Защитный кожух для поступательно перемещающихся объектов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, в частности к защитным устройствам для поступательно перемещающихся объектов. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных качеств путем повышения точности монтажа и удобства демонтажа защитного кожуха. Защитный кожух выполнен в виде свернутой по спирали упругой ленты (УЛ) 1. УЛ 1 своими витками 4-7 охватывает установленный с возможностью возвратно-поступательного перемещения относительно корпуса 8 элемент 9, например шток или винт, несущий на себе объект 10. Концы УЛ 1 связаны с объектом 10 и корпусом 8 шарнирными узлами 11 и 12. На концах УЛ 1 закреплены наконечники, установленные на роликах, оси которых перпендикулярны продольной оси элемента 9. В витки 4-7 УЛ 1 введена принудительная смазка поверхностей скольжения с помощью масленки или фитиля-уплотнителя и подающего фитиля, размещенного в двухрядном пазу, связанном с отверстиями для протаскивания фитиля. Для удлиненных элементов 9 необходимо использовать спаренные защитные кожухи, соединенные фланцевой муфтой, оснащенной втулкой, разделительным кулачковым кольцом, уплотнителем, набором шариков, пружинами, осями с роликами, коническими канавками и водилом. Фланцевая муфта предохраняет при помощи каретки спаренный кожух от провисания при вертикальном и горизонтальном вариантах исполнения. 2 з.п. ф-лы, 29 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 F 16 Р 1/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ ч2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4065078/25-27 (22) ) 1.05.86 (46) 30.1!.89. Бюл. № 44 (75) Л. П. Воробьев (53) 621.924.95 (088.8 ) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 441434, кл. F 16 р 3/02, 1972. (54) ЗАЩИТНЫЙ КОЖУХ ДЛЯ ПОСТУПАТЕЛЬНО ПЕРЕМЕЩАЮЩИХСЯ
ОБЪЕКТОВ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к защитным устройствам для поступательно перемещаюгцихся объектов. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных качеств путем повышения точности монтажа и удобства демонтажа зашитного кожуха. Защитный кожух выполнен в виде свернутой по спирали упругой ленты (УЛ1 1. УЛ своими витками 4--7 охватывает установленный с возможностью возвратно- посту пател ьного перемещения относительно корпуса 8 элемент 9, например
„„SUÄÄ 1525357
2 шток или винт, несущий на себе объект 10.
Концы УЛ 1 связаны с объектом !О и корпусом 8 шарнирными узлами i! и 12. На концах УЛ 1 закреплены наконечники, установленные на роликах, оси которых перпендикулярны продольной оси элемента 9. В витки 4 — 7 УЛ 1 введена принудительная смазка поверхностей скольжения с помощью масленки или фитиля-уплотнителя и подающего фитиля, размещенного в двухрядном пазу, связанном с отверстиями для протаскивания фитиля. Для удлиненных элементов 9 необходимо использовать спаренные защитные кожухи, соединенные фланцевой муфтой, оснащенной втулкой, разделительным кулачковым кольцом, уплотнителем, набором шариков, пружинами, осями с ролика ми, коническими канавками и води 10М.
Фланцевая муфта предохраняет при помощи каретки спаренный кожух от провисания при вертикальном и горизонтальном вариантах исполнения. 2 з.п.ф-лы, 29 ил.
1525357
Изобретение относится к машиностроению, в частности к защитным устройствам для поступательно переме(цающихся объектов.
Цель изобретения улучшение эксплуата цион ны х качеств путеM повышения точности монтажа и удобства демонтажа защитного кожуха.
На фиг. 1 схематично изображен за(цитный кожух; на фиг. 2 узел шарнирного крепления; на фиг 3 — развертка упругой ленты; на фиг. 4 разрез Л -А на фиг. 2; на фиг. 5 разрез Б Б на фиг 2; на фиг. 6 сечение по фланц), втхг!ки в зоне паза; на фиг. 7 — разрез  — В на фиг. 2; на фиг. 8, 9, 10 — положения защитного кожух3 при последовате IbHblx перемещениях подвижного обьекта; на фиг. 11 14 исходное положение защитного кожуха передего растягиванием; на фиг. 15 исхо iHOp положение фланца втулки; на фиг. 16 рабочее поло кение фланца втхлки; на фиг. 17 разрез à — Г на фиг. 3; на фиг. 18 узел l на фиг 5; на фиг. 19 — узел 11 на фиг. 5; на фиг. 20 — х зел III на фиг. 5; на фиг. 21 разрез Д -Д на фиг. 16; на фиг. 22 кинематическая связь элемеHTOB, аксонометрия; на фиг. 23 24 варианты выполнения паза; на фиг. 25 компоновка cимметрично расположенных защитных кожухов; на фиг. 26 узсл л на фиг. 25; на фи!. 27 узел л на фиг. 25; на фиг. 28 торцовое сечение в зоне разъемного соединительного узла: на фиг 29 вариант компоновки защитных кожуxOB
Зап(итны!1 ко>кх х выполнен и ви;(е свернутой t10 (. Ии !)3, !и x i! pú гои . Iенть! 1
Упругая,!ента выполне!13 tt.(03HOродного металла IIO форме чс тырсххл гольника с непараллельными пр(> си Ноно IOrkными cTOpOH3xttt 2 и 3. Ширина уltpxtott ленты 1 со стороны стрелки F. имсет г>0 lbшие величиих и жесткость, чем 0 стоp0 ны Ж, из которой элементы переменной длины вы по;(пены B виде телескопических звеньев.
