Рабочий орган винтового забойного двигателя для бурения скважин
Реферат
Изобретение относится к буровой технике и предназначено для бурения нефтяных и газовых скважин. Цель - повышение надежности и точности ориентирования винтовых зубьев последовательно размещенных секций рабочего органа при выполнении его со стенкой постоянной толщины. Для этого секции рабочего органа связаны между собой соединительным элементом (СЭ), который выполнен с винтовыми зубьями 4. Причем шаг и направление зубьев 4 СЭ равны шагу и направлению зубьев 3 секций. Профиль зубьев 4 СЭ эквидистантен профилю зубьев 3 секций. В результате зубья 4 плотно прилегают к внутренним винтовым поверхностям 5 двух соседних секций. С целью облегчения и удешевления СЭ м. б. выполнен в виде профилированной трубчатой детали со стенкой постоянной толщины . При подаче промывочной жидкости вовнутрь рабочей пары ее рабочий орган под давлением неуравновешенных сил давления приводится во вращение. Создаваемый на секциях 1 момент силы передается на выходной вал опорного узла винтового двигателя посредством шарнирного соединения, 1 з. п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к буровой технике, в частности к рабочему органу винтовых забойных двигателей, предназначенных для бурения нефтяных и газовых скважин. Цель изобретения - повышение надежности и точности ориентирования винтовых зубьев секций рабочего органа винтового забойного двигателя при выполнении его со стенкой постоянной толщины. На фиг. 1 представлен рабочий орган с наружными винтовыми зубьями (ротор), продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - рабочий орган с внутренними винтовыми зубьями (статор), продольный разрез; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6 - рабочий орган с наружными винтовыми зубьями (ротор), покрытыми эластомерной оболочкой, продольный разрез; на фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг. 6. Рабочий орган винтового забойного двигателя с наружными винтовыми зубьями (ротор) содержит отдельные секции 1, размещенные последовательно одна за другой и связанные между собой установленным внутри секций 1 соединительным элементом 2. Секции рабочего органа выполнены в виде профилированной трубчатой оболочки со стенкой постоянной толщины , причем рабочими поверхностями секций являются наружные винтовые зубья 3. Соединительный элемент 2 имеет наружные винтовые зубья 4, совпадающие по шагу и направлению с зубьями 3 секций рабочего органа, эквидистантные им по профилю поперечного сечения. В результате этого зубья 4 соединительного элемента 2 плотно прилегают к внутренним винтовым поверхностям 5 двух соседних секций 1. Для обеспечения герметичности и неразборности соединения соединительный элемент 2 и секции 1 рабочего органа неподвижно скреплены между собой известными в технике способами, например пайкой, склеиванием, контактной сваркой или другими подобными методами. Соединительный элемент 2 может быть выполнен в виде цельной или полой детали с наружными винтовыми зубьями 4, как показано на фиг. 2, или в виде профилированной трубчатой детали 6 со стенкой постоянной толщины 1 с целью облегчения и удешевления ротора, как показано на фиг. 3. Соединительный элемент 2 может быть использован для присоединения к рабочему органу (ротору) карданного вала или гибкого вала, передающего момент силы и осевую нагрузку от ротора к валу опорного узла винтового забойного двигателя (на фигурах карданный вал и опорный узел не показаны). Рабочий орган винтового забойного двигателя может быть использован также в качестве статора, как показано на фиг. 4 и 5. В этом случае секции 7 рабочего органа, размещенные последовательно друг за другом и выполненные в виде профилированной трубчатой оболочки со стенкой постоянной толщины 2 , связаны между собой посредством соединительного элемента 2, имеющего внутренние винтовые зубья 8, которые совпадают по шагу и направлению с внутренними зубьями 9 секций 7 рабочего органа и эквидистантны им по профилю поперечного сечения. В результате этого зубья 8 соединительного элемента 2 плотно прилегают к наружным винтовым поверхностям 10 двух соседних секций 7 и неподвижно скреплены с ними. Концевые участки крайних секций 7 рабочего органа (статора) присоединяются к колонне бурильных труб и к опорному узлу (на фиг. 4 не показаны). Поскольку винтовые забойные двигатели работают в абразивной среде бурового раствора, один из элементов рабочей пары для повышения износостойкости целесообразно покрывать эластомером, обычно нитрильной резиной. На фиг. 6 показан вариант выполнения рабочего органа (ротора), наружные винтовые зубья 11 которого покрыты эластомерной оболочкой 12, наносимой известными в технике методами. Такой ротор может быть использован со статором, показанным на фиг. 4. Очевидно, что эластомерное покрытие может быть нанесено на внутреннюю поверхность винтовых зубьев статора, который в этом случае может быть использован с ротором, показанным на фиг. 1. Рабочий орган винтового забойного двигателя работает следующим образом. При подаче промывочной жидкости вовнутрь рабочей пары ее рабочий орган (ротор с секциями 1) под давлением неуравновешенных сил давления приводится во вращение, обкатываясь своими наружными винтовыми зубьями 3 по внутренним зубьям 8 рабочего органа (статора с секциями 7). Создаваемый на секциях 1 ротора момент силы передается на выходной вал опорного узла винтового двигателя посредством шарнирного соединения (опорный вал двигателя и шарнирное соединение на фигурах не показано). (56) Гусман М. Т. и др. Забойные винтовые двигатели. М. : Недра, 1981, с. 125-128.
Формула изобретения
1. РАБОЧИЙ ОРГАН ВИНТОВОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН, содержащий отдельные секции с винтовыми зубьями, размещенные последовательно и связанные между собой соединительным элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и точности ориентирования винтовых зубьев секций рабочего органа при выполнении его со стенкой постоянной толщины, соединительный элемент выполнен с винтовыми зубьями, причем шаг и направление зубьев соединительного элемента равны шагу и направлению зубьев секций, а профиль зубьев соединительного элемента эквидистантен профилю зубьев секций. 2. Рабочий орган по п. 1, отличающийся тем, что соединительный элемент выполнен в виде профилированной трубчатой детали со стенкой постоянной толщины.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Дата прекращения действия патента: 14.07.2001
Номер и год публикации бюллетеня: 20-2003
Извещение опубликовано: 20.07.2003