Способ контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля профиля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев. Целью изобретения является упрощение реализации и повышение точности способа контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев. Поставленная цель достигается тем, что по способу контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев прямобочный шаблон устанавливают под углом к оси контролируемого колеса и таким путем совмещают прямолинейные (рабочие) кромки шаблона с прямолинейными образующими противоположных сторон профиля контролируемых зубьев, при этом контроль производят по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых эвольвентных винтовых поверхностей зубьев, отстоящих друг от друга на расстоянии, равном толщине применяемого шаблона. 2 з.п. ф-лы, 5ил.
СОЮЗ СО8ЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 С 01 В «/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСВ ВУ
ГОСУДАРСТ8ЕНКЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4337897/25-28 (22) 02.12,87 (46) 07.12.89. Бюл. 11 - 45 (71) Днепропетровский индустриальпый институт и Киевское производственное объединение полимерного машиностроения Большевик" (72) С.II.Ðàäçåâè÷, Л.И.Бондаренко, JI.P.Òèñíîâñêèé, А.П.Радзевич, В.M.Еленский, Я .II.Ястремский, В.А.11алагута, И.В.Винокуров и Е.Я.Головкина (53) 531.717.2:621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 1375937, кл. G Ol В 3/20, 1986. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КОСОЗУБЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ КОЛЕС С ЭВОЛЬВЕНТНЫМ ПРОФИЛЕМ ЗУБЬЕВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для контроля профиля косозубых цилинИзобретение относится к машино-строению„ а именно к средствам контроля зубчатых колес.
Цель изобретения — упрощение реализации способа и понышение точности путем обеспечения воэможности касания поверхности зуба перекрещивающимися кромками шаблона.
На фиг. 1 показана схема контроля
"по впадине" цилиндрического косозубого колеса наружного зацепления; на фиг. 2 — схема контроля "по зубу" цилиндрического косоэубого колеса наружного зацепления; на фиг. 3 — схема контроля по нладине" цилиндрического
„„SU„„1527476 А1
2 др::ческих колес с энольвентным профилем зубьев. Целью изобретения является упрощение реализации и повышение точности способа контроля косозубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зуоьен. Поставленная цель достигается тем, что по способу контроля косозубых цилиндрических колес с энольвентным профилем зубьев прямобочный шаблон устанавливают под углем к оси контролируемого колеса и таким путем сонмещают прямолинейные (рабочие) кромки шаблона с прямолинейными образующими противоположнь х сторон профиля контролируемых зубьев, при этом контроль производят по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых энольвентных винтоных поверхностей зубьев, отстоящих друг от друга на расстоянии, равном толщине применяемого шаблона.
2 з.п.ф-лы, 5 ил.
Ko(озубого колеса внутреннего зацепления; на фиг. 4 — схема контроля
"по зубу цилиндрического косозубого колеса внутреннего зацепления; на фиг. 5 — развертка сечения косозубого колеса и контролирующего шаблона делительным цилиндром колеса.
В соответствии со способом контроля косозубых цилиндрических колес с знольвентным профилем зубьев и углом их наклона я прямобочный шаблон 1 ! устанавливают под углом к оси
0 -О контролируемого колеса 2 при контроле по впадине" и под углом к оси О -О колеса 2 при контроле "и<
1527476 зубу . В первом случае используют прямобочный шаблон с углом профиля а во втором — с углом профиля
Установка шаблона 1 с углом проз
5 филя ot» на зуб колеса 2 под углом
ol к его оси, а также установка шаблона 1 с углом профиля el3 во впадину между зубьями колеса 2 под углом к его оси обеспечивает совмещение прямолинейных кромок 3 и 4 шаблона 1 с прямолинейными образующими противоположных сторон профиля 5 и 6 контролируемых зубьев колеса 2. Контроль производят на просвет по перекрещиваю15 щимся друг с другом прямолинейным образующим контролируемых эвольвентных винтовых поверхностей зубьев. Эти образующие совпадают с прямолинейными рабочими кромками 3 и 4 шаблона 1 и отстоят друг от друга на расстоянии
h, равном толщине применяемого шаблона. Контроль можно производить как зубчатых колес внешнего, так и внутреннего (фиг.3 и 4) зацепления, как
"по зубу" (фиг.2 и 4), так и "по впадине" (фиг.1 и 3). Во всех случаях обеспечиваютсs одинаковые благоприятные условия касания прямолинейHblx рабочих кромок шаблона 1 с контролируемыми эвольвентными винтовыми поверхностями зуба колеса 2 (фиг.5, варианты I и II), в отличие от известного способа, когда для его реализации на шаблоне неизбежно требует35 ся выполнять усложняющую реализацию контроля и снижающую его точность фаску 7 (фиг. 5, варианты III и IV) .
