Устройство для подвода смазки к подшипникам

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для подвода смазки через вращающиеся валы и детали. Цель изобретения - повышение эффективности подвода смазки через вращающийся вал к подшипникам при высоких скоростях вращения. Устройство состоит из статора 1, ротора и подшипников. В статоре 1 выполнены кольцевая канавка 4 и радиальные отверстия 5 для подвода смазки к ротору. Для предотвращения закручивания смазки в зазоре между статором 1 и ротором на внутренней поверхности статора выполнены карманы 6 в виде углубления специального профиля. Заходная часть профиля выполнена по касательной к внутренней поверхности статора, плавно переходящая в дугу окружности. Ротор содержит лопасти 7 и вал 8. В валу имеются отверстия 9 и каналы для смазки подшипников. При вращении вала лопасти захватывают масло, поступающее через канавку и радиальные отверстия статора, и оно через отверстия и каналы вала подается к подшипникам. При этом смазка за счет наличия карманов тормозится в окружном направлении, что повышает эффективность ее подвода через отверстия, выполненные на вращающемся валу. 2 ил.

ССЮЭ СОВЕТСКИХ

СО(4ИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (so 4 У 16 С 33/66

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И (ЛИРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4243680/25-27 (22) 11.05.87 (46) 23.11.89. Бюл. У 43 (72) А.А. Благонравов, E.À. Зыков и В.А.Степанов (53) 621.822.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

0 1300216, кл. F 16 С 33/66, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДВОДА СМАЗКИ

К ПОДШИПНИКАМ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для

„„SU„„1523766 А1

2 подвода смазки через вращающиеся вапы и детали. Цель изобретения — повышение эффективности подвода смазки через вращающийся вал к подшипникам при вы.соких скоростях вращения. Устройство состоит из статора 1, ротора и подшипников. В статоре 1 выполнены кольцевая канавка 4 и радиальные отверстия 5 для подвода смазки к ротору. Для предотвращения закручивания смазки в зазоре между статором 1 и ротором на внутренней поверхности статора выполнены карманы 6. в виде углубления снециального профиля. Заходная часть профиля выполнена по касательной к

Л-4

1523766 внутренней поверхности статора, плавно переходящая в дугу окружности.Ротор содержит лопасти 7 и вал 8. В валу имеются отверстия 9 и каналы для смазки подшипников ° При вращении вала лопасти захватывают масло, поступающее через канавку и радиальные отИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для подвода смазки через вращающиеся валы и детали.

Цель изобретения — повышение эффективности подвода смазки через вращающийся вал к чодшипникам при высоких скоростях вращения.

На фиг ° 1 показано устройство, разрез", на фиг.2 — сечение А-А на фиг.1;

Устройство. состоит из статора 1, в котором установлен ротор на подшипниках 2 и 3. В статоре для подвода смазки выполнены кольцевая канавка 4 и подводящие радиальные отверстия 5, а для предотвращения раскручивания и направления потока смазки на внутренней поверхности статора выполнены карманы 6. Ротор содержит лопасти 7 и вал 8. одежду лопастями и статором имеется небольшой зазор. В валу образованы отверстия 9 и каналы для смазки подшипников 10 и 11 вала. Отверстия вала расположены у основания лопастей. Уплотнение статора и ротора осуществляется с помощью уплотнительных колец 12 и 13 и втулок 14 и 15,. запрессованных в статор.

При вращении вала (по направлению стрелки Б) лопасти захватывают масло, поступающее через канавки 4 и отверстия 5 статора, и подают его через отверстия 9 и каналы вала к подшипникам 10 и 11. При этом карманы 6 статора предотвращают закручивание потока масла между статором и ротором. Это осуществляется за счет того, что закрученная жидкость под действием центробежных сил прижимается к внутренней поверхности статора и попадает в верстия статора, и оно через отверстия и каналы вала подается к подшипникам. При этом смазка эа счет наличия карманов тормозится в окружном направлении, что повышает эффективность ее подвода через отверстия, выполненные на вращающемся валу. 2 ил. карманы б, которые направляют ее навстречу движению лопастей ротора. Это приводит к уменьшению окружной скорости жидкости и, следовательно, к повьппению эффективности подвода смазки в отверстия 9 вала.

Карманы 6 образованы в виде углублений в статоре специального профиля так, что его эаходная часть выполнена по касательной и внутренней поверхности статора, плавно переходящей в дугу окружности с выходом на внутреннюю поверхность статора навстречу движения лопастей. В осевом направлении они ограничены втулками 14 и 15.

Применение устройства для подвода смазки через вращающийся вал позволяет повысить эффективность подвода смазки к подшипникам.

Формула изобретения

Устройство для подвода смазки к подшипникам, содержащее статор с кольцевой канавкой и радиальными отверстиями, ротор, включающий лопасти и вал,. и подшипники качения, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что,.с целью повьппения эффективности подвода смазки через вращающийся вал к подшипникам при высоких скоростях вращения, в роторе у основания лопастей выполнены отверстия, а на внутренней поверхности статора между радиальными отверстиями — карманы в виде углублений, заходная часть которых направлена по касательной к внутренней поверхности статора, плавно переходящей в дугу окружности с выходом на внутреннюю Ilo верхность статора.

1523766

Составит ель В.Абашев

Редактор А. Козориз Техред Л. Сердюкова Корректор N.лароши

Заказ 7021/36 Тираж 699 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101