Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам полурам сочлененных транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности работы. Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства содержит шарнирные соединения, выполненные в виде узлов поворота полурам друг относительно друга в горизонтальной и вертикальной поперечной плоскостях транспортного средства, включающих несущие шкворни. Полурамы 1, 2 соединены одним шкворнем, средняя часть которого охвачена элементом одной полурамы с установленными на горизонтально расположенных верхней и нижней плоскостях данного элемента прокладками 14, которые взаимодействуют с плоской поверхностью полуцилиндров 5, сферические поверхности которых обращены в разные стороны и взаимодействуют с ответной поверхностью оснований 6, которые закреплены боковыми сторонами в выполненной в виде вилки одной из полурам. Поверхности оснований 6, противоположные сферическим, поджаты плоскими поверхностями конических поворотных шайб, внутри которых выполнены прорези с сечениями в поперечной плоскости, проходящей через ось шкворня, в виде равнобоких трапеций, взаимодействующих с плоскими гранями, выполненными на концах шкворня. Поворотные шайбы установлены посредством втулок в одной из полурам. 8 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5114 В 60 Р 1/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4407873/3) !1 (22) 11.04.88 (46) 23.12.89. Бюл. № 47 (71) Белорусский технологический институт им. С. М. Кирова (72) А. И. Кирильчик, А. В. Жуков, И. В. Турлай, С. Э. Бобровский и В. А. Залыгин (53) 629.114.3 (088.8) (56) Патент США № 4154456, НКИ 280 — 494 кл. В 60 D 1/00, 1979. (54) СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ПОЛУРАМ

СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к сцепным устройствам полурам сочлененных транспортных средств. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности работы.

Сцепное устройство полурам сочлененного транспортного средства содержит шарнирные соединения, выполненные в виде узлов поворота полурам друг относительно друга в горизонтальной и вертикальной по„„SU„„1530494 д 1

2 перечной п locKocTHx транспортного средства, включающих несущие шкворни. Полурамы I, 2 соединены одним шкворнем, средняя часть которого охвачена элементом одной полурамы с установленными на горизонтально расположенных верхней и нижней плоскостях данного элемента прокладками 14, которые взаимодействуют с плоской поверхностью полуцилиндров 5, сферические поверхности которых обращены в разные стороны и взаимодействуют с ответной поверхностью оснований 6, которые закреплены боковыми сторонами в выполненной в виде вилки одной из полурам. Поверхности оснований 6, противоположные сферическим, поджаты плоскими поверхностями конических поворотных шайб, внутри которых выполнены прорези с сечениями в поперечной п1оскости. проходящей через ось шкворня, в виде равнобоких трапеций, взаимодействующих с плоскими гранями, выполненными на концах шкворня. Поворотные шайбы установлены посредством втулок в одной из полурам. 1 з. п. ф-лы, 8 ил.

530494

10

Фор.иулп изобретен(<я

1

3 !

1:(обр< тенi(r <>тн<н.и(ся к транспортному

М;3 f((f3 E3o(тp<><. «Ин>, в i;iv) íîñòè к сц(иным у< (p<>(f< t.(3;IM сочл< ненни» транспортных (p(л< т(3

11ельн> и н>бре T(ния является повии(ение и;>.÷(æío(1(<> (P(.fCI Ba.

1!л фиг «окл (BE«> трлнс«ортное средство, в»Л сбоку нл фиг 2 то же, BHЛ сверху; нл фиг. 3 - (парнирное соедиtf(HfIe. вил св< рху; на фиг. 4 -

«1;3 pHI(pllo((<)<. ди н< f«1<. ; нл фи г. 6 — - то ж(, понеречнь(й рлзрез, нл фиг. 7 — рлзрез

>(/л l(r ф<11 5 fill фиг 8 - рлз1)ез Ь - Ь нл фиг 5.

11<)лурлл((1 l и 2 соединены между со6»й ill;3p«l(<>в ) и иx оснований 6. ()снования 6) «<>лу«илии tpoBI fx элементов 5

3<)крг(lлени нл «< родней «олураме 1, выполи< llE«)If, нл«ример, в виде вилки. Н;3 и< релfI(fI рлме у(1;3«oB,.«ны ffoBopof five ц(лйбы 7, кл ждая из t(oT<> !) I.f x снабжена пазами 8, име(он(1(л(и в дилл<с(рлльной плоскости сечение рлвнобокой трапеции. Наружные боковые «оверхно(.ти поворотных шайб 7 выполí tItf конусними и закреплены на передней

«олураме «ри номс щи втулок 9 с конусными внутренними «оверхностями, расположенными противоположно конусной поверхности «оноротны» шайб 7. Несущий шкворень 4 и(> концам снзбжен плоскими грлнял(и 10. нлприм< р, четырехгранной формы. при помощи которы.» осуществляется его взаимолейстии((гранями пазов 8 (н)воротных шайб 7. Вер(и: лльное перемещсние несу(него (нкворня 4 ограничивается направляю(цичи 11.

