Указатель поворота транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам управления световой сигнализацией. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит датчик 1 положения рулевого колеса, выполненный на трех магнитоуправляемых контактах 2-4 и расположенных на рулевом колесе постоянных магнитах 5, 6. Выходы датчика 1 подключены к блоку 7 определения положения рулевого колеса, выполненного на триггерах 8-11, элементах И-НЕ 12, 13 и инверторах 14, 15. Выходы блока 7 подключены к первым входам исполнительного блока 18, содержащего триггеры 19, 20 и коммутатор 21, к выходам которого подключены лампы 22, 23 левого и правого поворотов. Ручной переключатель 24 указателя поворота подключен к вторым входам блока 18, а один из его выходов через развязывающие диоды 25, 26 - к первым входам блока 18. Переключатель 24 выполнен на рычаге 27 с возвратом в нейтральное положение под действием пружин 28. Магнитоуправляемые контакты 30-32 срабатывают под действием магнита 29, установленного на конце рычага 27. При включенном левом повороте замыкания контакта 31 срабатывает триггер 20, обеспечивая питание лампы 22 через коммутатор 21, а вращение рулевого колеса вызывает последовательное замыкание контактов 4-2 независимо от угла поворота рулевого вала. Изменение направления поворота не приводит к ложным срабатываниям указателя поворота, так как прохождение магнита 5 или 6 вызывает срабатывание контактов 4, 3 (при правом повороте) или 2, 3 (при левом повороте), что вызывает немедленное выключение соответствующей лампы 22 или 23. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (П) (5() 4 В 60 1/42

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4342169/40-11 (22) 14 ° 12.87 (46) 07.12.89. Бюл. У 45 (72) В.А.Данов и А.Н.Корольков (53) 629 ° 11.012(088.8) (56) Патент Японии У 56-10215, кл. В 60 Q 1/40, 1981.

2 (54) УКАЗАТЕЛЬ ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам управления световой сигнализацией. Цель

1527037

20 изобретения — повышение надежности.

Устройство содержит датчик 1 положения рулевого колеса, выполненный на трех магнитоуправляемых контактах 2 — 4 и расположенных на рулевом колесе постоянных магнитах 5, 6.

Выходы датчика 1 подключены к блоку

7 определения положения рулевого колеса, выполненного на триггерах

8-11, элементах И-НЕ 12, 13 и инверторах 14, 15. Выходы блока 7 подключены к первым входам исполнительного блока 18, содержащего триггеры 19, 20 и коммутатор 21, к выходам которого подключены лампы 22, 23 левого и правого поворотов. Ручной переключатель 24 указателя поворота подключен к вторым входам блока 18, а один из его выходов через раэвязываюшие диоды 25, 26 — к первым входам блока 18. Переключатель 24

Изобретение относит я к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам управления световой сигнализацией.

Цель изобретения — повышение надежности устройства.

На чертеже приведена электрическая функциональная схема указателя поворота.

Указатель содержит датчик 1 положения рулевого колеса, выполненный на трех магнитоуправляемых контактах 2 — 4 и расположенных на рулевом колесе постоянных магнитов 5 и 6, которые в нейтральном положении рулевого колеса находятся вне зоны чувствительности контактов 2

4. Блок 7 определения положения рулевого колеса выполнен на четырех триггерах 8-11. Объединенные обнуляюшие входы триггеров 8, 11 и установочный вход триггера 10, установочные входы триггеров 9, 11, обнуляюшие входы триггеров 9, 10 и установочный вход триггера 8 являются входами блока 7, которые соединены с выходами датчика 1. Выходы триггеров 8-11 подключены соответственно к входам элементов И, выполненных на последовательно соединенных элементах И-НЕ 12 и 13 и инверторах 14 и 15. Выходы блока 7 через раэвязыва юшие диоды 16 и 17 подключены к пер30

55 выполнен на рычаге 27 с возвратом в нейтральное положение под действием пружин 28. Магнитоуправляемые контакты 30-32 срабатывают под действием магнита 29, установленного на конце рычага 27. При включенном левом повороте замыкания контакта 31 срабатывает триггер 20, обеспечивая питание лампы 22 через коммутатор 21, а вращение рулевого колеса вызывает последовательное замыкание контактов

4-2 независимо от угла поворота рулевого вала. Изменение направления поворота не приводит к ложным срабатываниям указателя поворота, так как прохождение магнита 5 или 6 вызывает срабатывание контактов 4, 3 (при правом повороте) или 2,3 (при левом повороте), что вызывает немедленное выключение соответствующей лампы 22 или 23 ° 1 э.п, ф-лы, 1 ил. ным входам исполнительного блока 18, выполненного на двух триггерах 19 и 20 и коммутаторе 21, к выходам которого подключены лампы 22 и 23 левого и правого поворота.

К вторым входам блока 18 подключен ручной переключатель 24 указателя поворота, один иэ выходов которого подключен через развязываюшие диоды 25 и 26 к первым входам блока 18. При этом переключатель 24 выполнен на рычаге 27, закрепленном в нейтральном положении с помощью пружин 28, с постоянным магнитом

29 на конце и трех магнитоуправляемых контактах 30-32, причем контакт

32 связан с первыми входами блока 18.

