Механизм управления коробкой передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение удобства управления за счет устранения поперечных колебаний управляющего рычага в положении включения передачи заднего хода. Механизм управления коробкой передач транспортного средства содержит шток 4 включения низшей передачи переднего хода и передачи заднего хода, расположенный рядом шток 3 включения второй и третьей передач, рычаг управления 10, установленный с возможностью перемещения в пазах поперек штоков для ввода в пазы поводков разных штоков при выборе передач и вдоль штоков для включения передач, и ограничитель 13 перемещения рычага поперек штоков в положение выбора низшей передачи переднего хода и передачи заднего хода, имеющий подпружиненный подвижный элемент 15, взаимодействующий с рычагом 10, при этом подвижный элемент ограничителя расположен в пазу поводка штока включения низшей передачи переднего хода и передачи заднего хода с упором в одну стенку паза при положениях рычага в момент выбора передач переднего хода, при этом ширина подвижного элемента ограничителя меньше ширины паза поводка на величину хода штока из нейтрального положения в положение включения низшей передачи, и ограничитель снабжен дополнительной пружиной 19, упертой в подвижный упор, расположенный относительно подвижного элемента ограничителя с зазором, равным перемещению рычага в пазу штока при выборе низшей передачи. Шток 3 включения второй и третьей передач снабжен выступом 24, расположенным над частью поводка штока 4 включения низшей передачи и передачи заднего хода, воспринимающей усилие рычага управления при включении передачи заднего хода, и имеющим паз для введения управляющего рычага при включении передачи заднего хода. 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ш 4 В 60 К 20 02! (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4350977/31-11 (22) 28. 2.87 (46) 30.12.89. Бюл. ¹ 48 (71) Московский автомобильный завод им, И. А. Лихачева (72) В. Д. Веревкин, В. (. Коровин, В. Г. Ступин и В. М. Харин (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР .% )243947, кл. В 60 К 20!03, 1986.

„„90„„1532343 A 1

2 (54) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ TPA НСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения— повышение удобства управления за счет устранения поперечных колебаний управляюшего рычага в положении включения передачи заднего хода. Механизм управления

1532343

20

55 коробкой передач транспортного средства содержит переключающие штоки (2- 4), имеющие поводки с пазами, в том числе шток 4 включения низшей передачи переднего хода и передачи заднего хода, расположенный рядом шток 3 включения второй и третьей передач, рычаг 10 управления, установленный с возможностью перемещения в пазах поперек штоков для ввода н пазы поводков разных штоков при выборе ««(- редач и вдоль ц«гоков для включения передач, и ограни итель 13 перемещения ры гага поперек штоков в положение выбора низшей передачи переднего хода и передачи заднего хода, имеющий подпружиненный подвижный элемент 15, взаимодействующий с рычагом 10, при этом подвижный а. емент ограничителя расположен в пазу II(!Bo,1ê«I штока включения низшей персдячи переднего хода и передачи зад««е«.о . ода с упором н одну стенку паза.Изобретение olносится к транспортному машиностроению, н частности к механизмам управления коробками передач транспор1 ных . редств.

Целью изобретения является повышение удоб(тва управления коробкой передач за

СЧЕТ >,(T()BHÅHHH ««О««»рс ««(««Х КО,«Ебя «Ий хПран IH«olltt гo рычагя B поlожении н; о>>еНИЯ !It РЕДЯЧИ ta>,l, г(;,(>;Я

1(а фиг. 1 показа«l механизм уnp(IB, t ния коробк >й переда!, I>(>oдольный рс >; ñ (. «я фи 2 — схема пе(>с че«цен>«)(у . >;.тки рыча(а коробки передач при нкл(оч -ини передач; на фиг. 3 -- B >яи I!oe расположение деталей механизма переклн>чения ntðt 1a÷ с управляющим рычагом в нейтральном положении: ня фиг. 4 — взаимное расположение деталей механизма лерек.l«onåínÿ перс,дяч при перемещении рычага н по.ц>жение, соотнетстнук>щее выбору первой исредячи; на фиг. 5 -- то же, в положении, tooTBåòñònóþùt ÷ включенной ««ервой передаче; на фиг. 6 то же, в положении, cooTBt тстнующем ныбору передачи заднегo ходя; пя фиг. 7 — то же, в положении, со(тнегстнующем нклн>ченной передаче зад него ходя

Механизм содержит корпус 1, в котором устанон,ц ны штоки 2- 4 переключения передач, н том числе шток 4 включения пер вой передачи и заднего ходя и шток 3 включения нторой и трегьей передач. Каждь«й

«««тол имсс т пово joK 5 -7. В кры«пке 8 н шаровой опоре 9,сганон1ен подпрхж >ненный рычаг 10 управ.«ения. Пружиня 11

iët ðB IIBtIt T рыча« ll«н нейтральном положс HI! II. В боьоной t Tt нке 12 i OTa!!oB,ieH

