Тяговый электропривод рудничного локомотива с комбинированным питанием
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электрической тяге и предназначено преимущественно для использования на рудничных локомотивах постоянного тока. Цель изобретения - повышение надежности. Тяговый электропривод рудничного локомотива содержит включенные последовательно токосъемник 8, электромеханический аккумулятор 2, выполненный в виде маховика 3 на валу электрической машины постоянного тока, датчик тока 14 и тяговые электродвигатели 1, диод, катод которого подключен к токосъемнику, коммутационный контактор, катушка которого подключена к токосъемнику. Два замыкающих и два размыкающих контакта контактора образуют реверсор, в диагональ которого включена обмотка якоря электрической машины. Устройство содержит также включенные последовательно задатчик 18 тока, блок 19 сравнения, широтно-импульсный преобразователь 20 и инвертор 21, выход которого соединен с управляющим входом регулируемого источника 12 питания, к выходу которого подключена обмотка 11 возбуждения электрической машины постоянного тока. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК др 4 В 60 I. 11/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1б 4ь
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
Н А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4395332/24-11 (22) 11.03.88 (46) 23 ° 11.89 ° Бюл. V 43 (71) Институт горного дела им. А.А.Скочинекого (72) В.И.Серов, А.J1.3àïàäèícêèé и И.А.Карев (53) 621.337.41 (088.8) (56) Railway Gazette International, 1976, vol.132, N 9, р,333. (54) ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД РУДНИЧНОГО
ЛОКОМОТИВА С КОМБИНИРОВАННЫМ ПИТАНИЕМ (57) ИзоЬретение относится к электрической тяге и предназначено преимущественно для использования на рудничных локомотивах постоянного тока.
Цель изобретения - повышение надежности. Тяговый электропривод рудничного локомотива содержит включенные последовательно токосъемник 8, электроме2 ханический аккумулятор 2, выполненный в виде маховика 3 на валу электрической машины постоянного тока, датчик тока 14 и тяговые электродвигатели 1, диод, катод которого подключен к токосъемнику, коммутационный контактор, катушка которого подключена к токосъемнику. Два замыкающих и два размыкающих контакта контактора образуют реверсор, в диагональ которого включена обмотка якоря электрической машины. Устройство содержит также включенные последовательно задатчик 18 тока, блок 19 сравнения, широтно-импульсный преобразователь 20 и инвертор 21, выход которого соединен с управляющим входом регулируемого источника 12 питания, к выходу которого подключена обмотка .11 возЬуждения электрической машины постоянного тока.,1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1523421
Изобретение относится к электрической тяге и предназначено преимущественно для использования на рудничных локомотивах постоянного тока.
Цель изобретения - повышение надежности.
На чертеже представлена электрическая схема рудничного локомотива с комбинированным питанием.
Рудничный локомотив с комбинированным питанием содержит тяговые электродвигатели 1 и электромеханический аккумулятор 2, представляющий собой электрическую машину постоянно- 15 го тока с маховиком 3. Один и другой выводы обмотки 4 якоря электрической машины постоянного тока через размыкающие контакты 5 и 6 контактора 7 .связаны соответственно с токосъемником20
8 и одними из выводов тяговых электродвигателей 1, а через замыкающие контакты 9 и 10 контактора 7 - соответственно с одними из выводов тяго" вых электродвигателей 1 и токосъемником 8, который связан с одним из выводов тяговой сети, с другим выводом которой связаны другие выводы тяговых электродвигателей 1. Обмотка 11 возбуждения электрической машины посто- 30 янного тока подключена к выходу регулируемого источника 12 питания, управляющий вход которого подключен к выходу блока 13 управления электромеханическим аккумулятором, один и другой управляющие входы которого связаны с выходом датчика 14 тока тяговых электродвигателей и через замыкающий контакт 15 контактора 7 с другим выводом тяговой сети, с которым связан 40 анод диода 16, подключенного катодом к токосъемнику, с которым соединен один из выводов управляющей катушки
17 контактора 7. Блок 13 управления выполнен на соединенных последова 45 тельно задатчика 18 тока, блоке 19 сравнения, широтно-импульсном преобразователе 20 и инверторе 21, выход которого и управляющие входы блока 19 сравнения и инвертора 21 являются соответственно выходом и одним и дру50 гим управляющими входами блока 13 управления.
Тяговый электропривод ручного локомотива с комбинированным питанием работает следующим образом.
