Успокоитель бортовой качки судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к судостроению, а именно к успокоителям бортовой качки судна. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик путем снижения энергопотребления гидропривода. Успокоитель качки содержит рычаг 4, который одним концом соединен с поворотным цилиндром 2, несущим перо руля 3. Другой конец рычага 4 через фигурную поворотную планку входит во взаимодействие с пазом 7 стопорной коробки 6, установленной на фундаменте 5 корпуса 1 судна. Перед тем как развернуть перо руля 3 в положение режима швартования в верхнюю полость гидроцилиндра 12 подается под давлением рабочая жидкость, шток 11 выдвигается, рычаг 4 разворачивается против часовой стрелки, подходит к нижней стопорной коробке 6 и снимает пружину до соприкосновения упора с донцем стопорной коробки 6. При этом между планкой и стенками паза 7 стопорной коробки 6 будут зазоры Δ=Δ<SP POS="POST">1</SP>=S/4. В этом положении в левую полость гидроцилиндра подается под давлением рабочая жидкость, шток втягивается и через рычаг разворачивает с валом планку в положение "расстопорено". Рабочая жидкость под давлением подается в нижнюю полость гидроцилиндра 12, шток 11 втягивается, рычаг 4 разворачивается по часовой стрелке, подходит к верхней стопорной коробке 9 и сжимает пружину до соприкосновения упора с донцем стопорной коробки 9. При этом между планкой и стенками паза 10 стопорной коробки 9 будут зазоры Δ=Δ<SP POS="POST">1</SP>=S/4. В этом положении в правую полость гидроцилиндра подается под давлением рабочая жидкость, шток выдвигается и через рычаг разворачивает с валом планку в положение "застопорено". После снятия давления рабочей жидкости в гидроцилиндре 12 стопорная планка под действием сжатой пружины перемещается с рычагом 4 вниз на величину зазора Δ=S/4 и прижимается к стенке паза 10 стопорной коробки 9 на величину 3/4 S. Успокоитель качки застопорен в режиме швартования. 6 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1530526 А 2 (5ц 4 В 63 В 39 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОЧНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (6l) 1369984 (21) 4417003/27-11 (22) 31.03.88 (46) 23.12.89. Вюл. Л 47 (75) Ю. A. Авдеев (53) 629.12.041(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 369984, кл. В 63 В 39/06, 1985. (54) ) СПОКОИТЕ, I h BOPTOBOA КАЧ КИ (х ),КА () ) Изобрет(Ill!(относитсЯ K с >достроеник), а и >(нно к успокоителям бортовой качки
< l 1IIII I l(,1ь и >o()I)(T(. ния улучи>ение. эк II, > ат пионы х х(! ракт(ристик путем снижения энергопотребления гидропри нода. ) clIoko>I тель качки содержит рычаг 4, который О.1ним! концом с >(динен с поворотным цилиндром 2, >l(сущим перо р1ля 3.,другой конец рычага 4 и рез (1>игурнуK) поноротную планку входит но вз;>имодейстние с пазох! 7 стопорной коI)oE)KlI (), ста новлен ной на фунд)! менте 5
KoI)lll(! л дна. Перед тем как разнерн1т>, перо руля 3 н положение режима швартования в нерхнк>ю Iloлость гидроцилиндра !2 под(>ется I101 данлением рабочая жидкость, lllToh 11 нь>двигается, рычаг 4 разворачиI>«< Tc>I против часовой стрелки, подходи) к нижней стопорной коробке 6 и снимает пружину до соприкосновения упора с донцем стопорной коробки 6. При этом между планкой и стенками паза 7 стопорной коробки 6 будут зазоры 1 K =S/4. В этом положении в левую полость гидроцилиндра подается под давлением рабочая жидкость, шток втягивается и через рычаг разворачивает с валом планку в положение «расстопорено».
Рабочая жидкость под давлением подается в нижнюю полость гидроцилиндра 12, шток
11 втягивается, рычаг 4 разворачивается по часовой стрелке, подходит к верхней стопорной коробке 9 и сжимает пружину до соприкоснонения упора с донцем стопорной коробки 9. При этом между планкой и стенками паза 10 стопорной коробки 9 будут заз(>ры = =S/4. В этом положении в прануK) полость гидроцилиндра подается под давлением рабочая жидкость, шток выдвигается и через рычаг разворачивает с валом планку в положение «Застопорено». После снятия давления рабочей жидкости в гидроцилиндре 12 стопорная планка под действием сжатой пружины перемешается с рычагом 4 вниз на величину зазора Л=S 1 и прижимается к стенке паза 10 стопорной коробки 9 на величин 3 4S. Успокоитель качки застопорен н режиме шва ртова ни я.
6 ил.
1530526
Изобретение относится к судостроению, а именно к успокоителям бортовой качки судна.
Цель изобретения — ул>чшение эксплуатационных характеристик путем снижения энергопотребления гидропривода.
На фиг. 1 изображен успокоитель, общий вил; на фиг. 2 узел 1 на фиг. 1 (ио узлу стоиорения); на фиг. 3 — сечение А-A на фиг. 2 (положение фигурной поворотной планки в застопоренном и расстопоренном )p положениях); на фиг. 4 узел стопорения ири иодхо <е пружины к донышку стопорной коробки; на фиг. 5 — узел стопорения при сжатой пружине и фигурной поворотной планке в расстопоренном положении; на фиг. 6 узел стопорения при сжатой пружине и фигурной поворотной планке в застоиоренном положении.
Усиокоитель содержит установленный в скуловой нише корпуса 1 судна параллельно его пролольной оси поворотный цилиндр 2, 20 нес> щий перо руля 3 успокоителя качки.