Витками 4 х прх гая лс.нта I 0;ватывает уcTÇHoBленный с возможностьк> возВр3ТНо-tl0cTx патс льного пере л1с Ili(. ния IIO стрелкам 3, 11 с>тносительно hop(!meit 8 элемент !1, например IIITOh u ltt винт, несх (ций на себе 00bpkò 10. Концы упруп>й ленты 1 кинем ITHчески сBHHBíû с корпусом 8 и с подвижнымм Об >,ектол> 10 ис>средством tttit ptt ttpных х tëOI> 11 и 12. Н3 KOHI(3x упругой ленты 1 закрсllлены наконечники 13, установленные !lit роликах 14, обесп "IHB3101IIHx наклон витков 4 7 спирали на х п>л х ш> стрелкам К1, К, причеxl оси роликов 4 перпендикхлярны продольной оси tlpppxtptцеHHH э 1(MPIIT3 9. IXOHtibl Clltlp3 IH .IPHTbl 1 BH3 cOxt 8 H ltoдвижныл1 Объектомм 10 через понорс>тные опоры, каждая из которы х выполнена в виде кон це нтри чески расположенных втулок 15, 16 с фланцем и колец 17, 18 с буртом на внутренней поверхности. Флане>ц каждой втулки 15, 16 расположен между буртом каждого кольца 17, 18 и соответственно корпусом 8 и подвижным объектом 10 и взаимодействует с ними через элементы качения, например шарики
19, 20. Между каждой втулкой 15, 16 и каждым кольцом 17, 18, а также между этим каждым кольцом 17, 18 и соответственно корпусом 8 и подвижным объектом 10 выполнено уплотнение 21, 22.
Кажзая втулка 15, 16 и каждое кольцо
17, 18 связаны между собой возвратными
15 пружинами 23, служащими для обеспечения между витками 4 7 спирали ленты 1 зазора а! (фиг. 101. Каждая опора содержит Ограничитель величины Л поворота (фиг. 71, выполненный в виде регулируемых х норов 24, расположенных на каждом кольце 17, 18 и выступов, выполненHblx на фланце ка кдой втулки 15, 16.
Каждая пружина возврата 23 расположена на стержне 25 со сферической головкой, усTdHoBëåííîé и арнирно в соответствующем
25 кольце 17, 18. Другим концом через сферический колпачок 26 0 штифтом 27 стержень 25 шарнирно связан с соответствующей BTiлкой 15, 16. На торцовой поверхности кольца 17, 18, обращенной соотВрТсТВеННо к корпусу 8 и к подвижному
30 Обьектл 10, выполнен скос 28, а на внутренней !Орцовой поверхности бурта выполí H «кос 29. Каждое уплотнение 21 и 22 ныполнеHO в виде кольца из упругого матерна.l;t, закрепленного на фланце каждой втулки 15, 16 и соответственно на корпусе
35 8 и на подвижном объекте 10, и взаимо;!PI!et BxeT co скосами 28, 29 торцовой повер ностьк) 30, 31. Сферическая головка стержня 25 размещена в отверстии кольца
17, 18 и взаимодействует со вкладышем
4 32, 3 штифт 27 разме(цен в пазу 33 с возможностьк) перемещения по этому пазу 33.
1(адежность поворота по стрелкам М, Н (фиг. 9, 101 витков 4 7 спирали ленты
0(>сcиечивается за счеT монтирования поли руж и неHHbl х сферически соеди нени и по
45 Оси 0 0 и параллельно оси О! О, регулирхемого упора 24 на расстоянии величины Il ленты 1 (фиг. 161, что обеспечивает уменьц!ение угла ч! наклона качания упомянутых подпружиненных сферических соединений и их деформирование в преде50 лах величин Р, С, причем величина Л поворота спирали регулируется упором 24 с помо!цыо пересчета величин Т (фиг. 15 и 17) У (Т=У, Т=Ф+Ц, Ф= -), где для правого
Ш хпора 24 служит гайка 34, а для левого упора 24 служит гайка 35. Винт 36 служит для крепления кольца 17, 18 соответственно
h к()рпусу 8 и к подвижному объекту 10, при!