Шарнирное соединение 3 включает в себя узел ((of)opo B «олурам и 2 относительío дрvã друга в горизонтальной плоскости н vзел поворота полурлм 1 и 2 в вертикальной плоск< (H. B узел поворотл в loризонтлльной плоскости входят конечная часть передней по;(ур((л(ы 1, конечная часть задней полурачи 2, выполненная, например, нл«1)л(3. (як>(ц<. и 12 с п.чо< к(3 л((3 вертикальной плоскости гранями с отверстйем 13 и «ромежуточные прокладки 14.

В узел поворота в вертикальной плоскости

BxoflHf fIo.IófIè Bit tI;Ipoâûå элементы 5, их основлния 6 и поворотные шайбы 7. Несущий шкворень 4 об>ье;lflняег узлы полорота междл собой.

Для и(клн) Iеlifl» ()моироизвольног() нроВора (f(B;3E«3» «оворотних E«BÉ6 7 относи)ечьНо втулок !!. чг<> чожег привести к Bлклиl(Hl3;3tilfl<> «ссуlll< I o lllf,ворня 4, чежду ними и (1(р(,jll< ll но.l» рлч< и уста«<>клен Vllpvf нй ограни Ill f <. л ь l 5

У< f l)ofi(E 33<) р;3(<()1;3(т сл(лун)шим обра.ч>м

Г!р(3 flBHH((нии по пр>(мой ровноЙ flopore ц>лрнирное соединение 3 находится в положении. клк это показано нл фиг. 5.

11()грузки, действую(цие нл шарнирное соединение 3, воспринимаются несущим шкворнем 4, которым, при наличии по концлм «лоских граней 10, обеспечивается плоскостной контакт с поворотными шайбами 7

«еречнси «олурамы 1. При этом нагрузка нл новор ) гные шайбы 7 распределяется равномерно.

При движении сочлененного транспортного средства на повороте работает узел поворота полурам в горизонтальной плоскости. Поворачивается направляющая 12 задней полурамы 2 относитечьно несущего шкворня 4 и прокладок 14.

При движении по прямой при переезде единичного препятствия шарнирное соединение 3 занимает положение, как показано на фиг. 6. Работает узел. поворота полурам в вертикальной плоскости. Полуцилиндровые элементы 5 поворачиваются относительно оснований 6. Несущий шкворень 4 поворачивается в пазах 8 поворотных шайб 7, обеспечивая возможность поворота направлян)(цей 12 задней полурлмы 2 относитель; н0 передней полурамы l.

При переезде препятствия при движении сочлененного транспортного средства на повороте работа(от поворотные шайбы 7.

Для поворота несу(него шкворня 4 при складывании полурлм (из положения 1 в положе«ие 11! Ил угол я (фиг. 81 поворотные шайбь(7 проворачиваются относительно втулок 9 в местах их конусного соедииРяия под действием сил, возникающих в месg3 вза«модействия плоских граней 10 с гранями пазов 8 поворотных шайб 7. В данном положении узлы поворота полурам работают одновременно.

1. Сцепное устройство полурам сочлейе!1 ного транспортного средства, содержащее шарнирные соединения, выполненные в виде узлов поворота полурлм друг. относительно друга в вертикальной поперечнои и горизонтальной плоскостях, включающих несущие шкворни, отличан)щее(я тем, что, с целью повышения надежности и долговечности работы, полЧрлмы соединены одним шкворнем, средняя часть которого охвачена элементом одной полурамы с установлен-! (ыми на горизонтально расположенных s() p)f; ней и нижней плоскостях данного элеме нта п рокл алка м и, которые вза и модейству(от с плоской поверх(н>(тью полуцилиндров, сферические пов(.рхности которых обращены B разные стор<>ны и взлимодейст. вуют с ответной повер (носTüto оснований, 1

5 которые закреплены боковыми сторонами в выполненной в виде вилки одной из полурам, причем поверхности основания противоположные сферическим, поджаты плоскими поверхностями конических поворотных шайб, внутри которых выполнены прорези с сечениями в поперечной плоскости, проходящей через ось шкворня, в виде равнобо530494

6 ких трапеций, взаимодействующих с плоскими гранями, выполненными на ко«цах шкворня, при этом поворотные шайбы устаноглены посредством втулок в одной из полурам.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что поворотные шайбы и передняя полурама соединены упругим ограничителем. иг.

1530494

1530494

Состав ител ь Г. Га ндыби н

Редактор В. Бугренкова Техред И. Верес Корректор 3. Лончакова

Заказ 7847(20 Тираж 528 Подписное

ВН И11Г111 Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1l 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Пропзволственио-издательский комбинат сПатент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101