Заклепочное соединение
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, к заклепочным соединениям с односторонним доступом при высоком сопротивлении срезу. Цель изобретения - повышение надежности заклепочного соединения. Заклепка состоит из корпуса 1, винта 5, втулки 6 и кольца 7. Корпус выполнен с закладной головкой 3, коническим хвостовиком 4, проточкой 12 и осевым резьбовым отверстием 2. Винт завинчен в отверстии корпуса и выполнен с головкой 9 и отрывным технологическим хвостовиком 10. Втулка 6 размещена на стержне винта между его головкой и хвостовиком корпуса, кольцо 7 в проточке корпуса и частично в отверстии соединяемой детали. При вращении винта втулка надвигается на хвостовик корпуса и радиально деформируется, при этом она деформирует и кольцо. Кольцо 7 в конце сборки располагается между поверхностью соединяемой детали и торцом втулки 6, его недеформируемая часть остается в отверстии соединяемой детали. Кольцо предохраняет соединяемую деталь от прямого контакта с торцом втулки и удерживает последнюю от проворота при затяжке, что повышает надежность соединения деталей, в том числе и выполненных из композиционных материалов. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СО(.(ИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (я)4F 16 В 1/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АBTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4386518/31-27 (22) 01.03.88 (46) 30.12.89. f>en, " 48 .(71) Харьковский авиационный институт им. Н. Е.1((уковс кого (72) В. В.4уб, В. В. Губарев и Е. T.Василевский (53) 621 884 {088.Е) (56) Патент СИЛ V 42033466, 85-70, 1983.
Заявка Японии Г 56-19485, .кл. F 16 В 19/10, 1976, )(54) ЗАКЛЕПОЧНОЕ СОЕДИНЕИИЕ (57) Изобретение относится к машино строению, к заклепочным соединениям
2 с односторонним доступом при высоком сопротивлении срезу. Цель изобретения - повышение надежности заклепочного соединения. Заклепка состоит из корпуса 1, винта 5, втулки б и кольца 7. Корпус выполнен с закладной головкой 3, коническим хвостовиком 4, проточкой 12 и осевым резьбовым отверстием 2. Винт завинчен в отверстии корпуса и выполнен с го" ловкой 9 и отрывным технологическим хвостовиком 10. Втулка 6 размещена на стержн е винта его головкой и хвостовиком корпуса, кольцо 7 - в проточке корпуса и частично в отверстии соединяемой детали, При вращении вин- а е та втулка надвигается на хвостовик
1532731!
55 корпуса и радиально деформируется, при этом она деформирует и кольцо, Кольцо 7 в конце сборки располагается между поверхностью соединяемой детали и торцом втулки 6, его недеформируемая часть остается в отверстии соединяемой детали. Кольцо преИзобретение относится к машинос роению, к заклепочным соединениям с односторонним доступом при высоком с противлении срезу.
Цель изобретения — повышение над жности заклепочного соединения.
На фиг.1 показана конструкция заклепки высокого сопротивления срезу в собранном положении; на фиг,2 з клепка высокого сопротивления срез после установки в отверстие пакета деталей; на фиг.3 - то же, после формирования замыкающеи головки и затягивания соединения; на фиг.4 вид сверху на фиг,1.
Заклепочное соединение выполняет1 я заклепкои высокого сопротивления с еэу, состоящей из корпуса 1 сосеым резьбовым отверстием 2, с закладой головкой 3, например потайной, о углом конуса 120, и с коническим хвостовиком 4, винта 5, а также втули 6 ступенчатого кольца 7.
Винт завинчен в резьбовое отверсие корпуса и выполнен в виде стержня с головкой 9 и отрывным технологическим хвостовиком 10 с лысками 11.
Втулка 6 размещена на стержне винта между головкой винта и коническим хвостовиком корпуса. Кольцо 7 размещено в проточке 12, выполненной на корпусе,в зоне ее хвостовика.
"-акладная головка корпуса выполнена со шпицами 13 под монтажный инструмент. Корпус и винт заклепки изотовлены иэ высокопрочных материалов, например, из стали 30ХГР, титанового сплава BT 16 и т.п. Втулки изготавливаются из пластичного материала, например, стали Х18Н9Т, Соединение påòàëåé заклепкой выполняют следующим образом.
В отверстие пакета деталей 14 и
15 вставляют собранную заклепку, при этом кольцо 7 входит в отверстие на глубину 1,5-2 мм. После этого к заклепке со стороны закладной головки l5
50 дохраняет соединяемую деталь от прямого контакта с торцом втулки и удерживает последнюю от проворота при затяжке, что повышает надежность соединения деталей, в том числе и выполненных из композиционных материалов.
4 ил.
nopâoäÿò инструмент для выполнения соединения, Специальная неподвижная насадка инструмента, взаимодействуя с шлицами закладной головки, удерживает корпус заклепки от праворачивания, а технологический хвостовик стержня винта фиксируется лысками внутри шпинделя инструмента. При включении инструмента винт начинает вращаться, ввинчиваясь в корпус, и головкой надвигает втулку 6 на конический хвостовик корпуса. По мере продвижения по хвостовику втулка раздается в радиальном направлении и одновременно деформирует кольцо 7. При этом кольцо 7 охватывает втулку 6 и деформируется в двухступенчатую форму
16. После образования замыкающей головки и затягивания соединения технологический хвостовик винта срезается по отрывной шейке.
Снабженные заклепки высокого сопротивления срезу кольцом 7, которое в процессе выполнения соединения деформируется в двухступенчатую форму, прелохраняет деталь пакета от прямого контакта со втулкой 6 и удерживает последнюю от проворачивания по мере возрастания прилагаемого к винту крутящего момента после образования замыкающей головки, позволяет обеспечить осевую затяжку соединения.
Таким образом, использование данной заклепки, обеспечивающей в соединении осевую затяжку, позволит повысить качество и надежность соединений авиационных конструкций, в т.ч, и из композиционных материалов, выполняемых в условиях одностороннего подхода к месту сборки.
Формула изобретения
Заклепочное соединение, содержащее установленный в отверстиях соединяемых деталей корпус с осевым резьбовым отверстием и с закладной головкой на ододном конце и коническим хвостовиком
1532731
Составитель С.Никулина
Техред И.Ходанич
Корректор Т.Палий
Редактор М.Товтин
Заказ 8084/44 Тираж 699 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул.Гагарина, 101 на другом, винт, размещенный в осевом реэьбовом отверстии корпуса, с голов-i кой и отрывным технологическим хаос" товиком, а также втулку и ступенчатое кольцо, при этом втулка расположена на
5 стержне винта под его головкой и охватывает конический хвостовик корпуса, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности заклепочного соединения, корпус выполнен с наружной проточкой со стороны конического хвостовика, первая ступень ступенчатого кольца размещена в упомянутой проточке и в отверстии сое" диня...мой детали, а вторая ступень охватывает втулку.