Способ градуировки датчиков скорости потока жидкости и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к измерительной технике и метрологии и может быть использовано для градуировки датчиков скорости. Целью изобретения является снижение погрешностей и времени градуировки. Датчик 10 скорости, установленный в подвижной каретке 11 на траверсе 5, вращается приводом 3 в резервуаре с жидкостью. После окончания каждого полного оборота чувствительного элемента датчика 10 его импульсно перемещают в радиальном направлении на расстояние, превышающее половину ширины спутного следа от чувствительного элемента датчика 10 в среде. Для этого отметчик оборотов 14 после окончания каждого оборота выдает через коммутатор 15 сигнал на дополнительный привод 8, связанный через гибкую тягу 12, шкивы 7 и 9, а также ролик 13 с подвижной кареткой 11, способной двигаться по траверсе 5 вдоль паза 6. Сигналы с датчика 10 и конечного выключателя 18 через токосъемник 17 и коммутатор 15 подается в систему 16 регистрации. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (ll) А1 (Я)4 G 01 Р 21 00 л.»3(" (Е

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4287740/24-!О (22) 21.07.87 (46) 23.12.89. Бюл . М 47 (72) В.А. Ковалев, А.Н. Ковальчук, Л.Ф. Козлов, В.И. Осипов, И.В.Сидорко, А.П. Собко и M.Н . Сыровец (53) 532.574(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

433403, кл. G 01 Р 5/12, 1973.

Journal of ?eophysical Research, 1973, 78, Ф 9, р. 1454. (54) СПОСОБ ГРАДУИРОВКИ ДАТЧИКОВ СКОРОСТИ ПОТОКА ЖИДКОСТИ И УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к измерительной технике и метрологии и .может быть использовано для градуировки датчиков скорости. Целью изобретения является снижение погрешностей и времени градуировки. Датчик 10 скорости, 2 уcòàíîBëåííûé в подвижной каретке 11 на траверсе, вращается приводом 3 в резервуаре с жидкостью. После скончания каждого полного оборота чувствительного элемента датчика 10 его импульсно перемещают в радиальном направлении на расстояние, превышающее половину ширины спутного следа от чувствительного элемента датчика 10 в среде. Для этого отметчик 14 оборотов после окончания каждого оборота выдает через коммутатор 15 сигнал на дополнительный привод 8, связанный через гибкую тягу 12, шкивы 7 и 9, а также ролик 13 с подвижной кареткой

1, способной двигаться по траверсе 5 вдоль паза 6. Сигналы с датчика 10 и конечного выключателя 18 через токосъемник !7 и коммутатор 15 подаются в систему 16 регистрации, 2 с.п.ф-лы, 2 ил.

1531001

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для прецизионной градуировки датчиков (первичных преобразователей) скорости потока, На фиг. 1 изображено устройство для осуществления предлагаемого способа, общий вид; на фиг. 2 — граектории датчика скорости в среде при осу- 10 ществлении способа градуировки.

Устройство содержит резервуар 1, частично заполненный жидкостью. На стенках резервуара 1 закреплена крышка 2, на которой смонтирован привод 3 15 вращения. На вертикальном валу 4 привода 3 закреплена горизонтальная поворотная траверса 5 с продольнь.м пязом6, выполненным в одной ее части от оси вращения до конца, где установлен 20 шкив 7, На другом конце траверсы 5 размещен дополнительный привод 8, на горизонтальном валу которого установлен шкив 9. Датчик 10 скорости, чувствительный элемент ко-.орогопогру- 25 жен в жидкость, установлен на подвижной каретке ll, способной двигаться по траверсе 5 вдоль паза 6 и связанной посредством гибкой тяги !2 через шкивы 7 и 9, а также ролик 13 с приводом 8.

На валу 4 смонтирован отме i чик f4

,оборотов, электрически связанный с коммутатрром !5 и системой 16 регистрации.

Их электрическая связь с вращающимися элементами, а именно датчиком

10 и приводом 8 осуществляется с помощью вращающегося контактного устройства (токосъемника) 17, вклкчающего подвижную часть с кольцевыми электрическими контактами, установленную на валу 4, и неподвижную часть с прижимными контактами, закрепленную на крышке 2 резервуара. Крайнее 45 правое положение каретки )I ограничивается конечным выключателем 18.