525357 чем одновременно винты 36 служат для регулирования величины LU. Сопряжение замка формы «ласточкин хвост» 37, 38 сл уж ит дл я вза и мосвязи между кольцом
17, 18 и вкладышем 32, который крепится винтами 39. Во вкладыше 32 глухая конусная канавка 40 служит для размещения в ней сферической головки стержня 25, а конусная фаска 41 служит для размещения в ней сферического колпачка 26.
В защитном кожухе в витки 4 — 7 спирали ленты введена принудительная смазка между этими витками 4 — 7 поверхностей скольжения с помощью масленки 42 и периодически наливаемым маслом 43, а также с помощью фитиля 44 подающего. фитиляуплотнителя 45 и размещенного в пазу с размерами Э Ю упругой ленты 1. Упомянутый паз с размерами Э Ю выполнен по краям двумя рядами и противоположно направленными, связанными с соответствующими отверстиями Я для протаскивания через них фитиля-уплотнители 45, который закреплен к этому пазу посредством склеивающего материала. Фитиль 44 подающий и фитиль-уплотнитель 45 связаны между собой и они выполнены гигроскопическими для впитывания в себя масла и одновременного смазывания им трущихся контактов скольжения между витками 4 —.7 спирали ленты причем при их шаге величиной о исключается нежелательная величина зазоров B!,В, как показано на фиг. 8, за счет наличия свободного закручивания и раскручивания упомянутой спирали по стрелкам М, Н посредством подпружиненных сферических соединений из средств 23 — 27, чем обеспечивается требуемый зазор а ь как показано на фиг. 9, 10. Варианты выполнения паза на двух противоположно расположенных краях упругой ленты показаны на фиг. 23, 24, при этом фитильуплотнитель 45 может быть размегцен в пазу с размерами Э, Ю или в пазу с размерами Эь Ю, например, такой паз может быть выполнен развальцовкой, где величина 1 меньше величины а!. Величина Э определяет начало выполнения паза (см. фиг. 19, 24), причем величины Э и Э равны между собой т.е. Э =Э .
Работоспособность защитного кожуха обеспечивается при наличии оптимального количества витков, например витков 4 7 спирали, с максимальной величиной диаметра Д, который в некоторых случаях необходимо учитывать из-за близкого расположения стенки с зазором J относительно образующей поверхности элемента 9 с укороченной длиной. Поэтому для удлиненных элементов 9 необходимо использовать спаренные защитные кожуха, между торцами которых введен разъемный соединительный узел в виде регулируемых в радиальном направлении фланцевых муфт и оснащенных каждая втулкой 4, 47, разделительным кулачковым кольцом 48, уплотнителями 49. набором тел качения в виде шариков 50, пружинами 51, винтовыми осями 52 с роликами 53 (фиг. 27), канавками 54 с односторонней конической поверхностью 55 и водилом 56.
В разделительном кольце 48 его средняя часть выполнена за одно целое с равнорасположенными подпружиненными кулачками для взаимодействия с пазами каждой втулки 46, 47 и выполнена заодно целое с водилом 56 для кинематического взаимодействия с кареткой, корпус 57 которой осна щен спаренными планками 58, фи ксирующими болтами 59, спаренными роликами
60 для их перемещения в продольной направляющей 61, выполненной в корпусе 8.
Каждая фланцевая муфта при помощи
20 каретки предохраняет от провисания с.аренные за щитные кожухи, которые пригодны для вертикального и горизонтального вариантов исполнения.
По первому варианту (см. фиг, 25, 26) обеспечивается спаривание защитных кожухов с максимальными диаметром D витка 7, соединяемыми с каждой фланцевой муфтой, с каждой из которой и по минимальному диаметру !! витка 4 (см. фиг. 29) обеспечивается соединение спариваемых защитных
30 кожухов при втором варианте. Как при одинарном использовании защитного кожуха, так и в обоих видах вариантов спаривания защитных кожуxoB их концы витков
4, 7 для каждого ролика 14 в шарнирных узлах 11 и 12 представляет собой разъем35 ное резьбовое соединение входящих dpi! в друга винтов соответственно 62, 63 и 64, 65 с фиксированием их между собой посредством склеивающего материала, например посредством краски, причем как при одинарном использовании защитного кожуха он через каждую втулку 15 !6, так и при спаренном использовании защитных кожухов обоих вариантов они через каждую втулку
15, 16, 46, 47 устанавливаются с возможностью регулирования по трем взаимно-пер4 пендикулярным направлениям соответственно ХьУьZ!, и Х,У,Z и фиксируются в отрегулированном положении, при этом для регулирования фланцевых муфт им придаются съемные контрольные меры 66 (см. фи г. 28), которые обеспечи вают надежный
gp подбор толгцины G для каждой спаренной планки 58, а оптимальный размер каждого зазора Q обеспечивается за счет радиальных перемещений роликов 53.
