Способ получения бензиновых фракций

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению бензиновых фракций. Цель - увеличение выхода тяжелой бензиновой фракции, снижение энергетических затрат и упрощение способа. Получение ведут путем первичной перегонки нефти в нескольких колоннах - отбензинивающей колонне с отбором легкой бензиновой фракции и атмосферной колонны (работающей с орошением), с верха которой отбирают среднюю бензиновую фракцию, а в виде бокового погона отводят тяжелую бензиновую фракцию. Затем стабилизируют смесь легкой и средней бензиновых фракций и ректифицируют кубовый остаток стабилизационной колонны в колонне вторичной перегонки нефтепродуктов. Часть средней бензиновой фракции в виде паров с верха атмосферной колонны направляют в отгонную часть колонны вторичной перегонки бензиновых фракций, а часть жидкости с низа последней колонны используют в качестве орошения атмосферной колонны. 1 ил., 3 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (51) 4 .С 10 С 7/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

И А ВТОРСИОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ВГЕИИИАЛ !

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4332341/23-04 (22) 23. 11. 87 (46) 30. 1 2. 89. Бюл . Ф 48 (71) Горьковский филиал Ленинградского научно-производственного обьединения по разработке и внедрению нефтехимических процессов (72) 10.А. Брускин, H.Â. Бодрикова, И.Е. Козлов, В.Н. Немчинов, С.А. Сидоров, С.И. Глинчак и 10.А. Егоров (53) 665.625.6 (088.8) (56) Проект установки ЭЛОУ-АВТ-6

MocKoBcKQro НПЗ Р 1-7575 п.з.

ВНИПИНефть, 19?i с. 14-18. (54) СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ БЕНЗИНОВЫХ

ФРАКЦИЙ (57) Изобретение относится к нефтехимии, в частности к получению бензиновых фракций. Цель изобретения— увеличение выхода тяжелой бензиновой фракции, снижение энергетических

Изобретение относится к способам перегонки нефти с получением топливных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности на установках первичной переработки нефти.

Цель изобретения . — увеличение выхода тяжелой бензиновой фракции,снижение энергетических затрат и упрощение процесса.

На чертеже представлена принципиальная технологическая схема, поясняющая предлагаемый способ.

Согласно схемы обессоленную нефть насосом 1 через теплообменник,2 пода„„Я0„„1 532570

2 заграт и упрощение способа. Получение ведут путем первичной перегонки нефти в нескольких колоннах — отбензинивающей колонне с отбором легкой бензиновой фракции и атмосферной колонны (работающей с орошением), с верха которой отбирают среднюю бензиновую фракцию, а в виде бокового погона отводят тяжелую бензиновую фракцию. Затем стабилизируют смесь легкой и средней бензиновых фракций и ректифицируют кубовый остаток стабилизационной колонны в колонне вторичной перегонки нефтепродуктов.

Часть средней бензиновой фракции в виде паров с верха агмосферной колонны направляют в отгонную часть колонны вторичной перегонки бензиновых фракций, а часть жидкости с низа последней колонны используют в качестве орошения атмосферной колонны.

1 ил., 3 табл. ют в отбензинивающую колонну 3. Полуотбензиненную нефть с низа колонны

3 насосом 4 подают в печь 5. Часть парожидкостной смеси после печи 5 направляют в отбензинивающую колонну

3 в виде горячей струи, а остальную часть подают в атмосферную колонну

6, работающую без подачи водяного пара в низ колонны.

Боковым погоном атмосферной колонны 6 выводят тяжелую бензиновую фракцию с температурой кипения 120180 С, а с низа колонны отводят маа зут.

1532570

Одну часть паров средней бензиновой фракции с пределами выкипания

85-120 0 с верха колонны 6 конденсируют в конденсаторе-холодильнике

7, собирают в рефлюксной емкости S

,.откуда насосом 9 подают на смешение . с газобензиновой смесью отбензиниlвающей колонны 3.

Другую часть паров с верха атмосферной колонны 6 подают в отгонную часть колонны 17 вторичной разгонки бензиновых фракций. При этом в зависимости от че;гкости ректификации в атмосферной колонне 6 возможна подача паров либо непосредственно в низ колонны 17,, либо в промежуточное сечение отпарной части этой колонны.

