Электрическая машина
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и касается изготовления и эксплуатации электрических машин. Целью изобретения является упрощение эксплуатации и повышение технологичности электрической машины. Электрическая машина содержит статор 1, подшипниковые щиты 2,3 и ротор на валу 4, установленный в рабочих подшипниках 6, 9, наружные обоймы которых сопрягаются с внутренней поверхностью букс 7 и 10 соответственно. Между подшипниковым щитом 2 и рабочим подшипником 6 на валу 4 установлен дополнительный подшипник 5, наружная обойма которого может сопрягаться с внутренней поверхностью буксы 7 путем перемещения последней вдоль вала 4 с помощью устройств для ее перемещения, выполненых, например, в виде винтов 15, установленных в отверстиях 16 подшипникового щита 2 и сопряженных своими резьбовыми частями с буксой 7. Данное выполнение электрической машины позволяет осуществлять замену рабочих подшипников в процессе эксплуатации, не разбирая электрическую машину и даже без остановки приводного электродвигателя, что значительно повышает технологичность электрической машины. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 H 02 К 15/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
f3 г
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБР)=ТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 4) 7 7604/24-07 (22) 06. 0),87 (46) 30. ) 1.89. Бюл. )1 44 (71) Новокаховский электромашиностроительный завод им. 50-летия Великой Октябрь ской со циалис тиче ской ре— волюции и Новокаховское отделение
Всесоюзного научно-исследователь ско го проектно-конст рук то рского и технологического института взрывозащищенного и рудничного электрооборудования (72) М.М.Яковлев и В.Н.Бондарев (53) 621 .3)8.44 (088.8) (56) Маршак Е.Л. и Уманцев Р,Б, Ремонт электрических машин общепромышленного применения. М.: Энергия, 1972, с. 157.
Авторское свидетельство СССР
)) 1403245, кл . Н 02 К 15!14, 1986. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ NA)))MHA (57) Изобретение относится к электротехнике и касается изготовления и эксплуатации электрических машин.
Целью изобретения является упрощение эксплуатации и повышение технологичности электрической машины. Электри„„SU 1525 28 А1
2 ческая машина содержит статор 1, подшипниковые щиты 2, 3 и ротор на валу 4, установленный в рабочих подшип— никах 6, 9, наружные обоймы которых сопрягаются с внутренней поверхностью букс 7 и 10 соответственно. Между подшипниковым щитом 2 и рабочим под— шипником 6 на валу 4 установлен дополнительный подшипник 5, наружная обойма которого может сопрягаться с внутренней поверхностью буксы 7 путем перемещения последней вдоль вала
4 с помощью устройств для ее перемещения, выполненных, например, в виде винтов 15, установленных в отверстиях )6 подшипникового шита 2 и сопряC) женных своими резьбовыми частями с буксой 7. Данное выполнение электрической машины позволяет осуществлять веиеву ревоких поцвппвиков в процессе эксплуатации, не разбирая электрическую машину и даже без остановки приводного электродвигателя, что значительно повышает технологичность
Ю электрической машины. 1 з .п . ф-лы, М
1 ип.
С
1525828
11эобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрсмашиностроении при изготовлении электрических машин.
Целью изобретения является упроще5 ние эксплуатации и повышение технологичности электрической машины.
l!а чертеже изображена электрическая машина, продольный разрез.
Электри»»еская машина содержит корпус l, подшипниковые щиты 2 и 3, ротор на валу 4, дополнительный и первьп» рабочий подшипники 5 и 6 качения одинакового наружного диаметра, сопрягаомые с буксой 7, распорное кольцо 8, второй рабочий подшипник 9 качения, смонтированный в буксе 10, При этом обе буксы смонтированы в подшипниковых щитах подвижно в осевом направлении (вдоль вала), т.е. плавающими".