Защитный кожуx работает след киши м
55 образом.
При поступательном перемещении элемента 9 витки 4 7 спирали поворачива1525357
Формула изобретения ются на угол а по стрелке И, а вращательным движением втулки 15 они свободно раскручиваются до контакта выступа втулки с упором 24, этим сохраняется необходимый допустимый зазор а между витками
4 7 спирали. Такое свободное раскручивание витков спирали 4 — 7 и сжатие пружин
23 возврата происходит под действием возрастающего усилия сопротивления упругой ленты 1 при раздвигании ее спирали.
При возвратном перемещении элемента 9 в витках 3 4 --7 спирали ленты 1 ликвидируется угол z ее поворотом, а обратным вращательным движением втулка 5 возвращается до соприкосновения с упором
24 и витки 4 -7 свободно закручиваются в условиях сохранения минимально допустимого зазора а между ними в сдвинутом состоянии. Закручивание витков 4- 7 спирали ленты происходит под воздействием одновременного разжати я всех пружин 23 возврата при малой жесткости упругой ленты 1. Аналогичным образом работает другая опора с втулкой 16, но лишь с той разницей, что питание маслом от системы смазки витков 4 — 7 спирали ленты 1 обеспечивается от втулки 16 через масленку 42, фитиль 44 и фитиль-уплотнитель 45. Возможность свободного раскручивания витков 4- 7 спирали ленты и и. смазывание обеспечивает снижение потерь могцности HH деформацию упругой ленты
1 и обеспечивается на цжность защиты подвижного объекта.
Для элемента 9 увеличенной длины в спаренных защитных кожухах по двум вариантам каждая втулка 15 и 16 работает аналогичным образом, Но лишь с той разницей. что спаренные витки 4 7 каждой спирали ленты 1 при Нх раздвигdHHH-сдвигании усилия сопротивления упругих лент передают ÃHкже и на фланцевые м фгы, 10
35 втулки 46, 47 которых разворачиваются в пределах ширины каждого паза 33 относительно подпружиненных кулачков разделительного кольца 48, надежно опирающегося на корпус 57 каретки, линейно перемещающейся вдоль корпуса 8.
l. Защитный кожух для поступательно перемещающихся объектов, состоящий из двух симметрично расположенных частей переменной длины, одними концами соединенных с кожухом и с элементами для крепления на объекте, а другими концами между собой посредством разъемного соединительного узла, установленного в корпусе на опорных элементах, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем повышения точности монтажа и удобства демонтажа, разъемный соединительный узел выполнен в виде регулируемой в радиальном направлении фланцевой муфты с разделительным кулачковым кольцом, средняя часть которого расположена между фланцами муфты, и с телами качения, контактирующими с фланцами муфты и со средней частью разделительного кулачкового кольца.
2. Кожух по п. 1, отличающийся тем, что фланцевая муфта установлена в корпусе с возможностью регулировки по трем взаимно перпендикулярным направлениям и фиксации в отрегулированном положении.
3. Кожух по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что он снабжен уплотнительными элементами в виде фитилей, заполненных маслом, элементы переменной длины выполнс.ны в виде телескопических элементов из спиральной ленты, по контурам которой с обеи х ее сторон вы пол нены и роти воположно направленные пазы, а фитили расположены в указанных пазах.
1525357!
525357
17
51
ZZ юг. 5
1525357
17
27
Z г
26
27
Фиг. иг. 9
ГО
mLlz 11
Фиг 8
РО
1Г
42
1525357
Зб
Щ0Г. 12
1525357
1525357
Фиг 15
15 19 0
Фиг. 1б
1525357
I=- Г
Я 15
6l
1Ч
1Ч 65
Фиг. 18
Фиг, 19
Фиг. 17
29 гв
1525357
1525357
Фиг.13
51
ЧВ
1525357
ЧЯ
f0
Ч9
51
ЧВ
Ог юг. 29
ФУ2. 28
Состанитсзь 11 51укина
Рш1;lt гt)ð \ .1(l.tèíè÷ Тсхрсд R1 Н«р«с Корр«кторк> 11 Кравнова
3а к аз 71 A,"2 Тираж 721 Подписное
БННИПИ Государственного комитета ио изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035. Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5 ! Iроизводственно-издательский комбинат «Патент», г Ужгород, угь Гагарина, IOI