Пары с верха колонны 3 частично конденсируют в конденсаторе-холодильнике 10, собирают в рефлюксной ем" кости 11 и насосом 12 подают на !

1 орошение отбензинивающей колонны 3 ° Оставшуюся часть паров дистиллята колонны 3 смешивают с бензином атмосферной колонны, .конденсируют в конденсаторе-холодильнике 13 и через емкость-абсорбер 14 насосом 15 подают в стабилизационную колонну 16.

С верха стабилизационной колонны

16 отводят газ, остаток стабилизационной колонны 16 (широкая бензиновая фракция н ° к.-120 С) направляют на ректификацию в колонну 17 вторич35 ной разгонки. Пары стабильной легкой бензиновой фракции н.к. — 85 С, поступающие с верха колонны 17, кон, денсируют в конденсаторе-холодильнике 18, собирают в рефлюксной емкости 19, откуда насосом 20 подают .на орошение колонны 17, а балансовое количество легкой бензиновой фрак ции н,к, 85 С выводят с установки.

Балансовое количество средней бензиновой фракции 85-120 С, отбираемой с низа колонны 17, выводят с установки как целевой продукт, а остальную часть этой фракции насосом 21 через холодильник 22 подают на орошение атмосферной колонны 6. 50

Пример I. Обессоленную нефть, подогретую в теплообменни,ке 2 до 207 С, в количестве 850 т/ч подают в отбензинивающую колонну 3.

Полуотбензиненную нефть с низа колонны 3 нагревают в печи 5 до 357 С и.часть нагретой полуотбензиненной нефти (50 т/ч) используют в качестве горячей струи отбенэинивающей колонны 3, а другую часть в количестве

800 т/ч направляют в атмосферную колонну 6.

Пары с верха отбенэинивающей колонны 3 конденсируют в холодильникеконденсаторе 10 и через рефлюксную емкость 11 направляют на орошение отбензинивающей колонны 3. Газобензиновый дистиллят с верха колонны 3 в количестве 78, 16 т/ч смешивают с

38,25 т/ч дистиллята средней бензиновой фракции 85-120 С колонны 6 и через емкость — абсорбер 14 подают на стабилизацию в стабилизационную колонну 16 для выделения газовой головки. Стабилизацию в колонне 16 проводят при температуре 160 С и давлении 0,8 ИПа.

Стабильную широкую бензиновую фракцию н.к.-120 С с низа стабилиэа тора 16 при 160 С в количестве

111,5 т/ч направляют на ректификацию в колонну 17 вторичной разгонки бензиновых фракций, в которой поддерживают температуру верха 90 С, температуру низа 140 С и давление 0,21 ИПа.

Часть паров с. верха атмосферной колонны 6 в количестве 100 r/÷ с температурой 145 С направляют либо в низ, либо в промежуточное сечение отпарной части колонны 17 вторичной разгонки бензинов, с верха которой отводят с установки бензиновую фракцию н.к.-85О С в количестве 37,7 т/ч.

Жидкость из отгонной части колонны 17 вторичной разгонки в количестве 100 т/ч с температурой 140 С через теплообменник 22 направляют в качестве орошения в атмосферную колонну 6, а оставшуюся часть насосом

21 в виде средней бензиновой фракции 85-120 С выводят с установки.

Возможен также вариант использования в качестве орошения колонны 6 не части кубового продукта с низа колонны 17, а части жидкости с одной из тарелок колонны 17 (с тарелки, на которую подаются пары из атмосферной колонны, или с нижележащей тарелки).

В атмосферной колонне 6 поддерживают давление 0,22 ИПа, водяной пар не подают. Боковым погоном атмосферной колонны 6 получают гяжелую бензиновую фракцию 120-180 С в количестве 45,5 т/ч. С низа колонны 6 выводят мазут.

1532570

Пример 2 (по прототипу).

