Теплообменный агрегат системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет интенсифицировать теплообмен. Агрегат содержит водяной радиатор, в нижнем бачке которого установлен жидкостно-масляный теплообменник. Корпус теплообменника состоит из частей 4 и 5, уплотненных по размеру шнуровым уплотнительным элементом 6, расположенным в канавке 7. Каждая часть 4 и 5 корпуса снабжена на внутренней поверхности рабрами 8, между вершинами которых установлена пластина 9, образующая с каждой из частей 4 и 5 корпуса синусоидальные каналы 10. Ребра 8 части 4 корпуса расположены в межреберном пространстве части 5 с образованием в зоне контакта вершин ребер 8 с пластиной 9 прогиба последней. Корпус снаружи дополнительно снабжен поперечными ребрами 11, образующими каналы для охлаждающей жидкости в направлении этих ребер. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОБЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 1 28 1) 9/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ г 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4395987/24-06 (22) 16.12.87 (46) 23.11.89. Бюл. " 43 (71) Белорусский институт механизации сельского хозяйства (72) В.С.Глушаков, П.A.Амельченко, К.И.Шавловский, A.È.Николаевич, А.И.Якубович, НЗ.В.Маркароя, О.Е.Жданович и А ° А.Петухов (53) 621.565.94 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

H 1267152, кл. F 28 D 9/00, 1985г. (54) ТЕПЛООБМЕННЫЙ АГРЕГАТ СИСТЕМЫ

ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания. Изобретение позволяет интенсифицировать теплообмен. Агрегат содержит водяной ради-!

„„80„„1523873 А1

2 атор, в нижнем бачке которого установлен жидкостно-масляный теплообменник. Корпус теплообменника состоит из астей 4 и 5, уплотненных по размеру шнуровым уплотнительным элементом 6, расположенным в канавке 7.

Каждая часть 4 и 5 корпуса снабжена на внутренней поверхности ребрами 8, между вершинами которых установлена пластина 9, образующая с каждой иэ частей 4 и 5 корпуса синусоидальные каналы 10. Ребра 8 части 4 корпуса расположены в межреберн м пространстве .асти 5 с образованием в зоне контакта вершин ребер 8 с пластиной 9 прогиба последней. Корпус снаружи дополнительно снабжен поперечными ребрами 11, образующими каналы для охлаждающей жидкости в направлении этих ребер. 2 з.п. Ф-лы, 5 ил.

15238/3

Изобретение относится к теплообменным аппаратам и может быть использовано в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания, Целью изобретения является интенсификация теплообмена °

На фиг.1 изображен описываемый теплообменный агрегат; на фиг.2 сечение Я-A на фиг.1; на фиг.3 узел i на фиг.1; на фиг.4 — узел II на фиг.1; на фиг.5 - схема движения теплоносителей (смазочного масла и охлаждающей воды).

15

Теплообменный агрегат содержит водяной радиатор 1, в нижнем бачке 2 ко орого установлен подключенный к системе смазки жидкостно-масляный

>еплообменник 3. Корпус теплообменни- 20 ка 3 состоит из двух частей 4 и 5, соединенных между собой крепежными деталями и уппотненных по разъему шнуровым уплотнительным элементом 6, расположенным в канавке 7. Профиль 25 канавки 7 при этом выполнен высотой, меньшей, а шириной, большей соответcTR íî RblcoTb> и ширины профиля ynIll òíèTåльного элемента 6 в свободном состоянии, причем площадь поперечного 30 се ения канавки 7 превышает площадь

1>оперечного сечения элемента 6. Каждая часть 4 и 5 корпуса снабжена на внутренней поверхности ребрами 8, между вершинами которых установлена

"ластина 9, образующая с каждой из частей >> н 5:корпуса синусоидаль>ые каналы 10. Ребра 8 одной из частей 4 корпуса располржены в межреберном г>ростра-1стве другой части 5 с обра- 40 эованием в этRR контакта вершин ребер 8 с пластин.>й 9 прогиба последней. Корпус снару>ки ;1ополнительно снабжен пот>еречными ребрами 11, образующими канал 12 для охлаждающей жид- 4 кости в направлении этих ребер 11.

Под корпусом между последним и внутренней поверхностью бачка 2 радиатора 1 выполнен продольный канал 13 для охлаждающей жидкости, причем поперечные ребра 11, обрац|енные вершинами внутрь канала 13, служат турболизаторами. На стенках 14 теплообменника 3 выполнены углубления 15 и 16, а на стенках нижнего бачка 2 радиа55 тора 1 - выступы 17, входяцие в эти углубления 15 и 16. Теплообменник 3 установлен на опорах 18, в углублениях 19 которь х раэмецены упругие элементы 20. В углублении 15 также раэм щен упругий элемент 21.

Агрегат работает следующим образом.

При работе двигателя внутреннего сгорания масло под давлением поступает в полость теплообменника 3, где последовательно проходит по каналам 10 в соответствии со схемой на фиг.5. Пройдя каналы 10 верхней части 5 корпуса, масло через отверстие в пластине 9 (не показано) переходит в другую часть 4 корпуса, где также проходит по каналам 1О и выводится из теплообменника 3. Расположение ребер 8 частей 4 и 5 корпуса смещенным относительно друг друга обеспечивает при этом надежный конт кт вершин каждого ребра 8 с пластиной 9 и устраняет поперечные перетечки масла между каналами !О.

Охлаждающая среда (вода) омывает теплообменник 3 снаружи, обмениваясь теплом с маслом. Поперечные ребра

11 при этом обеспечивают равномерное омывание корпуса теплообменника, а продольный канал 13 позволяет исключить застойные зоны, что способствует интенсификации теплообмена.

Использование изобретения позволяет интенсифицировать теплообмен в агpRга те между теплообменивающимися средами и, кроме того, обеспечить над .жную фиксацию теплообменника 3 в нижнем бачке 2 радиатора 1, а также повысить качество уплотнения частей

4 и 5 корпуса.

Формула изобретения

1. Теплообменный агрегат системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержаний радиатор, в нижнем бачке которого установлен подключвнный к системе смазки жидкостно-масляный теплообменник, корпус которого выполнен составным, состоящим иэ двух частей, снабженных на внутренней поверхности ребрами, между вершинами которых установлена пластина, образующая с каждой иэ частей корпуса каналы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью интенсификации теплообмена, ребра одной иэ частей корпуса расположены в межребернэм пространстве другой части с образованием в зоне контакта вершины каждого ребра с пластиной прогиба посл дней, при этом корпус дополни1523873

pic 1

21 . тельно снабжен поперечными ребрами, образующими каналы для охлаждающей жидкости.

2. Агрегат по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что на стенках тепло-, 5 обменника выполнены углубления, а на стенках нижнего бачка - выступы, входящие в эти углубления.

3. Агрегат по и.1, о т л и ч а юшийся тем, что по крайней мере в одном углублении размещен упругий элемент.

1523ä73

Составитель М.Косоротов

Редактор Л.Гратилло Техред М.яндык Корректор Т.Палий

Заказ 7029/41 Тираж 570 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина,101