Устройство для контроля параметров подшипника
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при контроле параметров прецизионных подшипников. Целью изобретения является повышение точности за счет устранения паразитных моментов, а также обеспечение возможности определения статической характеристики момента сопротивления испытуемого подшипника в функции угла его поворота. При повороте вала 2 приводом 1 вследствие трения в испытуемом подшипнике 3 происходит поворот обоймы 4 и соответственно отклонение от вертикали закрепленного на ней грузового маятника на некоторый угол α. Сигнал, пропорциональный углу поворота вала 2 и обоймы 4, формируется на выходах датчиков 5 и 6 и через аналого-цифровые преобразователи 7, 8 и блоки 10, 11 коррекции подается на входы сумматора 12, на выходе которого вырабатывается сигнал разности, т.е. пропорциональный углу поворота внешнего кольца испытуемого подшипника относительно внутреннего. Этот сигнал подается на один вход двухкоординатного регистратора 13, на другой вход которого подается сигнал с выхода функционального преобразователя 9 с синусоидальной передаточной функцией. Поскольку на вход функционального преобразователя 9 подается сигнал с выхода датчика 5 угла поворота, пропорциональный углу α, то на выходе функционального преобразователя 9 сигнал пропорционален величине момента трения действующего между кольцами испытуемого подшипника. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧКНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (51) 4 G 01 L 3/10 G 01 М 13/04.
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
На фиг.1 приведена схема устройства, на фиг.2 — вид по стрелке А на фиг. 1.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ п0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4164159/24-10 (22) 19.12,86 (46) 30.11 .89.Бюл. М 44 (71) Ленинградский механический институт им.маршала Советского Союза
Д.Ф.Устинова (72) А.А.Гориловский, И.М.Влимелех, В.В.Лукоянов и А,П.Лысенко (53) 681 .882,6 (088.8). (56) Рагульскис К.М,, Юркаускас А.10., Вибрации подшипников. M,. :1985 с.61-62
Авторское свидетельство СССР
В 1251017, кл. G 01 M 1 3/04, 1985 ° (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ПОДИИПНИКА (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при контроле параметров прецизионных подшипников, Целью изобретения является повышение точности за счет устранения паразитных моментов, а также обеспечение возможности определения статической характеристики момента сопротивления испытуемого подшипника в функции угла его поворо-" та. При повороте вала 2 приводом 1 вследствие трения в испытуемом подИзобретение относится к испытательной технике и может быть исполь: зовано для контроля параметров прецизионных подшипников.
Целью изобретения является повьппение точности за счет устранения паразитных моментов, а также расширение функциональных возможностей за счет
2 шипнике 3 происходит поворот обоймы
4 и соответственно, отклонение от вертикали закрепленного на ней грузового маятника на некоторый угол 0Е, Сигнал, пропорциональный углу поворота вала 2 и обоймы 4, формируется на выходах датчиков 5 и 6 и через аналого-цифровые преобразователи 7,8 и блоки 10,11 коррекции подается на входы сумматора 12, на выходе которого вырабатывается сигнал разности, т.е. пропорциональный углу поворота внешнего кольца испытуемого подшипника относительно внутреннего.
Этот сигнал подается на один вход двухкоординатного регистратора 13, на другой вход которого подается сигнал с выхода функционального преобразователя 9 с синусоидальной передаточной функцией. Поскольку на вход С функционального преобразователя 9 подается сигнал с выхода датчика 5 2 угла поворота, пропорциональный углу о, то на выходе функционального преобразователя 9 сигнал пропорционален величине момента трения действующего между кольцами испытуемого подшипника. 2 ил. обеспечения возможности определения статической характеристики момента сопротивления испытуемого подшипника в функции угла его поворота.