Этим достигается упрощение реализации способа контроля и повышение его точ- 40 ности.
Для реализации способа контроля цилиндрических зубчатых колес с эвольвентпым профилем зубьев необходимо знать конструктивные параметры приме- 45 няемого прямобочного шаблона и величину угла его наклона к оси контролируемого колеса. Указанные параметры можно определить следующим образом.
Радиус цилиндра винтовой линии
30 пересечения эвольвентных винтовых поверхностей противоположных боковых сторон профиля зуба колеса определяется по очевидной формуле
R=0, О ld+S ctgg ), rye d — целительный диаметр контролируемого колеса;
S — толщина зуба контролируемого колеса на его делительном диаметре;
a(угол профиля зуба колеса на делительном диаметре °
Аналогично радиус цилиндра винтовой линии пересечения эвольвентных винтоьых поверхностей противоположных боковых сторон впадины колеса определяется по формуле
r = 095(d-Hctgd0) 9 где Н вЂ” ширина впадины контролируемого колеса на его делительном диаметре.
Диаметр основного цилиндра косозубого цилиндрического колеса можно рассчитать по формуле
m.Z cosy, где ш — модуль контролируемого косоэубого колеса;
4 — число зубьев контролируемого
9 косозубого колеса; угол наклона к оси колеса
его прямобочной производящей рейки с углом профиля зубьев
< о °
Основной угол подъема винтовой линии косозубого цилиндрического колеса рассчитывается по формуле агссоэ (созе) со$ ), Угол профиля шаблона для контро3 ля косоэубого цилиндрического колеса
"по зубу" равен с(>= arccos (cps + соз Г ), где Ю вЂ” угол между проекциями прямолинейных кромок шаблона в его рабочем положении на торцовую плоскость контролируемого колеса при осуществлении контроля "по зубу".
Аналогично, угол профиля Ы „ шаблона для контроля косоэубого цилиндрического колеса по впадине равен ав,= arccos (cos ф сов ), где Ф вЂ” угол между проекциями прямолинейных кромок шаблона в
его рабочем положении на торцовой плоскосги контролируе15274 мого колеса при осуществлении контроля "по впадине".
Угол наклона шаблона к оси контролируемого колеса при контроле по зубу" равен
Е arcsin (tg y/tg 1 ) .
Аналогичный угол наклона шаблона к оси контролируемого колеса при контроле по впадине" равен
1О
@Таким образом, из изложенного следует, что по приведенной методике мощно рассчитать значения всех параметров, необходимых для реализации способа контроля косоэубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев как в случае контроля "по эу25 (= arcsin (сайф /tgd P.
Ширина шаблона по его делительной .прямой при контроле "по зубу" рассчи- 15 тывается по формуле
S S вес .
Аналогично ширина шаблона по его делительной прямой при контроле "по впадине" рассчитывается по формуле
Н „у Н вес 1 .
76 6 бу", так н в случае контроля "по впадине".
Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я
1. Способ контроля косоэубых цилиндрических колес с эвольвентным профилем зубьев, заключающийся в том, что прямобочный шаблон устанавливают под углом к оси контролируемого колеса, совмещают прямолинейные кромки шабпона с прямолинейными образующими противоположных сторон профиля контролируемых зубьев,отличающийся тем, что, с целью упрощения его реализации и повышения точности, контроль производят по перекрещивающимся друг с другом прямолинейным образующим контактнруемых эвольвентных винтовых поверхностей зубьев, отстоящих друг от друга на расстоянии, равном толщине применяемого шаблона.
2. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что контроль производят по зубу контролируемого колеса.
3. Способ по п,1, о т л и ч а юшийся тем, что контроль производят по впадине контролируемого колеса.
1527476
1527476
7 7
Составитель Б.Афонский
Редактор Л.Гратилло Техред Л. Сердюкова Корректор А.Обручар
Закаэ 7500/45 Тираж 683 Подписное
BHl9)lB1 Государственного комитета по иэобретениям и открытиям при ГКНТ (:(, (,l
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Г1р iи волственно-иэдательский комбинат "11атент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 1 I