Коммутатор 15 предназначен для передачи электрических сигналов от отметчика 14 оборотов и конечного переключателя 18 на дополнительный привод 8. Продолжительность импульсного включения привода 8 задаетсг с помощью реле времени в составе коммутатора 15.

Перед началом работы каретка 11 с датчиком 10 находится в левом крайнем положении..

Сп о со б ре ял изуе тс я следующю образом. Чувствительный элемент датчика перемещают в покоящейся жидкости по окружности при различных заданных линейных скоростях и после окончания каждого оборота чувствительного элемента датчика его импульсно перемеmают в радиальном на-правлении -;а расстояние, превышаюmee половину ширины спутного следа от чувствительного элемента датчика в среде.

Это производят следующим образом.

Включаются система регистрации 16 и привод 3. При этом траверса 5 приводится во вращение с заданной угловой скоростью. После завершения первого оборота траверсы 5 отметчик 14 оборотов иодаеi сигнал на блок 15 управления, который импульсно включает дополнительный привод 8. С помощью гибкой тяги 12 каретка ll с датчиком

10 перемещается с трактории А на траекторию Б (фиг. 2). Радиальное расстояние определяется временем включения привода 8.

Траектория Б расположена ближе к оси врящени; по сравнению с траекторией Л, поэтому при постоянной угловой скорости траверсы 5 линейная скорость датчика 10 на траектории Б меньше ня величину радиального перемещения. При последовательном перемещении датчика 1О коси вращения(от

А до M) охватывается весь диапазон линейных скоростей вплоть до минимальной. При достижении крайнего правого положения каретки 11 (траектория М) конечный переключатель 18 подает сигнал на обратное движение каретки 11 к исходному положению (движение от M до А) .

Поскольку импульсное перемещение датчика 10 в радиальном направлении происходит с большей скоростью, то системя 16 регистрации точно фиксирует переход датчика ня траекторию с другой скоростью движения (например, импульсные сигнаны на осциллограмме). При этом обеспечивается непрерывность градуировки датчика при постоянной угловой скорости траверсы 5.

Радиальное расстояние между соседними траекториями (А и Б, Б и В и т.д.) зависит от ширины вихревого спутного следа ст чувствительного элемента датчика 10, которая прямо

Сост;витель О.Власов

Редактор А. Козориз,ехред M.äèäûK Корректор М.щароши

Заказ 7947/45 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комите,а по иэобр,.тениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Рауш кая наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина,)01

5 )53) 0 пропорциональна диаметру датчика и скорости движения и обратно пропорциональна вязкости ж..дкости, находящейся в резервуаре !. Поэтому величину радиального перемещения датчика

l0 можно заранее установить с помощью реле времени коммутатора )5 и скорости вращения вала привода 8.

При этом учитывается также время раз1 гона и торможения привода 8 из-за возможной инерционности каретки l! с датчиком )О.

Формула изобретения ! . Способ градуировки датчиков скорости потока жидкости, заключающийся во вращении чувствительного элемента датчика в неподвижной жидкости при различных линейных cKopQcTHx и регистрации выходного сигнала датчика и линейной скорости вращения, по которым строят градуировочную кривую датчика скорости, о т л и ч а ю m, и йс я тем, что, с целью снижения по- 25 грешностей и времени градуировки, после окончания каждого полного оборота чувствительного элемента датчика, его скачкообразно перемещают в радиальном направлении на расстояние, .0 превышающее половину ширины спутного следа от чувствительного элемента датчика в среде.

2. Устройство для градуировки датчиков скорости потока жидкости, содержащее резервуар с жидкостью, в газовой полости которогораэмещена траверса с узлом крепления датчика в виде каретки, подвижно установленной на траверсе, привод вращения и систему регистрации, причем траверса установлена на вертикальном валу, связанном с приводом вращения„ о т л и ч а ю щ е е с я тем, чтс в него дополнительно введены отметчик оборотов траверсы и токосъемник, установленные на валу, конечный выключатель, привод и коммутатор, причем в траверсе выполнен продольный паз, в котором установлен конечный выключатель, а узел крегчения через гибкук тягу связан с дополнительным приводом, выходы отметчика оборотов и датчика скорости связаны с входами коммутатора, управляющие входы которого подключены через токосъемник и конечный выключатель к дополнительному приводу, а выход — к системе регистрации.