Машинист устанавливает с помощью задатчика 18 тока требуемый для пуска локомотива ток тяговых электродвигателей 1. В блоке 19 сравнения заданный сигнал сравнивается с величиной, пропорциональной текущему значЕнию тока тяговых электродвигателей 1, Сигнал рассогласования с выхода блока 19 сравнения поступает на вход широтно-импульсного преобразователя
20, в котором он преобразуется в последовательность импульсов, длительность которых пропорциональна разности токов, причем если контакт 15 кон контактора 7 разомкнут, то увеличение сигнала рассогласования вызывает увеличение длительности импульсов на выходе инвертора 21, если контакт 15 замкнут - увеличение сигнала рассогласования вызывает уменьшение длительности импульсов на выход инвертора 21. С выхода инвертора 21 импульсы поступают на управляющий вход регулируемого источника 12 питания, При питании локомотива от тяговой сети контактор 7 находится во включенном состоянии и обмотка 4 якоря электрической машины включена последовательно с тяговыми электродвигателями 1 таким образом, что ЭДС электромеханического аккумулятора 2 направлена встречно ЭДС внешнего источника энергоснабжения, питающего контактную тяговую сеть. Тогда изменением ЭДС электромеханического аккумуля" тора 2 (путем изменения тока, протекающего в цепи обмотки 11 возбужде" ния) достигается плавное регулирование силы тяги ломокотива.
На удаленных участках контактных сетей падение напряжения достигает
40%-ного номинального напряжения. При работе на таких участках контактор 7 находится в выключенном состоянии и обмотка 4 якоря электрической машины включена последовательно с тяговыми электродвигателями 1 таким образом, что ЭДС электромеханического аккумулятора 2 направлена согласно с ЭДС внешнего источника энергоснабжения, тем самым достигается компенсация потерь напряжения в тяговой сети.
Плавное регулирование силы тяги в этом режиме также достигается регулированием тока, протекающего в обмотке 11 возбуждения с помощью блока 13.
При исчезновении напряжения в тяговой сети или эксплуатации локомотива на участках, не оборудованных тяговой сетью, контактор 7 находится
1523421 6 тяговых электродвигателей и блоком управления электромеханическим аккумулятором, выход которого соединен с
5 управляющим входом регулируемого источника питания, а один и другой управляющие входы связаны соответственно с выходом датчика тока тяговых электродвигателей и через один из за10 мыкающих контактов коммутационного аппарата - с выводом блока заземления, причем один и другой выводы обмотки якоря электрической машины постоянного тока через размыкающие кон15 такты коммутационного аппарата связаны соответственно с токосъемником и одними иэ выводов тяговых электродвигателей, а через другие замыкающие контакты коммутационного аппарата -
20 соответственно с одними из выводов тяговых электродвигателей и токосъемником, при этом управляющий вход коммутационного аппарата подключен к токосъемнику.
25 2. Электропривод по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что блок управленив электромеханическим аккумулято% ром выполнен на соединенных последовательно задатчике тока, блоке сравнения, широтно-импульсном преобразователе и инверторе, причем управляющие входы блока сравнения и инвертора и выход инвертора являются соответственно однии и другим управляющими вховходами и выходои блока управления электромеханическим аккуиуляторои. в выключенном состоянии, диод 16 ,открыт и тяговые электродвигатели 1 и электромеханический аккумулятор 2 в этом режиме включены параллельно.
Плавное регулирование силы тяги осуществляется аналогично режиму, рассмотренному выше.
Во всех режимах значение тока электромеханического аккумулятора 2 и тяговых электродвигателей ограничивается уровнем задания на выходе задатчика 18 тока, это позволяет защитить электрические машины от выхода из строя при перегрузках и изменении режимов питания локомотива.
Формула изобретения
1. Тяговый электропривод рудничного локомотива с комбинированным питанием, содержащий тяговые электродвигатели, одни иэ выводов которых связаны через коммутационный аппарат с электромеханическим аккумулятором и через токосъемник - с тяговой сетью, а другие - с выводом блока заземления, причем электромеханический аккумулятор представляет собой электрическую машину постоянного тока с маховиком, обмотка возбуждения которой подключена к регулируемому источнику питания, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен подключенным катодом к токосъемнику диодои, датчиком тока
Составитель Л. Резникова
Редактор Г. Волкова Техред Л. Сврдюкова Корректор С.ЧеРни
Заказ 6994/19 Тираж 522 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина,101