Устройство для измерения скорости движения судна

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к навигационным устройствам и может быть использовано в гидродинамических лагах. Целью изобретения является обеспечение устойчивости измерительного преобразования при малых скоростях движения судна. С помощью датчика 1 гидродинамическое давление, создаваемое при движении судна, преобразуется в электрический сигнал, который в процессе измерения скорости компенсируется соответствующей обратной связью. Напряжение с выхода датчика сравнивается в пороговом блоке 9 с опорным напряжением, снимаемым с выхода источника 8. При этом функция компенсационного сигнала цепями реле 11 переключается в зависимости от величины скорости: при больших скоростях она квадратичная, при малых - линейная. Поскольку сигнал линейной обратной связи способен изменять знак в силу нечетности функции, обеспечивается устойчивость работы измерителя при вариациях направления движения, характерных, например, для дрейфа судна. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

И9) (И) А1 сю4 G 0) P 5/)4

6Л .Г1;:;, "4

ПА ii Ti ).ЬИ

OllHCAHHE HSOEPETEHHR

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHRM

ПРИ ГКНТ CCCP

1 (2) ) 4026) 73/24-) О (22) 02.0) .86 (46) 23.12,89. Бюл. У 47 (72) P.Ë.Âîñêoáoéíèêoâ, В.Е .Соловьев, Е.А. Фабрикант и И.В,Харитонов (53) 532.574(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

))- 901 909, кл . О 01 P 5/1 4, 1 982 . (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СУДНА

) (57) Изобретение относится к навигационным устройствам и может быть использовано в гидродинамических лагах.

Целью изобретения является обеспечение устойчивости измерительного преобразования при малых скоростях движения судна. С помощью датчика 1 гидродинамическое давление, созда2 ваемое прн движении судна, преобразуется в электрический сигнал, который в процессе измерения скорости компенсируется соответствующей обратной связью. Напряжение с выхода датчика сравнивается в пороговом блоке

9 с опорным напряженнем, снимаемым с выхода источника 8. При этом функция компенсационного сигнала цепями реле

11 переключается в зависимости от величины скорости: при больших скоростях она квадратичная, при малых линейная. Поскольку сигнал линейной обратной связи способен изменять знак в силу нечетности функции, обеспечивается устойчивость работы изме

9 рителя при вариациях направления движения, характерных, например, для дрейфа судна. 2 ил.

1530996

Изобретение относится к навигационным устройствам и может быть использовано в гидродинамических лагах.

Цель изобретения — обеспечение устойчивого измерительного преобра5 эования при малых скоростях движения судна.

На фиг. 1 представлена схема устройства на фиг. 2 — зависимости вы1 10 ходного сигнала 0,,„= — S(a) в цепи обратной связи в случае квадратичной (Т) и.линейной (II) функций передачи.

Устройство для измерения скорости движения судна содержит датчик 1 давления Р, суммирующий усилитель 2, электродвигатель 3, первый 4 и второй

5 тахогенераторы, усилитель 6, датчик 7 импульсов, источник 8 напряже- 20 ния смещения, пороговый блок 9, развязывающий усилитель 10, реле 11 с якорем 12, замыкающим 13 и размыкающим 14 контактами.

Устройство работает следующим образом.

С помощью датчика 1 гидродинамическое давление, создаваемое при движении судна, преобразуется в электрический сигнал, который в процессе измерения скорости компенсируется соответствующей обратной связью. Напряжение с выхода датчика 1 давления сравнивается в блоке 9 с напряжением 11, снимаемым с выхода источника

8. Если U > U, то на вьходе порогового блока 9 формируется сигнал логического нуля, который не изменяет состояния реле 11, и при измерении скорости движения используется квадратичная функция обратной связи

40 (кривая I) .

Если скорость движения падает до такого значения, что станет U а U

71 то на выходе порогового блока появится сигнал логической единицы, под действием которого якорь 12 реле соединится с замыкающим контактом 13, В результате к входу усилителя 2 будет подключен тахогенератор 4, напряжение на выходе которого пропорционально К Q.(÷òî соответствует кривой IT), Таким образом осуществляется компенсация сигнала да тчик а давле ния

>5 сигналом, функционально зависящим от выходной величины. Прн этом функция компенсационного сигнала по выходной величине изменяется в зависимости от величины скорости: при больших скоростях она квадратичная, а при малых линейная.

Сигнал линейной обратной связи способен изменять знак в сипу нечетности функции, чем обеспечивается устойчивость работы измерителя, при изменении направления движения (например, при маневрировании судна), Изменение функции осуществляют при скорости Q „ при которой погрешность от замены на линейнук функцию передачи не превосходит заданной погрешности измерения для квадратичной функции в области малых значений скоростей.

Скорость Q удобно выбирать равной 1-2 узла, так как в этом диапазоне скоростей погрешность допускается несколько большей, чем, например, при скоростях 6-10 узлов. формула изобретения

Устройство для измерения скорости движения судна, содержащее датчик давления, связанный через суммирующий усилитель с электродвигателем, на валу которого расположены датчик импульсов и два тахогенератора, выход первого из которых подключен к цепи возбуждения второго через усилитнль мощности, а выход второго тахогенератора подключен к второму входу суммирующего усилителя, о т л и ч аю m е е с я тем, что, с целью обеспечения устойчивости измерительного преобразования при малых скоростях, введены источник напряжения смещения, развязывающий усилитель, реле и пороговый блок, первый вход которого соединен с источником напряжения смещения, второй — с выходом датчика давления, при этом выход блока через развязывающий усилитель связан с обмоткой управления реле, к размыкающему контакту которого подключен выход второго, к замыкающему — выход первого тахогенератора, а к якорю второй вход суммирующего усилителя.

1530996

Составитель А. Куэенков

Техред M.Äèäûê - Корректор С.Шекмар

Редактор А. Коэориэ

Заказ 7947/45 Тира к 789 Подписное

ВНЙИПИ Государственного комитета по иэобретениям и открьггиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 4/5

Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101