Указатель поворота работает следующим образом.

При переводе рычага 27 влево или вправо замыкаются соответственно контакты 31 и 30. При этом на второй вход триггера 20 или 19 подается положительный сигнал, вызывающий появление на выходе соответствующего триггера сигнала, включающего через коммутатор 21 лампы 22 или 23. Рычаг 27 после отпускания возвращается пружинами 28 в нейтральное положение. Размыкание контактов 30 или 31 не вызывает изменения состояния триггеров 19 или 20 и лампа соответствующего поворота продолжает работать, 1527037

При включенном правом повороте (замкнутый контакт 30 и установившийся триггер 19) и вращении рулево1

ro вала вправо магнит 5 вызывает срабатывание контакта 2 и на обнуляющем входе триггера 8 появляется

10

30 сигнал логического нуля, в результате чего на его выходе будет также сигнал логического нуля. При дальнейшем повороте рулевого колеса срабатывает контакт 3, подаюший на установочный вход триггера 9 сигнал логического нуля, при этом íà его выходе устанавливается сигнал логической единицы.

Таким образом, после последовательного срабатывания контактов 2 и

3 на вход элемента 12 подаются сигналы логического нуля и единицы, а следовательно, на выходе элемента 14 формируется сигнал логического нуля, который не вызывает изменения состояния триггера 19 и лампа 23 продолжает работать. Дальнейший поворот рулевого колеса приводит к срабатыванию контакта 4, при этом сигналы на выходах триггеров 8 и 9 меняются местами, что не приводит к изменению сигнала на выходе элемента 14.

Если поворот рулевого вала продолжается и контакты 2-4 срабатывают при воздействии магнита 6, работа блока 7 будет аналогична описанной.

При изменении направления врашения рулевого колеса изменяется последовательность срабатывания контактов 2-4. Срабатывание контакта 4 не 40 изменит состояния триггера 19, Последуюшее срабатывание контакта 3 приводит к появлению на выходе триггера 9 сигнала логической единицы, а сигнал логической единицы на выходе 45 триггера 8 уже установился при срабатывании контакта 4. Таким образом, на входах логического элемента 12 появляются сигналы логической единицы, в результате чего на выходе 50 элемента 14 формируется сигнал логической единицы, который изменяет состояние триггера 19 и отключает лампу 23.

При врашении рулевого колеса вправо срабатывают и триггеры 10 и 11 блока 7, однако последовательность появления сигналов на выходе блока

7 не отражается на Функционировании лампы 22, так как ее цепь питания через коммутатор 21 не запитана.

При включенном левом повороте (замыкании контакта 31) срабатывает триггер 20 блока 18, обеспечивая запитку цепи питания лампы 22. Прохождение магнитов 6 и 5 над контактами

2-4 вызывает срабатывание триггеров

10 и 11 блока 7 аналогично описанному.

В устройстве прохождение магнита при отпускании руля после выполнения поворота над контактами 4, 3 (прм правом повороте) или 2, 3 (при левом повороте) вызывает немедленное выключение соответствующей лампы 23 или 22 поворота. Для уменьшения времени срабатывания устройства при любых углах поворота рулевого вала целесообразно увеличивать число магнитов, но устанавливать их так, чтобы угловое расстояние между магнитами не превышало некоторого угла, внутри которого размешаются контакты 2-4 и который с учетом холостого хода pyd левого колеса должен быть около 30

Для ручного (не автоматического) выключения лампы 22 или 23 необходимо контакты 36 замкнуть, что приводит к одновременному срабатыванию триггеров 19 и 20, а следовательно, и выключению любой из ламп 22, 23.

Аварийное включение ламп 22 и 23 одновременно осуществляется поворотом рычага 27 влево-вправо, т.е. осуществляя последовательное замыкание контактов 30 31 °

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

1. Указатель поворота транспортного средства, содержаший датчик положения рулевого колеса, выполненный на трех магнитоуправляемых контактах, подключенных к входам блока определения положения рулевого колеса, содержащего триггеры с элементами И на выходах, выходы которого подключены к первым входам исполнительного блока, выполненного на двух триггерах, вторые входы которого подключены к ручному переключателю указателя поворота, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности, датчик положения рулевого колеса содержит не менее двух магнитов, расположенных на рулевом колесе вне зоны .

1527037

Составитель Ю. Щерба

Техред Л.Олийнык Корректор Л, Патай

Редактор А. Шандор

Заказ 7460/23

Подписное

Тираж 522

BHHHIIH Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ CCCI

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,101 чувствительности магнитоуправляемых контактов при его нейтральном голожении, при этом объединенные обнуляющие входы первого и четвертого триггеров и установочный вход третьего триггера, установочные входы второго и четвертого триггера, а также обнуляющие входы второго и третьего триггеров и установочный вход первого триггера являются входами блока определения положения рулевого колеса.

2. Указатель по п. 1, о т л ич а ю m и и с я тем, что ручной переключатель указателя поворота выполнен на подпружиненном рычаге с возвратом в нейтральное положение с постоянным магнитом на конце и трех магнитоуправляемых контактах.