Система автоматической очистки стекла транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам стеклоочистки транспортных средств. Цель изобретения - повышение безопасности движения и улучшение условий работы водителя. Система автоматической очистки стекла транспортного средства содержит электродвигатель очистителя 1 и электродвигатель насоса омывателя 2, реле времени 3, переключатель рода работы 4, электромагнитный клапан 5 омывателя. Новым в устройстве является датчик загрязненности стекла 6, генератор импульсов 7, схема совпадения 8, два электронных ключа 10,9, триггер 12, соединенные между собой. Датчик загрязненности содержит N оптоэлектронных пар, соединенных и размещенных по периметру зоны очистки с внутренней стороны стекла определенным образом по отношению к стеклу. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (Бд 4 В 60 S 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4399167/31-11 (22) 28.03.88 (46) 23.11.89. Вюл. Р 43 (71) Тольяттинский политехнический институт (72) А.Д.Николаев, О.А.Суркова и Т.Н..синцова (53) 629.113.011,673 (088.8) (56) Патент США У 4339698, кл. Н 02 Р 1/04, 1982. (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ ОЧИСТКИ

СТЕКЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам стеклоочистки транспортных средств. Цель изобретения — повышение безопасности движения и улучше„„SU„„1 2 3 А1

2 ние условий работы водителя ° Система автоматической очистки стекла транспортного средства содержит электродвигатель очистителя 1 и электродвигатель насоса омывателя 2, реле 3 времени, переключатель 4 рода работы, электромагнитный клапан 5 омывателя.

Новым в устройстве является датчик

6 загрязненности стекла, генератор 7 импульсов, схема 8 совпадения, два электронных ключа 9 и 10, триггер 12, соединенные между собой. Датчик загрязненности содержит п-оптоэлектронных пар, соединенных и размещенных по периметру зоны очистки с внутренней стороны стекла определенным абра- Я зом по отношению к стеклу. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

1523433

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к устройствам очистки стекол транспортных средств.

Цель изобретения - повышение безопасности движения и улучшение условий работы водителя.

На фиг. 1 показана структурная схема устройства управления стеклоочистителем; на фиг. 2 — временные диаграммы его работы в автоматическом режиме; на фиг. 3 — расположение светоизлучателя и фотоприемника относительно стекла; на фиг. 4 — располо- 15 жение оптоэлектронных пар в зоне очистки стекла; на фиг. 5 — принципиальная схема конкретного датчика загрязненности стекла.

Устройство управления стеклоочис- 20 тителем (фиг.1) содержит электродвигатель 1 привода щеток, электродвигатель 2 насоса омывателя, реле 3 времени, переключатель 4 рода работы, электромагнитный клапан 5 омывателя, 25 датчик 6 загрязненности стекла, генератор 7 импульсов, схему 8 совпадения, электронные ключи 9 и 10, выключатель

11, триггер 12. Один полюс:переключателя 4 рода работы, соединен с обмоткой электродвигателя 1 привода щеток, а два других — с реле 3 времени и с положительной клеммой источника питания (не показано), к этой же клемме подключены реле 3 времени и, электродвигатель i привода щеток, соединенные с "массой", реле 3 времени соединено с обмотками электродвигателя 2 и электромагнитного клапана 5 омывателя, выходы датчика 6 40 и генератора 7 импульсов соединены со входами схемы 8 совпадения, выход схемы 8 совпадения соединен со входами первого ключа 9 и первым входом триггера 12, второй вход триггера 12 соединен с выходом датчика 6, выход . триггера 12 соединен со входом второго ключа 10, выход первого ключа

9 соединен с реле 6 времени,. выход второго ключа 10 соединен с обмоткой электродвигателя 1 привода щеток, один полюс выключателя 11 соединен с положительной клеммой источника питания, другой полюс с датчиком 6, генератором 7.

Датчик загрязненности стекла состоит из и оптоэлектронных пар, кото" рые расположены с внутренней стороны стекла 13 и состоят из светоиэлучателя i4 и фотоприемника 15 (фиг.3).

Конкретный датчик 6 состоит из четырех оптопар, расположенных по периметру зоны очистки стекла 13 (фиг.4).

Светоизлучатели 14 соединены между собой параллельно, а фотоприемники 15 последовательно, светоизлучатели подключены к источнику напряжения (фиг.5).

Устройство работает следующим образом.

При отключенном выключателе 11 устройство управления стеклоочистителем работает в ручном .режиме. В положении I переключателя рода работ

4 включается реле 3 времени и напряжение от него подается к электродвигателю 2 насоса омывателя и к клапану 5 омывателя, клапан 5 срабатывает, и жидкость от насоса подает° ся к стеклу. Реле 3 времени создает выдержку времени на отключение двигателя 2 стеклоомывателя. После срабатывания реле 3 переключатель 4 рода работ может быть отключен, дальнейшее питание двигателя 2 происходит через контакты реле 3. В положении

II переключателя рода работ 4 напряжение от него подается к электродвигателю 1 стеклоочистителя. Электродвигатель 1 прекращает работу при отключении переключателя 4, когда щетка установится в крайнее правое положение.