1525493
Т = m 1 g sin oC где m„
Устройство для контроля параметров подшипника содержит привод 1 вращения с валом 2, предназначенным для жесткого крепления к нему внутренне5 го кольца испытуемого подшипника 3, обойму 4 для крепления наружного кольца испытуемого подшипника 3, датчик 5 угла поворота и узел радиального нагружения испытуемого подшипника 3, выполненный в виде грузового маятника (не показан), соединенные с обоймой 4, датчик 6 угла поворота, соединенный с валом 2, два аналого-цифровых преобразователя 7 и 8, подключенные к датчикам 5 и 6 угла поворота, функциональный преобразователь 9 с синусоидальной передаточной функцией, два блока 10 и 11 коррекции, сумматор 12, двухкоординатный регистратор
13 и звуковой генератор 14. Датчик 5 поворота через аналого-цифровой преобразователь 7 подключен к входам блока 10 коррекции и формирователя 9, выход которого подключен к одному входу двухкоординатного регистратора 13, другой вход которого подключен к вьгходу сумматора 12, один вход которо-. го подключен к выходу блока 10 коррекции, а другой — к выходу блока 11 30 коррекции, к входу которого через
a»moro- цифровой преобразоват ль 8 подключен датчик 6 угла поворота.
Датчики 5 и 6 углового положения мог гут быть выполнены, например, пневмоакустическими. При этом каждый из них содержит сумматор 15 и подключенные к нему два пневмоакустических элемента 16 и 17, между которыми размещена стрелка )8, Пневмоакустические элементы 16 и
17 датчиков 5 и 6 углового положения подключены к звуковому генератору 14.
Устройство для контроля параметров подшипника работает следующим образом.
Внутреннее кольцо испытуемого подшипника 3 устанавливают на вал 2 привода 1 вращения, а на наружное кольцо испытуемого подшипника 3 надевают и жестко фиксируют обойму 4
В соответствии с условиями испытаний выбирают массу и плечо грузового маятника,-- прикрепленного к обой55 ме 4.
Задают необходимый режим вращения привода ). При повороте вала 2 вслед ствие трения н испытуемом подшипнике 3 происходит поворот обоймы 4 и отклонение грузового маятника от верт тикали на некоторый угол рс .
Сигнал, пропорциональный углу поворота вала 2 и обоймы 4, на выходе датчиков 5 и 6 аналого-цифровыми преобразователями 7 и 8 преобразуется в цифровую форму и через блоки
10 и 11 коррекции, предназначенные для коррекции нелинейности характеристики преобразования датчиков 5 и
6, поступает на входы сумматора 12, на выходе которого вырабатывается сигнал разности, т.е. пропорциональный углу поворота внешнего кольца испытуемого подшипника отиосительно внутреннего, который поступает на один вход двухкоординатного регистратора 13.
Сигнал, пропорциональный углу по орота обоймы 4 и, соответственно, углу отклонения грузового маятника от вертикали с выхода датчика 5 через аналого-цифровой преобразователь
7 поступает на вход функционального преобразователя 9. Этот преобразователь имеет синусоидальную передаточную функцию вида
1 — постоянные величины, характеризующие соответственно массу грузового маятника, его плечо и ускорение свободного падения;
Т вЂ” сигнал на выходе функционального преобразователя, пропорциональный моменту сопротивления подшипника, который поступает на другой вход двухкоординатного регистратора 13, который регистрирует функциональную зависимость момента трения подшипника от угла взаимного поворота его колец. формула изобретения
Устройство для контроля параметров подшипника, содержащее привод вращения с валом для крепления внутреннего кольца испытуемого подшипника, обойму для крепления наружного кольца испытуемого подшипника, свяВраг
1б
17
18
5 (Due. 1
Составитель А.Амаханов редактор Л. Веселовская Техред JI. Сердюкова Корректор С.Черил
Заказ 721 1/34 Тираж 789 Подписное
BHHHIIH Государственного к< митета по изобретениям и Открытиям при ГКНТ СССР
113035, Иосква, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5
Производствеиис-издательский комбинат "Патеит", г. Ужгород, у:i. ага1 ила, 101
5 152 эанную с датчиком угла поворота и узлом радиального нагружения, испытуемого подшипника, и.двухкоординатный регистратор, к одному из входов которого подключен сумматор, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения точности за счет устранения паразитных моментов, а также расширение функциональных ьозможностей за счет обеспечения воэможности определения статической характеристики в функции угла его поворота, в него введены функциональ5493 6 ный преобразователь с синусоидальной передаточной функцией и Второй датчик угла поворота, связанный с валом
5 привода вращения и подключенный к одному входу сумматора, другой вход которого подключен к первому датчику угла поворота, и через функциональный преобразователь — к второму входу двухкоординатного регистратора, причем узел радиального нагружения испытуемого подшипника выполнен в виде грузового маятника, прикрепленного к обойме.