Устройство сигнализации для транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано в устройствах для сигнализации об изменении маневра и аварийного режима. Цель изобретения - повышение информационной способности устройства. Устройство содержит лампы 1,2 указателя поворотов, в цепь питания которых через переключатель 3 поворотов включены последовательно соединенные блок 4 задания частоты мигания и первое исполнительное реле 7, запоминающий контакт 7.1 которого включен в цепь питания контрольной лампы 8 указателя поворотов. Датчик вращения вала двигателя выполнен на реле 9 переменного тока и его замыкающий контакт 9.1 включен во входную цепь инвертора 11 и триггера 12, другой вход которого подключен к источнику питания через размыкающий контакт замка 13 зажигания. Выходы инвертора 11 и триггера 12 подключены к входам элемента И 14, выход которого подключен к реле 16. Элемент ИЛИ 15 выходом подключен к блоку 4. Многосекционный переключатель 17 осуществляет коммутацию импульсов реле 7 с управляющими входами коммутатора 18 непосредственно и через формирователь 19 импульса. Коммутатор 18 включен в цепь питания ламп 21,22 габаритного освещения. Устройство позволяет автоматически включать аварийную сигнализацию при выходе из строя двигателя с помощью ламп 1,2, работающих в проблесковом режиме, а также сигнализировать о необходимой медицинской помощи с помощью ламп 1,2 и 21,22, работающих в противофазе в проблесковом режиме. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСГ1УБЛИН (19) (И) yf) 4 В 60 Я 1/34 ЩОЮЗ
ПАТЕНТ1И- "
Б - .БЛИО
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ пО ИЗОБ ЕТЕНИЯМ V О1 (РЦТИЯ)
flpH ГКНТ СССР
f (21) 4404984/40-11 (22) 19 ° 02.88, (46) 23.1 1.89, Бюл. У 43 (72) В.В.Иващенко и P.Ï.Øïàêîâñêèé (53) 629.113.066 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
)) 1411183, кл. В 60 Q 1/34, 1987.
2 (54) УСТРОЙСТВО СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств и может быть использовано в устройствах для сигнализации об изменении маневра и аварийного режима. Цель изобретния- — повышение информационной
1523431 способности устройтсва. Устройство содержит лампы 1 и 2 указателя пово- . ротов, в цепь питания которых через переключатель 3 поворотов включены последовательно соединенные блок 4
5 задания частоты мигания и первое исполнительное реле 7, запоминающий контакт 7, 1 которого вкхпочен в цепь питания контрольной лампы 8 указателя поворотов. Датчик вращения вала двигателя выполнен на реле 9 переменного тока и его замыкающий контакт 9. 1 включен во входную цепь инвертора 11 и триг- 15 гера 12, другой вход которого подключен к источнику питания через размыкающий контакт замка 13 зажигания.
Выходы инвертора 11 и триггера 12 под-.
Ф
Изобретение относится к электро- оборудованию транспортных средств и может быть использовано в устройствах для сигнализации об изменении маневра и аварийного режима.
Цель изобретения — повышение информационной способности устройства.
На чертеже приведена функциональ- ная схема устройства.
Устройство содержит лампы 1 и 2 указателя поворотов, в цепь питания, которых через переключатель 3 поворотов включены последовательно соединенные блок 4 задания частоты мигания, состоящий из мультивибратора 5 и тиристорного коммутатора б, и первое исполнительное реле 7. Замыкающий . 40 контакт 7 ° 1 реле 8 включен в Цепь питания контрольной лампы указателя .; поворотов. Датчик вращения вала двигателя выполнен на реле 9 переменного то- ка, которое запитывается от гейерато- 45 ра 10 транспортного средства. Замыкающий контакт 9.1 реле 9 включен во входную цепь инвертора 11 и триггера 12, другой вход которого подключен к источнику питания через размыкающий контакт замка 13 зажигания, через замыкающий контакт которого к источнику питания подключен один из входов элемента И 14 и другой вход элемента ИЛИ 15. Другие входы элемента И 14 подключены к выходам ин- 55 вертора 11 и триггера 12, а выход— к второму исполнительному реле 16, замыкающие контакты 16.1 которого под-, ключены к входам элемента И 14, выход которого подключен к реле 16. Элемент
ИЛИ 15 выходом подключен к блоку 4.
Иногосекционный переключатель 17 осуществляет коммутацию импульсов реле 7 с управляющими входами коммутатора 18 непосредственно и через формирователь
19 импульса. Коммутатор 18 включен в цепь питания ламп 21 и 22 габаритно- го освещения. Устройство позволяет автоматически включать аварийную сигнализаци1о при выходе из строя двигателя с помощью ламп 1 и 2, работающих в проблесковом режиме, а также сигнализировать о необходимой медицинской помощи с помощью ламп 1, 2 и 21, 22, работающих в противофазе в проблесковом режиме. 1 ил. ключены параллельно переключателю 3.