Процесс первичной перегонки нефти в количестве 850 т/ч в отбензинивающей колонне 3 с отводом с верха ко5 лонны 78,16 т/ч легкой бензиновой фракции н.к. 85 С, а в атмосферной колонне 6 с отводом с верха дистиллята средней бензиновой фракции 85120ОС в количестве 38,24 т/ч и в виде 10 бокового погона 41,02 т/ч тяжелой бензиновой фракции 120-180 С проводят в условиях примера 1. В отличие от примера 1 среднюю бензиновую фракцию, полученную после охлаждения и конден- 15 сации паров, поступающих с верха атмосферной колонны 6, частично используют в качестве острого орошения на верх колонны 6, а оставшуюся часть смешивают с легкой бензиновой фракцией колонны 3, и направляют на стабилизацию в колонну 16. В низ колонны 6 подают водяной пар. Разгонку остатка стабилизационной колонны

l6 проводят в колонне 17 вторичной 25 перегонки и получают легкую бензиновую фракцию н.к. 85ОС с верха колонны и среднюю бензиновую фракцию 85о

120 С с низа колонны, которые отводят с установки. 30

Фракционный состав полученных бензинов приведен в табл.1.

В табл.2 представлены данные по технологическому режиму атмосферной колонны 6 и колонны 17 вторичной перегонки бензина в предлагаемом и известном способах.

Как следует из приведенных результатов, реализация данного способа на практике позволяет увеличить выход тяжелой бензиновой фракции с температурой кипения f20-180 С с 41,02 т/ч по известному способу до 45,51 т/ч 45 при производительности установки по сырью 850 т/ч.

Способ по изобретению позволяет снизить энергетические затраты на его осуществление (снижается расход,топлива, воды, электроэнергии), поскольку исключаются конденсаторы-холодильники паров, направляемых с верха атмосферной колонны 6 в колонну 17 вторичной перегонки,при эт ом уменьшается поверхность нагревательной аппаратуры для подачи тепла в ниэ колонны 17 эа счет использования тепла паров, поступающих из колонны 6 (см.табл.3).

Кроме того, за счет сокращения количества конденсационно-холодильной и нагревательной аппаратуры появляется воэможность упрощения технологических схем действующих установок первичной переработки нефти.

Формула изобретения

Способ получения бензиновых фракций путем первичной перегонки нефти г в нескольких колоннах — отбензини- вающей колонне с отбором легкой бензиновой фракции и атмосферной колонны, работающей с орошением, с верха которой отбирают среднюю бензиновую фракцию, а в виде бокового погона отводят тяжелую бензиновую фракцию, последующей стабилизации смеси легкой и средней бензиновых фракций и ректификации кубового остатка стабилизационной колонны в колонне вторичной перегонки нефтепродуктов, отличающийся тем, что, с целью увеличения выхода тяжелой бензиновой фракции, снижения энергетических затрат и упрощения способа, часть средней бензиновой фракции в виде паров с верха атмосферной колонны направляют в отгонную часть колонны вторичной перегонки бензиновых фракций, а часть жидкости с низа последней колонны используют в качестве орошения атмосферной колонны.

1532570

Таблица 2

Способ-прототип

Предлагаемый способ

Параметры

Атмосферная колонна 6

Температура верха, С

Р

Температура низа, С

Давление, ИПа

Кратность орошения

1,8

1,5:1

2,2

3:1

152

2,0

° 1

2,2

3:1

Таблица 3

1 1

Параметры поверхность воздушного охлаждения, м поверхность водяного охлаждения, м» расход электроэнергии, кВт-ч

I расход воды, м /ч

Печь (кипятильник) колонны 17 вторичной перегонки бензина тепловая нагрузка, млн ккал/ч

Холодильник 22 острого орошения поверхность воздушного охлаждения, м расход электроэнергии, квт-ч

Суммарная поверхность воздушного охлаждения, м»

11500

924» 2

924 «1

150

300

9,5.0,9

3550

34000

15050

Конденсаторы-холодильники 7 верхнего продукта атмосферной колонны 6

Колонна 17 Атмосферная Колонна 17 вторичной колонна 6 вторичной разразгонки гонки

Способ-прототип Предлагаемый способ

1532570

Составитель Г. Степанова

Техред Л.Сердюкова Корректор Н. Король

Редактор Т, Лазоренко

Заказ 8068/36 Тираж 446 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101