45 при положениях рычага н моме>«г выбора передач переднего хода, при этом ширина подвижного элемента ограничителя меньше ширины паза поводка на величину хода штока из нейтрального положения в положение включения низшей передачи, и ограничитель снабжен дополнительной пружиной 19, упертой н подвижный упор, расположенный относительно подвижного элемента ограничителя с зазором, равным переме«цению рычага н пазу штока при выборе низшей передачи. Шток 3 включения второй и третьей передач снаб ксн вь«стхпом 24, расположенным няд часгью повод ка «птокя 4 включения . зц«ей передачи и передачи заднего ходя, воспринимающей усилие рычага упрявлсния при нклю

ЧЕНИИ ПЕРЕ,«aЧИ ЗадНЕГО ХО,1а, И И Мс Н)«> Ь Ч паз для н»едения х правлal Bt гг> ры lal a т

npи нк.lloченчи пеl)t .дя .I>I зя нс Г(> хола ограничитель 13 перемещения оычага 10 в положение выбора первой передачи и заднего хода.

Ограничит . ь 3 прикреплен к боковоМ стенке 12 корпуса l. Огра««и чите.! b содерiKHT ко1. B) o 14, по,дни жный элс««еHT — плу нжеo « ">, кот, ый входит в паз 16 поводка 7 штока -»..к)чсзия первой передачи и зядне о хода при нейтряли в коробке передач н удерживается в этом положении пружиной 17. Внутри корпуса 14 ограни-«ителя 13 v(. апов.(ен nо д>зa жны и кольцевой упор 18, яоджимаемый пружиной 19 H торцу 20 (фиг. 3) корпуса 14, причем расстояние от торца 21 кольцевого упора 18 до торпа 22 кольцевого высту««а 23 плунжера 15 равно ходу рычага !0 из нейтрал>..ного положения в положение включения первой передачи.

Шт(дк 3 нключения второй и третьей передачи имеет выступ 24 (фиг. 1). pa(. положенный над поводком включения низшей передачи и заднего хода, снабя<енный пазом 25 (фиг. 3 — 7), имеющим ширину больше толщины стебля 26 управляющег", рычага 10.

1!а фи«. 3--7 показано сечение управляющего рычага 10 в плоскости ограничителя 13 и сечение стебля 26 рычага управления н плоскости вь«ст>па 24.,ф

Механизм управления коробкой передач работает следующим образом.

П ри ны борс первой переда чи (фи г. 3, 4) водитель персмещает рычаг 10 из нейтрального положения (фи«. 3) в положение, показанное lla фиг. 4. При этом подвижный элемс«п 15, сжимая пружину 17, пе1532343 ремещается влево до упора в торец 2I кольцевого элемента 18, служащего силовым указателем ограничения поперечного перемещения рычага 10 при выборе первой передачи. В этом положении (фиг. 4) шток 4 может перемещаться только в направлении, указа ином стрелкой (вверх), в п роти воположном направлении шток 4 перемещаться не может, raK как этому препятствует подвижный элемент 15, находящийся в пазе !6 поводка 7 штока 4. Перемещением штока 4 в направлении, указа ином стрелкой, производится включение первой переда чи (фиг. 5).

Для выбора перелачи заднего хода необхо(1имо вернуть шток 4 в нейтральное по.(Оже)(<(с и пер(мешая рычаг 10 взево (фиг. 6) вывести подвижный элемент 15 из паза )6 .(Оводка 7 штока 4, сжав пружину 19 подвижного упора 18. Для включения заднего хода шток 4 переме цают ры гом 10 в направл.нии, указанном с". релкой, прл этом стебель 26 рычага 10 управлеl(ня Bx() (ит в паз 25 выступа 24, ограничиваюц,. и цоперечнь(е колебания рычага 10. ,(1ля включения заднг го хода (фиг. 71 шток 4 пере меьца ют вверх.

Остальные передачи н коробке передач вклioчакэтся обычным Образом.

Фор.мула и: о()р г()(ия

М(",зн,()х:; I!I)a().ц II(I) коробкой переда I гг)анс(. р. ц< (о < ) (. . T))3, солер)(а)ции ",.(. ð(ключак)ц(и(IIITAK)l, имею(цие поводки с пазами, цгг )к вклк)чения пиз;(I. передачи передн((о х< л» и перел;(чи )а (це(о хола, расположеннь(й ря.i()I(I и loK вклкзче!IHB второй и тре тьеи передач, рычаг управления. с(а((овленный с возможностью перемещения в пазах поперек штоков для ввода в пазы поводков разных штоков при выборе перелач и вдоль

5 штоков для включения передач, и ограничитель перемещения рычага поперек штоков в положение выбора низц(ей

15+343

1532343

25 20

Фиг. 7

Составитель В. Яковлев

Р так".о1. М. Бандура Техред И. Верес Корректор Л. Бескид

Лак: 1046, 24 Тираж 528 Подписное г : И КГ1и Г;сударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 1 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Г1роизв<:=. -нно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, !01