Многосекционный переключатель 17 режима сигнализации имеет три положения переключения: положение I положение
ХХ и нейтральное.
Контакты 17. 1 и 17.2 двух групп переключателя t7 подключены параллельно переключателю 3. Управляющие входы коммутатора 18 сигнала непосредственно и через формирователь 19 импульса подключены к выходу реле 7 через контакты 17.3 переключателя 17, а контакты 17.4 и 17.5 включены соответственно через включатель 20 габаритных огней в цепь питания ламп
21 и 22 габаритного освещения и во входную цепь элемента ИЛИ 15, выход которого подключен к входу блока 4.
Коммутатор 18 выполнен на тиристорах.
Устройство работает следующим образом.
При положении контактов замка 13 устройство находится в исходном сос- . тоянии, что соответствует режиму
"Стоянка", при этом на выходе триггера 12 сформирован сигнал низкого уровня.
При движении транспортного средства реле 9 запитывается от генератора 10, в результате чего его контакты 9.1 замыкаются. !
Напряжение источника питания че- . / рез замкнутые контакты 9.1 поступает на вход инвертора 11 и триггера 12, переводя последний в положение, при котором на его выходе формируется
5 . !5234 сигнал высокого уровня. Однако реле не срабатывает, так как сигнал низкого уровня с выхода инвертора 11 блокирует элемент И 14 и на его выходе сформирован сигнал низкого уровня.
Во время внезапной остановки двигателя на выходе генератора 10 отсутствует переменное напряжение, в ре-... зультате чего размыкаются контакты
9,1 реле 9. При этом триггер 12 сохраняет свое устойчивое состояние, а на выходе инвертора 11 формируется сигнал высокого уровня.
Сигнал высокого уровня с выхода элемента И 14 запитывает реле 16, контакты которого 16.1 замыкаются и засвечиваются лампы 1 и 2, сигнализируя об аварийном режиме при отказе двигателя. 20 При установке переключателя 17 в положение I напряжение источника питания через контакты 17.5 поступают на вход элемента ИЛИ 15 и мультивиб- 25 ратор 5 блока 4 начинает генерировать импульсы напряжения, которые через коммутатор 6, реле 7 и замкнутые контакты 17.1 и 17.2 поступают в цепь питания ламп 1 и 2, которые начинают функционировать в проблесковом режиме; сигнализируя об аварийной ситуации.
При установке переключателя 17 в положение TI осуществляется сигнализация о необходимости медицинской помощи. В этом режиме через замкнутые .контакты 17.5 и 17.1, 17 ° 2 обеспечивается сигнализация аварийного режи- 4р ма — работа ламп 1 и 2 в проблесковом режиме. Кроме того, импульсы напряжения с выхода реле 7 через замкнутые контакты 17.3 поступают на вход формирователя 19, который формирует им- 45 пульс управления (по замкнутому фронту). Этот импульс открывает коммутатор 18 и лампы 21 и 22 засвечиваются на время, пока мультивибратор 5 не переключится в другое состояние, т.е. лампы 21 и 22 засвечиваются в проблесковом режиме в противофазе по отношению к лампам 1 и 2.
31
Включатель 20 обеспечивает включ:— ние габаритного освещения в нейтральном и I положениях переключателя 17.
Формула изобретения
Устройство сигнализации для транспортного средства, содержащее лампы указателя поворотов, в цепь питания которых через переключатель поворотов включены последовательно соединенные блок задания частоты мигания и первое исполнительное реле, замыкаю- щий контакт которого включен в цепь питания контрольной лампы указателя поворотов, датчик вращения вала двигателя, выполненный на реле переменного тока, замыкающий контакт которого включен во входные цепи инвертора и триггера, другой вход которого подключен к источнику питания через размыкающий контакт замка зажигания, замыкающий контакт которого подключен к одному из входов элемента И, другие входы которого — к выходам инвертора и триггера, а выход — к второму исполнительному реле, замыкающие контакты которого подключены параллельно переключателю поворотов, о т л и ч а— ю щ е е с я тем, что, с целью повышения информационной способности, оно снабжено элементом ИЛИ, коммутатором сигнала, формирователем импульса и многосекционным переключателем режима сигнализации, две группы контактов которого подключен параллельно переключателю IIQBQpOTQB управляющие входы коммутатора сигнала, включенного в цепь питания лампы габаритного освещения, непосредственно и через формирователь импульса подключены к выходу первого исполнительного реле через контакты третьей группы многосекционного переключателя, контакты четвертой и пятой групп которого включены соответственно через включатель габаритных огней в цепь питания ламп габаритного освещения и во входную цепь элемента ИЛИ, другой вход которого объединен с одним из входов элемента И, а выход элемента ИЛИ подключен к входу блока задания частоты.