Способ определения совместимости моторных масел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к исследованию масел, в частности к определению совместимости моторных масел, и может быть использовано в соответствующем производстве. Цель - повышение чувствительности и снижение трудоемкости определения. Для этого сначала готовят смесь исходных масел в объемном соотношении 1:1. Параллельно наносят каждое исходные масла (в идентичных условиях) на поверхность датчика, нагретого до 250-350°С, и выдерживают слой масла до образования твердой лаковой пленки. О совместимости масел судят по количеству отложений лака, полученных от смеси исходных масел с учетом наибольшего количества отложений лака, полученного от одного из исходных масел, т.е. Q смеси≤Q<SB POS="POST">I</SB> индивидуального масла. Способ позволяет почти в 300 раз снизить время определения, повысить его чувствительность за счет приближения условий испытаний к реальным. 2 табл.
СОЮЗ С(."ВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ()9) (11) А1 (51)4 G 01 N 33/30
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4338520/23-04 (22) 07,12.87 (46) 30.11,89. Бюл. N"- 44 (71) Государственный научно-исследовательский институт по химмотологии при Госстандарте (72) M.И,Федоров, M.В.Трипунов и В,А.Золотов (53) 621.891,2(088.8) (56) Метод определения совместимости авиационных масел и масел с присадками, утвержденный Государственной междуведомственной комиссией по испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте решением ) 23/1-22 от 01.02.78.
Федеральный стандарт США. Метод
3403,1, ТМ В 791 В, 1969. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ МОТОРНЫХ МАСЕЛ (57) Изобретение относится к исследованию масел, в частности к определеИзобретение относится к исследованию масел, в частности к определению совместимости моторных масел, и может быть использовано при производстве товарных и разработке новых образцов масел в нефтеперерабатывающей промьппленности.
Цель изобретения — повьппение чувствительности и снижение трудоемкости определения совместимости масел.
Способ реализуют следующим образом»
Нагревают датчик, выполненный в виде усеченного конуса из металличес2 нию совместимости моторных масел, и может быть использовано в соответствующем производстве. Цель изобретения — повышение чувствительности и снижение трудоемкости определения.
Для этого сначала готовят смесь исходных масел в объемном соотношении
1:1. Параллельно наносят каждое из исходных масел (в идентичных условиях) на поверхность датчика, нагретого до 250-350 С, и выдерживают слой масла до образования твердой лаковой пленки. О совместимости масел судят по количеству отложений лака, полученных от смеси исходных масел с учетом наибольшего количества отложений лака, полученного от одного из исходных масел, т,е. Q смеси 4 С, индивидуального масла, Способ позволяет почти в 300 раз снизить время определения, повысить его чувствительность за счет приближения условий испытаний к реальным. 2 табл. кого сплава, рабочей поверхностью с секторами которого является большее основание конуса. Коническую часть датчика со стороны меньшего основания устанавливают в нагреватель, представляющий собой цилиндр, на внешней образующей которого по; всей высоте намотана спираль накаливания, а во внутренней части цилиндра имеется посадочное гнездо в форме конуса для установки датчика, температура которого контролируется термопарой, включенной в цепь показывающего прибора (например> милливольт)525577 метр тина )1-4205) . Параллельно с нагревом поверхности датчика при помощи мешалки составляют смесь испытуемых масел в объемном соотношении 1:1. 3атем исходпыс: масла и их смесь отбирают в трехканальный дозатор. При дос Ièæåíèï даrчHêîM заданной температуры (250--350 0) с помощью дозатора на датчик наносят 0,2 см смеси з и каждого из исходных масел, образующих тонкий слой толщиной 90110 мкм (при известной площади датчика, вычисляемлп по формуле
v где ) - толщина слоя, v — ьбъ- 5
i(+r ем масла, г — радиус поверхности датчика), Затем датчик с нанесенной пробой термостатируют при свободном доступе кислорода воздуха до образо— вания лаковой пленки на всех секторах поверхности датчика, после чего производят оценку совместимости образцов масел.