При включенном выключателе II устройство управления стеклоочистителем работает в автоматическом режиме.

При загрязнении стекла происходит срабатывание датчика 6 загрязнности стекла, Сигнал с выхода датчика 6 поступает на первый вход схемы 8 совпадения. На второй вход схемы 8 совпадения поступает сигнал от генератора

7 импульсов. При наличии сигналов с, датчика 6 и генератора 7 появляется сигнал на выходе схемы 8 совпадения, который поступает на вход ключа 9.

Ключ 9 открывается, сигнал с выхода ключа 9 поступает на вход реле 3 времени, включается реле 3 и напряжение от него подается к электродвигателю 2 насоса омывателя и к клапану 5 омывателя, клапан 5 срабатывает и жидкость от насоса подается к стеклу.

Кроме того, сигнал с датчика 6 поступает на первый вход триггера 12, сигнал со схемы 8 совпадения на второй

152343

его вход. Сигнал с выхода триггера

12 поступает на вход ключа 10. С приходом первого импульса.со схемы 8 совпадения триггер 12 открывает ключ

10, и напряжение подается к электродвигателю 1 привода щеток стеклоочистителя. Стеклоочиститель начинает работать.

Послй определенной выдержки време- 10 ни реле 3 отключает электродвигатель

2 насоса омывателя и клапан омывателя. Если за один период работы генератора 7 очистки стекла не закончилась, со схемы 8 совпадения через 15 интервал, заданный генератором 7, поступает следующий импульс, повторяется цикл работы стеклоомывателя.

Стеклоочиститель продолжает работать до тех пор, пока не произойдет очист- 20 ка стекла, в связи с чем сигнал с датчика 6 прекратится, триггер 12 опрокинется, электродвигатель 1 прекратит работу.

Работу устройства поясняют времен- 25 ные диаграммы (фиг.2) напряжений на выходах датчика 6 загрязненности, генератора 7 импульсов, схемы 8 совпадения, ключа 9, триггера 12, реле 8 времени, ключа 10 соответственно. 30

Таким ббразом, устройство обеспечивает автоматическое включение и отключение системы омыва и стеклоочистки при загрязнении стекла.

Датчик работает следующим образом.

Световой поток 16, падающий на стекло от светоизлучателя 14, преломившись на первой границе раздела сред воздух-стекло, преломляется на второй границе раздела стекло-воздух, 40 часть светового потока, отразившись от второй границы раздела сред стекло-воздух, вновь преломляется на границе раздела стекло-воздух, преломляемый световой поток 17 попадает в фотоприемник 15. При загрязнении стекла часть светового потока поглощается на границе раздела 18 стекло-воздух, световой поток 16 уменьшается, изменяя световой ток датчика, что харак- 50 теризует степень загрязненности стекла.

6 формула изобретения

1. Система автоматической очистки стекла транспортного средства, содержащая электродвигатель привода щеток, электродвигатель и электромагнитный клапан омывателя, реле времени, переключатель рода работы, один полюс которого соединен с обмоткой электродвигателя привода щеток, а два других — соответственно с реле времени и с положительной клеммой источника питания, к которой также подключены реле времени и электродвигатель привода щеток, соединенные с "массой", а реле времени соединено с обмотками электродвигателя и электромагнитного клапана омывателя, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения безопасности движения и улучшения условий работы водителя, она снабжена датчиком загрязненности стекла, генератором импульсов, двумя электронными ключами, триггером и выключателем, при этом выходы датчика загрязненности стекла и генератора импульсов соединены с входами схемы совпадения, выход которой соединен с входом первого электронного ключа и первым входом триггера, второй вход которого соединен с выходом датчика загрязненности стекла, выход триггера соединен с входом второго электронного ключа, выход которого соединен с обмоткой электродвигателя привода щеток, один полюс- выключателя соединен с положительной клеммой источника питания, а другой — с датчиком загрязненности стекла и генератором импульсов.

2 ° Система по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что датчик загрязненности стекла выполнен в виде оптоэлектронных пар, в которых светоизлучатель и фотоприемник расположены по .одну сторону от поверхности стекла, а сами оптоэлектронные пары размещены по периметру зоны очистки с внутренней стороны стекла, при этом в каждой паре фотоприемник расположен на пути преломленного светового потока..

1523433

Составитель А.Лапйнский

Техред Л,Сердюкова

Корректор С.Черни

Редактор Г.Волкова

Заказ 6994/19 Тирам 522 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101