Внутренние обоймы подшипников 5, 6 и 9 жестко закреплены на валу 4, а наружные обоймы жестко закрепляются в буксах 7 и 10. Между наружной по— иерхностью буксы и поверхностью внутренней полости подшипникового щита
»»онце»»трично оси вращения ротора (ва4) расположены шарики 11, ус тановлецныо с возможностью вращения и раз деленные сепаратором 12. Между внутренней торцовой поверхностью подшип»»»»кового щита 3 и торцом буксы 10 расположен упругий элемент 13, Вращение этой буксы предотвращается болтами 14. Бпутренний диаметр подшипниКо!3oI шита 2 под шарики 11 выполнен цлино больше двух длин буксы 7. Дли,»а измеряется между центрами крайних
40 пар»»кэв. Для перемещения буксы 7 вдоль вала 4 служат винты 15, уста»»опг» .»»»ь!е в отверстиях 16, выполненных в подпипниковом щите 2, при этом их рсзьбовые части сопряжены с бук45 сой 7 путем установки в отверстиях ! 7, расположенных на одинаковом расстоянии от вала равномерно по окружности. Для фиксирования винтов 15 и буксы 7 в определенном положении по д>и:це служат эластичные прокладки 18 и проб -«19, которые ввернуты в резьбовые отверстия 20 подшипникового щита 2.
Замена подшипников качения в электрической машине осуществляется следующим образом.
Ло время сборки электрической машины на вал ротора устанавливают до— полнительный поцшипник 5, наружная обойма которого не сопряжена с внут. ренней поверхностью буксы 7 ° После износа рабочего подшипника 6 вывора- чивают пробки l 9, вынимают прокладки 18 и вращают (заворачивают) винты
15 одновременно или последовательно, поворачивая на небольшой угол каждый винт. Таким образом перемещают буксу
7 вдоль вала 4. Сначала рассоединяют внутреннюю поверхность буксы 7 с наружной обоймой подшипника 6, а затем сопрягают внутреннюю поверхность буксы 7 с наружной обоймой дополнительного подшипника 5. Заворачивают все винты 15 полностью до упора буксы 7 в щит 2, затем отворачивают одинаково все винты на определенный угол для обеспечения буксе 7 "плавающего" положения, вставляют прокладки 18 в отверстия 20 и заворачивают пробки 19 °
Ввиду того, что рабочий подшипник
6 со стороны свободного конца вала 4 нагружен значительно больше рабочего подшипника 9, ко » о рый находится с другой стороны вала 4, и моторесурс рабочего подшипника 6 примерно в два раза меньше моторесурса подшипника 9, менять рабочий подшипник целесообразно только со стороны свободного конца вала 4, что обеспечит работу элек— трической машины еще на один период до следующей замены рабочего подшипника или до капитального ремонта.
При необходимости таким образом можно менять рабочие подшипники с обеих сторон вала.
Использование изобретения позволяет уменьшить трудоемкость замены изношенных рабочих подшипников приб,лизительно в 1 О раз за счет того, что для замены поДшипника не нужно разбирать почти всю электрическую машину, если она герметическая, то не нужно заново герметизировать.
Возможна замена подшипников без отсоединения электродвигателя от привода. Все указанное позволяет значительно повысить технологичность электрической машины и упростить ее эксплуатацию.
Формул а изобретения
Электрическая машина, содержащая статор, ротор, подшипниковые щиты и установленный на валу рабочий
Составитель Т.Калашникова
Техред JI.ÎëèHíûê Корректор А.Обручар
Редактор А.Лежнина
Заказ 7238/51 Тираж 648 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãoðîä, ул. Гагарина,101
5 152 подшипник качения, наружная обойма которого сопряжена с внутренней по" верхностью буксы, наружная поверхность которой установлена во внутренней полости подшипникового щита, отличающаяся тем,что,с целью упрощения эксплуатации и повышения технологичности, электрическая машина снабжена дополнительным подшипником качения, распорным кольцом и элементами для перемещения буксы, дополнительный подшипник качения установлен между подшипниковым щитом и рабочим подшипником качения, распорное кольцо размещено между рабочим и дополнительными подшипниками
58 28 6 качения, букса установлена с возможностью перемещения вдоль вала в на1 правлении дополнительного подшипника до сопряжения с его наружной обой5 мой.
2. Машина по и. 1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что подшипниковый щит, во внутренней полости которого
10 установлена букса, выполнен с отверстиями по окружности, центры которых расположены на одинаковых расстояниях от вала, а элементы перемещения буксы выполнены в виде установленных в указанных отверстиях винтов, резьбовые части которых сопряжены с буксой.