О совместимости масел судят по количеству отложений лака, полученному от смеси и от каждого из исходных масел, для чего сравнивают интенсивность окраски поверхности датчика со стандартной шкалой.
Совместимыми считаются масла, если соблюдается неравенство
ГДе О кОличестВО ОтлОжений лака
° СМ полученное от смеси исходных масел, балл;
О, — наибольшее количество отложений лака, полученное от
ОднОГО из исхОдных Macел 40 балл, Исследованию на совместимость подвергают стандартные масла, взятые в
Объемных соотношениях 1:1. Результаты представлены в табл,1, где указа- 45 ны режимные параметры и полученные результаты, Проведены исследования по оценке чувствительности предлагаемого и известного.способов. Анализу подвергают стандартные смазочные композиции в режимах сравниваемых способов, Результаты оценки приведены в табл.2, При определении совместимости моторных масел необходимо соблюдение следующих условий
Q Q, + 46
0см 7 Q + Мв
I где о — среднеквадратичное отклонение „
Из табл,2 видно, что при определении совместимости масел по предлагаемому способу выполняются все неравенства, тогда как по известному зти неравенства не выполняются.
Пример для масел О, и О ; Оз и О .
По предлагаемому способу 6? > 59,4
48 с 54,2
По известному способу 40 10 48 "
1() 43.10 ) 41 10
Отсюда следует, что предлагаемый способ превосходит по чувствительности известньп . Трудозатраты по предлагаемому способу в, 3 раза ниже.
Формула изобретения
Способ определения совместимости моторных масел путем их смешения в объемном соотношении 1:l термостатирования и последующей оценки, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения чувствительности и снижения трудоемкости определения, исходные масла и их смеси в идентичных условиях одновременно наносят на нагретую до 250-350 С поверхность датчика и выдерживают до образования твердой лаковой пленки и о совместимости масел судят при соответствии количества отложений неравенству где Q Ä - количество отложений лака, полученное от смеси исходных масел, балл;
Q,. — наибольшее количество отложений лака, полученное от одного иэ исходных масел, б алл.
1525577
Т а б л и и а1
Отложения лака, балл
Испытуемый обраяеи
Режим испытаний
Оп> нка сов— местимости
o(ip3япов
Темпера- Время тура> l с
Толщина слоя ( мкм от смеси от исхолных масел
О, 40.
0, 0, 100
95l l0
М-12В«РК+Б-ЗВ
М- 16ИХП-3« Б-ЗВ
М-16ИХП-3+ИВ АС3п-108
М-16ИХИ-3+М-17В«РК
350 300
375 330
300 380
275 430
62 45
64 48
48 48
47 48
47
47
48
Несовместимы
Несовместимы
Совместимы
Гс вместимы
Таблиц а 2
Марка масел предлагаемому
Т известие му
Условное обозначеОбъем осадка, см
Величина, балл
«ие
0,004 -0,0002
0,0035 -0,0002
45+4,0
47 2,8
0
Z б? 3,2
4813>0
0,0040 -0,0002
0,0041«0,0002
О ем
03 б4 -2>б
48+4, 5
О, 0039 0,0002
0,004!« 0,0002
Осм
48 3,5 0,0043+0>0002
Осм
47+ 3,5
0,0043+0,0002 () см
А н-Масла несовместимы.
Ф«
"с-Масла совместимы
Составитель Л,Иванова
Редактор Ю.Петрушко Техред M.Ходанич Корректор О, Кундрик
Подписное
Тираж 513
Заказ 1008
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СГ., l Т СГСР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, r.Óæãîðîä, ул. Гагари а, >t »
Г ииа 101
М-12В РК
Б-ЗВ
M-12ВаРК+Б-ЗВ (1:1), н
М-16ИХП-3
М-16ИХ!1-3+
Б-ЗВ(1:1),н
ДВ-АСЗп-10В
М-16ИХП-3+
+ДВ-АСЗп-lOB, с
М-12Â РК+
+М-1б;Лп-З(1:1),с
Величина оценки совместимости по способу