Способ восстановления коленчатого вала
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к порошковой металлургии. Цель - повышение качества восстановленного вала. Вал устанавливают в оснастку. На поверхности шеек вала размещают предварительно спрессованные пластины покрытия, торцы которых выполнены в виде выступов и впадин с углом между гранями 60-90°. Размещение осуществляют по схеме впадина-выступ, после чего пластины припрессовывают и спекают. Способ позволяет повысить износостойкость обрабатываемых поверхностей. 2 ил., 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51, 4 В 22 F 7/08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО И306РЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4421600/23-02 (22) 05.05.88 (46) 30.11.89. Бюл. № 44 (71) Республиканское научно-производственное объединение «Агропромремонт» Госагропрома УЗССР (72) А. В. Романов и Н. В. Авдеев (53) 621.79 (088.8) (56) Понукалин В. В. и Александров В. H.
Повысить ресурс изношенных коленчатых валов. — Техника в сельском хозяйстве, 1985, № 3, с. 52.
Романов А. В. и Авдеев Н. В. Технология восстановления коленчатого вала.—
Автомобильная промышленность, 1985, № 1, с. 6, 7.
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам упрочнения восстанавливаемых поверхностей, и может быть использовано при восстановлении коренных и шатунных шеек коленчатых валов для улучшения эксплуатационных характеристик.
Цель изобретения — повышение качества восстановленного коленчатого вала за счет повышения износостойкости обрабатываемых поверхностей.
Предложенный способ осуществляется сле ующим образом.
Предварительно прессуют пластины из шилты, содержащей, например, гранулы порошка, марки ТН20 (80 мас.%), бронзовый порошок марки БрОФ10 и связующий материал(4 об.% парафина), в пресформе на прессе мод. Г1874 под давлением
400 МП а, тол шиной 1,5 мм.
„„SU„„1524969 (54) СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (57) Изобретение относится к порошковой металлургии. Цель — повышение качества восстановленного вала. Вал устанавливают в оснастку. На поверхности шеек вала размещают предварительно спрессованные пластины покрытия, торцы которых выполнены в виде выступов и впадин с углом между гранями 60 — 90 . Размещение осуществляют по схеме впадина — выступ.
После этого пластины прилрессовывают и спекают. Способ позволяет повысить износостойкость обрабатываемых поверхностей.
2 ил.,2 табл.
На фиг. 1 показана пластина покрытия; на фиг. 2 — соединение пластин покрытия.
Геометрические параметры пластин приведены в табл. l.
По окружности поверхностей шатунных и коренных шеек чугунного коленчатого вала припрессовывают встык по три пластины в последовательности: впадина, выступ. Пластина 1 соединяется с выступом пластины
2 и т. д. Давление лрилрессовывания
250 МПа. Затем коленчатый вал помещают в контейнер и спекают при 1173К в течение 60 мин в проходной электрической печи в восстановительной атмосфере.
После спекания производят испытания на износостойкость и прочность сцепления пластин.
Испыта„ие на износостойкость образцов проводят на испытательном стенде по схеме вал — колодка на машине СМЦ-2 (контр1524969 формула изобретения
Таблица 1 (.(град) I 1 !
Коренной Шатунный Коренной Шатунный Коренной Шатунный
180 (Известный способ) 24,5
14,5
24,5
14,5
73,3 63,0
29,2
36,4
50,0
64,5
17,0
28,2
30,6
39,4
Таблица 2
Угол стыка плас- Относительная из- Прочность сцептин покрытия (град носостойкость ления 6, MIa
180 (Известный способ) 226, 7
231,3
228, 2
2,4
2,2
2,5
2,4
2,5
2,5
262,0
266, 1
265,3
264,4
266,5
267, 2
60 тело — чугун), в присутствии смазки (масло И-20A), при этом путь трения составил
5000 м, а величина давления на контртело — 0,2 МПа. Результаты испытаний на износостойкость приведены в табл. 2. Для испытания на прочность сцепления предварительно к стальному основанию размером
3,0ХЗОХ90 мм, припрессовывают две порошковые пластины, стыкуя их таким образом, чтобы стык соединения приходился на середину длины стального основания. Давление припрессовывания 250 МПа. Затем основание с пластинами загружают в печь и спекают при 1473К в течение 60 мин в среде водорода.
После припекания основание удаляют фрезерованием, а прочность соединения пластин в зоне стыка испытывают на машине марки P-5 на растяжение до разрушения.
Результаты испытаний приведены в табл. 2.
Таким образом, на основании приведен- 20 ных в табл. 2 данных, очевидно, что наибольшая износостойкость пары трения вал — вкладыш, достигается в том случае, когда угол стыка порошковых пластин составляет 60 — 90, в этом же пределе величин углов достигается и максимальная прочность сцепления пластин друг с другом, что обусловлено изменением характера перетекания смазки через зону стыка при вращении коленчатого вала.
Способ восстановления коленчатого вала, включающий установку его в оснастке, размещение на поверхности шеек вала пластин покрытия, прессование и спекание, отличающийся тем, что, с целью повышения качества восстановленного вала, пластины выполняют с одной торцовой стороны с выступом, а с противоположной — со впадиной с углом между гранями 60 — 90, а размещение пластин осуществляют в последовательности впадина — выступ.
1524969
Щ2.
Vl.
Сост ави тель И. Пойме но ва
Редактор И. Сегляник Техред И. Верес Корректор М. Шароши
Заказ 7173/8 Тираж 711 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Рау шска я н аб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент>, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101