К поворотному цилиндру 2 закреплен рычаг 4. На с>ловом фундаменте 5 установлена нижняя стоиорная коробка 6 с пазом.7, а на судовом фундаменте 8 установлена верхняя стоиорная коробка 9 с пазом 10. Рычаг 4 поворота руля 3 соединен со штоком 11 гидроцилиндра 12, шарнирно закрепленного к корпусу 1 сулиа. На конце рычага 4 на упорах 13 и 14 размещены тарельчатые пружины 15 и 16 и выполнен паз 17 со стенками 18 и 19.
B пазу 17 практически беззазорно расположенс. фигурная поворотная планка 20, установленная на шлицах вала 21, разворачиваемого через рычаг 22 со штоком 23 гидроцилинлра 24 с замком.
Усиокоитель работает в двуx положениях: положение лля стабилизации судна при волнении моря, когда перо руля 3 развернуто
:33 корпус 1 сулиа, и в режиме швартования судна, когла неро руля 3 развернуто flo3, днище корих са 1 сх лна. 40
Лля работы успокоителя в режиме стабилизации судна в верхнюю полость гидроцилиндра 12 подается под давлением рабочая жилкость, шток 11 выдвигается и разворачивает рычаг 4 ло соприкосновения уио- 45 ра 14 в донце стопорной коробки 6. При этом тарельчатая пружина 16 сожмется на величину S и межлу стопорной планкой 20 и стенками паза 7 стоиорной коробки 6 булут заS н>ры = Й= —. 50
В этом положении в правую полость гидроцилиндра 24 подается под давлением рабочая жидкость, шток 23 выдвигается и через рычаг 22 разворачивает с валом 21 планку 20 в положение «Застопорено». После того, как снимается давление рабочей жидкости в гидроцилиндре 12, стопорная планка 20 иод действием сжатой пружины 16 переместится с рычагом 4 вверх на величину
S зазора х =-и будет прижата к стенке паза 7
Ф стопорной коробки 6 на величину S — K =
S 3 =7
=S- †-„ = — S. Успокоитель застопорен. Снизу между планкой 20 и стенкой паза 7 образуетI ся зазор Ь+ Ь = -, но он на стопорение не оказывает влияния, так как жесткость пружин 15 и 16 выбирается такой, что усилие, которое возникает в пере руля 3 успокоителя качки при работе на ходу судна, заведомо
3 меньше усилия сжатой на величину «>S пружины 15 или 16. Усилие, направленное снизу на перо руля 3, передается через поворотный цилиндр 2, рычаг 4, пружину 16 и стопорную коробку 6 на с>довой фундамент 5, а усилие, направленное сверху на перо руля 3, передается через поворотный цилиндр 2, рычаг 4, стопорную планку 20 и стопорную коробку 6 на судовой фундамент 5.
При переводе успокоителя из режима стабилизации судна в режим швартования в верхнюю полость гидроцилиндра 12 подается под давлением рабочая жидкость, шток 11 выдвигается, рычаг 4 разворачивается против часовой стрелки, подходит к нижней стопорной коробке 6 и сжимает пружину 16 до соприкосновения упора 14 в донце стопорной коробки 6. При этом между планкой 20 и стенками паза 7 стопорной
S коробки 6 будут зазоры Л=Л = В этом положении в левую полость гидроцилиндра 24 подается под давлением рабочая жидкость, шток 23 втягивается и через рычаг 22 разворачивает с валом 21 планку 20 в положение «Расстопорено . Рабо ая жидкость иод давлением подается в нижнюю полость гидро цилиндра 12, шток 11 втягивается, рычаг 4 разворачивается по часовой стрелке, подходит к верхней стопорной коробке 9 и сжимает пружину 15 до соприкосновения упора 13 в донце стопорной коробки 9. При этом между планкой 20 и стенками паза 10 стоиорной коробки 9 будут зазоры
1
В этом положении в правую полость гидроцилиндра 24 подается под давлением рабочая жидкость, шток 23 выдвигается и через рычаг 22 разворачивает с валом 21 планку 20 в положение «Застопорено». После того, как снимается давление рабочей жидкости в гидроцилиндре 12, стопорная планка 20 под действием сжатой пружины 15 переместится с рычагом 4 вниз на величину зазора
Л==- и будет прижата к стенке паза 10 сто4 порной коробки 9 на величину S — K=S—
S 3 — — Успокоитель качки застопорен
4 9
1530526 ц 21
Рк2 г
Застопорено
Paccmonopeeo при положении пера руля 3, развернутого под днище судна 1. Усилие, направленное справа на перо руля 3, передается через поворотный цилиндр 2, рычаг 4, пружину 15 и стопорную коробку 9 на судовой фундамент 8, а усилие, направленное слева на перо руля 3, передается через поворотный цилиндр 2, рычаг 4, стопорную планку 20 и стопорную коробу 9 на судовой фундамент 8.
Форму ia и юоретенич
Успокоитель бортовой качки сi дна flo авт. св. № 1369984, отличающийгя тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем снижения энергопотребления гидропривода, на конце упомянутого рычага выполнен паз, взаимодействующий своими стенками с фигурной поворотной планкой, размещенной в этом пазх.
1530526
1530526
1Ф 16
Фиг. 6
Составитель Л..1огачев
Редактор В. Вугрснкова Техред И. Верес Корректор М !П«1«нши
Заказ 7B51, 22 Тираж 373 Поди«с(«н (Р
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ (ССI
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб, д. 4 5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, у.«Гаг, рин;, 1() 1