над поверхностью лотка, но колебания детали не возникают. При повышении давления сжатого воздуха в зоне Рг — Рз возникает автоколебательный режим. Воздух, истекающий из сопел, повышает давление в карманах 4 до тех пор, пока деталь 1 начинает перемещаться в сторону увеличения зазора между ней и поверхностью лотка.
Сила инерции отклоняет деталь 1 через положение равновесия в сторону большого зазора. С увеличением зазора давление в карманах 4 резко падает, так как расход воздуха через сопла становится меньшим, чем зазор. Деталь 1 смещается через положение равновесия в сторону уменьшения зазора. При этом давление в карманах повышается и цикл повторяется. Из-за сжимаемости воздуха и наличия карманов энергия воздушной подушки периодически добавляется к энергии системы, обеспечивая периодические колебания детали 1. Параметры автоколебаний регулируются изменением величины давления подводимого воздуха, гео15
55 метрических размеров карманов, а также зависят от массы детали 1.
На сборочной позиции деталь I торцом прижимается к детали 5. Сила прижима обеспечивается струями сжатого воздуха, истекающими из наклонных сопел. При этом истекающий в атмосферу сжатый воздух предварительно ориентирует размещенную на пневмолотке деталь относительно сопрягаемой детали. Установлением автоколебательного режима детали 1 обеспечивают поисковые движения сопрягаемых контуров в направлении, перпендикулярном несущей поверхности лотка.
Одновременно с включением автоколебательного режима детали I включается вибратор 6, возбуждающий колебания детали 5 с частотой, на пример, двукратной частоте автоколебаний по закону Х=Asinket. Этим обеспечивают поисковые движения сопрягаемых контуров в направлении, перпендикулярном направлению автоколебаний. Когда сопрягаемые контуры совпадают, деталь 1 вставляется в отверстие детали 5 и сборка заканчивается.
Использование струй сжатого воздуха, истекающих из наклонных сопел пневмолотка, способствует предварительному ориентированию нецилиндрических деталей на сборочной позиции. Реализация автоколебательного режима размещенной на сборочной позиции пневмолотка детали и сообщение колебаний кратной частоты детали, установленной в базирующем приспособлении, в направлении, перпендикулярном направлению автоколебаний первой детали, обеспечивают их окончательную ориентацию по нецилиндрическим сопрягаемым контурам и сборку.
Пример. Сборке подвергался валик прямоугольного поперечного сечения размерами (20Х IO) XIO м с втулкой, отверстие которой имеет соответствующую форму. Зазор между сопрягаемыми поверхностями 0,1 мм по осям Х и У. Длина валика IO м. Валик помещают на пневмолотке, ширина которого, например, 24)<10 м на расстоянии
10 мм от торца втулки. Давление в камере пневмолотка 15 х 10 Па; диаметр пи-з тающих отверстий I X 10 м; угол наклона отверстий 45, диаметр карманов 2 X
X 10 м; глубина карманов 0,5Х 10 м; количество питающих отверстий под деталью, расположенных по оси пневмолотка в один ряд, равно десяти. Валик выполнен из сплава алюминия, масса которого 0,035 кг. Другую деталь устанавливают в базирующем приспособлении с возможностью сообщения ей колебаний в направлении, перпендикулярном несущей поверхности лотка. Включают систему внешнего наддува и одновременно электромагнит, создающий колебания в приспособлении базируемой детали с амплитудой 0,2 мм и частотой (50—
1523296
У1
У
Составитель Н. Пожидаева
Редактор В. Бугренкова Техред И. Верес Корректор М. Самборская
Заказ 6934!12 Тираж 894 Поди исное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4, 5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 10!
55) Гц. Прн этом в пневмолотке помещенная деталь за счет струй сжатого воздуха перемещается к сопрягаемой детали, совершая автоколебання в направлении, перпендикулярном несущей поверхности лотка. При вышеуказанных парамеграх амплитуда автоколебаний перед сопряженнем достнгает (0,6 — 0,7) мм, а частота 27 Гц.
Время сборки фиксировали от момента первого соприкосновения собираемых деталей до входа валика в отверстие втулки, что составнло (0,06 — 0,1)с. Колебания втулки с трехкратной частотой (-80 Гц) незначительно влияют на продолжительность сборки (0,05—
0,08) с.
Формула изобретения
1. Способ сборки деталей, заключающийся в том, что одну из собираемых деталей размещают в базирующем приспособлении, а другой сообщают колебательное движение, в процессе которого ее сопрягают с первой деталью, отличающийся тем, что, с целью расширения технологнческнх возможностей путем обеспечения сборки деталей с нецнлиндрическнми сопрягаемымн поверхностями, колебательное движение детали сообщают, обеспечивая режим автоколебаний, а детали, располагаемой на базнрующем приспособлении, сообщают колебання, перпенднкулярные автоколебаниям н имеющие частоту, превышающую частоту автоколебаннй в кратное число раз.
15 2. Способ по и. 1, отличающийся тем, что автоколебання возбуждают путем размещения детали на пневмолотке.