Ротор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения. Ротор 1 электрической машины состоит из сердечника 2, литой короткозамкнутой обмотки 3 и вентиляционных элементов 4, установленных враспор между пакетами 5. Вентиляционные элементы выполнены в виде хомутиков. Внутри них проходят стержни короткозамкнутой обмотки, а между боковыми стенками образуются радиальные вентиляционные каналы. Поток хладагента, проходя через радиальные каналы в зоне их наиболее узкого сечения, испытывает наибольшее аэродинамическое сопротивление. Выполнение желобообразных продольных канавок на боковых стенках хомутиков обеспечивает расширение поперечного сечения радиальных каналов на величину вогнутости хомутиков. Таким образом расширяется проходное сечение каналов между хомутиками и повышается расход хладагента через активные части электрической машины. 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
<5ц 4 Н 02 К 1/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPGHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А
0 11
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21 ) 437 2242/24-07 (22) 02 ° 02.88 (46) 30.11.89.Бюл. № 44 (71) Всесоюзный научно-исспедовательскйй проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащищенного и рудничного электрооборудования (72) Н.Н,Конохов, В.Я.Волох, и А.Г.Никульников (53) 621 ° 313.713 (088.8) (56) Патент США № 4362959, кл. Н 02 К 9/00, 1982.
Авторское свидетельство СССР
¹ 1081740, кл. Н 02 К 1/32, 1983. (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения. Ротор 1 электрической машины состоит из сердечника 2, литой
„„Я0„„1525813 А1
2 короткозамкнутой обмотки 3 и вентиляционных элементов 4, установленных враспор между пакетами 5.Вентиляционные элементы выполнены в виде хомутиков. Внутри них проходят стержни короткозамкнутой обмотки, а между боковыми стенками образуются радиальные вентиляционные каналы. Поток хладагента, проходя через радиальные каналы в зоне их наиболее узкого сечения, испытывает наибольшее аэродинамическое сопротивление. Выполнение желобообразных продольных канавок на боковых стенках хомутиков обеспечивает расширение поперечного сечения радиальных каналов на величину вогнутости хомутиков. Таким образом, расширяется проходное сечение каналов между хомутиками и повышается расход хладагента через активные части электрической машины. 6 ил.
152581 3
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в асинхронных электрических машинах с литой короткозамкнутой
5 обмоткой ротора.
Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения.
На фиг .1 показан ротор электрической машины, продольный разрез; 10 на фиг.2 — вид А иа фиг.l на фиг.3разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 — разpcs В"В на фиг.3; на фиг.5 и 6 - конструкция хомутика, примеры выполненияе 15
Ротор 1 электрической машины состоит из сердечника 2, литой короткозамкнутой обмотки 3 и вентиляционных элементов 4, установленных враспор между пакетами 5 сердечника. Вентиляционные элементы выполнены в виде хомутиков 6. Внутри хомутиков проходят стержни 7 короткозамкнутой обмотки, а между боковыми стенками 8 хомутиков образуются радиальные вен- 25 тиляционные каналы 9. Боковые стенки хомутиков имеют желобообразное поперечное сечение 10, образующее на них продольные желобообразные канавки 11.
Работает ротор следующим образом. 30
При вращении благодаря центробежному действию вентиляционных элементов через венткпяциоиные каналы к периферии сердечника движется хлад агент. Проходя через радиальные каналы, 3g в зоне их наиболее узкого сечения (между соседними хомутиками) поток хладагента ислытывает наибольшее аэродинамическое сопротивление. Выполнение хомутиков с желобообразными 40 продольными канавками на боковых стенках хомутиков расширяет поперечное сечение радиальных каналов на величину вогнутости хомутиков. Это позволяет расширить проходное сечение ра- . 45 диальных каналов между хомутиками н, следовательно, повысить общий расход хладагента через активные части электрической машины. Вогнутость хомутиков в сторону стержней не приводит к уменьшению их поперечного сечения внутри хомутиков по сравнению с поперечным сечением стержней в пазах сердечника, так как овальное сечение хомутика больше, чем бутылочный профиль паза, показанный на фиг.3 пунктирной линией. Поэтому поперечное сужение стержней внутри вогнутости хомутика компенсируется указанным его расширением на уровне узкой части бутылочного профиля паза,что исключает уменьшение сечения стержня.
Технологически вогнутые хомутики могут выполняться штамповкой из листовой стали (фиг.5) или методом порошковой металлургии (фиг,б).
Использование изобретения обеспе чивает улучшение вентиляционных свойств ротора и повьппение за счет этого эффективности охлаждения электрической машины в целом.
Формула изобретения
Ротор электрической машины, содержащий сердечник, выполненный из пакетов с радиальными вентиляционными каналами между пакетами, размещенную в пазах сердечника литую короткозамкнутую обмотку в виде стержней и вентиляционные элементы, выполненные в виде вплотную охватывающих стержни хомутиков, установленных в радиальных каналах между пакетами, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повьппе-. ния эффективности охлаждения, стержни обмотки в зоне радиальных каналов имеют меньшую толщину, чем в пакетах, а боковые стенки хомутиков имеют форму желоба, обращенного к упомянутому радиальному вентиляционному каналу.
1525813
Фиг. 2
Фиг.з
152581 3
8"8,;Составитель А. Воинов
Редактор А. Лежнина Техред Л. Олийнык
Корректор Л, Патай
Заказ 7237/50 Тираж 648 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101