Устройство для измерения скорости движения судна
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к навигационным устройствам и может быть использовано в гидродинамических лагах. Целью изобретения является обеспечение устойчивости измерительного преобразования при малых скоростях движения судна. С помощью датчика 1 гидродинамическое давление, создаваемое при движении судна, преобразуется в электрический сигнал, который в процессе измерения скорости компенсируется соответствующей обратной связью. Напряжение с выхода датчика сравнивается в пороговом блоке 9 с опорным напряжением, снимаемым с выхода источника 8. При этом функция компенсационного сигнала цепями реле 11 переключается в зависимости от величины скорости: при больших скоростях она квадратичная, при малых - линейная. Поскольку сигнал линейной обратной связи способен изменять знак в силу нечетности функции, обеспечивается устойчивость работы измерителя при вариациях направления движения, характерных, например, для дрейфа судна. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
И9) (И) А1 сю4 G 0) P 5/)4
6Л .Г1;:;, "4
ПА ii Ti ).ЬИ
OllHCAHHE HSOEPETEHHR
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHRM
ПРИ ГКНТ CCCP
1 (2) ) 4026) 73/24-) О (22) 02.0) .86 (46) 23.12,89. Бюл. У 47 (72) P.Ë.Âîñêoáoéíèêoâ, В.Е .Соловьев, Е.А. Фабрикант и И.В,Харитонов (53) 532.574(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
))- 901 909, кл . О 01 P 5/1 4, 1 982 . (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА
) (57) Изобретение относится к навигационным устройствам и может быть использовано в гидродинамических лагах.
Целью изобретения является обеспечение устойчивости измерительного преобразования при малых скоростях движения судна. С помощью датчика 1 гидродинамическое давление, созда2 ваемое прн движении судна, преобразуется в электрический сигнал, который в процессе измерения скорости компенсируется соответствующей обратной связью. Напряжение с выхода датчика сравнивается в пороговом блоке
9 с опорным напряженнем, снимаемым с выхода источника 8. При этом функция компенсационного сигнала цепями реле
11 переключается в зависимости от величины скорости: при больших скоростях она квадратичная, при малых линейная. Поскольку сигнал линейной обратной связи способен изменять знак в силу нечетности функции, обеспечивается устойчивость работы изме
9 рителя при вариациях направления движения, характерных, например, для дрейфа судна. 2 ил.
1530996
Изобретение относится к навигационным устройствам и может быть использовано в гидродинамических лагах.
Цель изобретения — обеспечение устойчивого измерительного преобра5 эования при малых скоростях движения судна.
На фиг. 1 представлена схема устройства на фиг. 2 — зависимости вы1 10 ходного сигнала 0,,„= — S(a) в цепи обратной связи в случае квадратичной (Т) и.линейной (II) функций передачи.
Устройство для измерения скорости движения судна содержит датчик 1 давления Р, суммирующий усилитель 2, электродвигатель 3, первый 4 и второй
5 тахогенераторы, усилитель 6, датчик 7 импульсов, источник 8 напряже- 20 ния смещения, пороговый блок 9, развязывающий усилитель 10, реле 11 с якорем 12, замыкающим 13 и размыкающим 14 контактами.
Устройство работает следующим образом.
С помощью датчика 1 гидродинамическое давление, создаваемое при движении судна, преобразуется в электрический сигнал, который в процессе измерения скорости компенсируется соответствующей обратной связью. Напряжение с выхода датчика 1 давления сравнивается в блоке 9 с напряжением 11, снимаемым с выхода источника
8. Если U > U, то на вьходе порогового блока 9 формируется сигнал логического нуля, который не изменяет состояния реле 11, и при измерении скорости движения используется квадратичная функция обратной связи
40 (кривая I) .
Если скорость движения падает до такого значения, что станет U а U
71 то на выходе порогового блока появится сигнал логической единицы, под действием которого якорь 12 реле соединится с замыкающим контактом 13, В результате к входу усилителя 2 будет подключен тахогенератор 4, напряжение на выходе которого пропорционально К Q.(÷òî соответствует кривой IT), Таким образом осуществляется компенсация сигнала да тчик а давле ния
>5 сигналом, функционально зависящим от выходной величины. Прн этом функция компенсационного сигнала по выходной величине изменяется в зависимости от величины скорости: при больших скоростях она квадратичная, а при малых линейная.
Сигнал линейной обратной связи способен изменять знак в сипу нечетности функции, чем обеспечивается устойчивость работы измерителя, при изменении направления движения (например, при маневрировании судна), Изменение функции осуществляют при скорости Q „ при которой погрешность от замены на линейнук функцию передачи не превосходит заданной погрешности измерения для квадратичной функции в области малых значений скоростей.
Скорость Q удобно выбирать равной 1-2 узла, так как в этом диапазоне скоростей погрешность допускается несколько большей, чем, например, при скоростях 6-10 узлов. формула изобретения
Устройство для измерения скорости движения судна, содержащее датчик давления, связанный через суммирующий усилитель с электродвигателем, на валу которого расположены датчик импульсов и два тахогенератора, выход первого из которых подключен к цепи возбуждения второго через усилитнль мощности, а выход второго тахогенератора подключен к второму входу суммирующего усилителя, о т л и ч аю m е е с я тем, что, с целью обеспечения устойчивости измерительного преобразования при малых скоростях, введены источник напряжения смещения, развязывающий усилитель, реле и пороговый блок, первый вход которого соединен с источником напряжения смещения, второй — с выходом датчика давления, при этом выход блока через развязывающий усилитель связан с обмоткой управления реле, к размыкающему контакту которого подключен выход второго, к замыкающему — выход первого тахогенератора, а к якорю второй вход суммирующего усилителя.
1530996
Составитель А. Куэенков
Техред M.Äèäûê - Корректор С.Шекмар
Редактор А. Коэориэ
Заказ 7947/45 Тира к 789 Подписное
ВНЙИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5
Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101