Устройство для контроля резьбы резьбовыми калибрами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля резьб. Цель изобретения - уменьшение габаритов устройства и автоматизации контроля резьб. Это достигается тем, что измерительные головки выполнены неподвижными в осевом направлении, а ограниченное вращение калибров в процессе их свинчивания - развинчивания позволило смонтировать на них датчики, включенные в измерительную цепь устройства. Кроме того, осуществено совмещение механизмов возвратно-поступательного перемещения и реверсивного вращения контролируемой детали и размещение силового цилиндра перемещения контролируемой детали из плоскости ее транспортирования в зону контроля. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1532801 (SD 4 G 01 В 5 16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21 ) 4407 846/ 25-28 (22) 12. 04. 88 (46) 30.12.89. Бюл. Р 48 (71) Дрогобычский:. долотный завод (72) Р.И. Хомяк (53) 621.882.626(088.9) (56) Лвторское свидетельство СССР
tf 848968, кл. G 01 В 5/ 16, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ РЕЗЬБЫ
РЕЗЬБОВЫМИ КАЛИБРАМИ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля реэьб. Цель изобретения - уменьшение габаритов устройства и автомаИзобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля резьб.
Цель изобретения — уменьшение габаритов устройства и автоматизация процесса контроля реэьб.
На фиг. 1 изображена конструктивная схема предлагаемого устройства для контроля резьбы резьбовыми калибрами; на фиг. 2 — разрез А-Л на фиг.1; на фнг. 3 — узел базирующей каретки с механизмом возвратно-поступательного перемещения в аксонометрии.
Устройство для контроля резьбы резьбовыми калибрами содержит основание 1, на котором смонтированы базирующая каретка 2 с механизмом возвратнопоступательного перемещения каретки и механизмом реверсивного вращения детали 3 и измерительные головки 4.
Контролируемые детали 3 подаются к
2 тизация контроля резьб. Это достигается тем, что измерительные головки выполнены неподвижными в осевом направлении, а ограниченное вращение калибров в процессе их свинчивания— развинчивания позволило смонтировать на них датчики, включенные в измерительную цепь устройства. Кроме того, осуществлено совмещение механизмов возвратно-поступательного перемещения и реверсивного вращения контролируемой детали и размещение силового цилиндра перемещения контролируемой детали из плоскости ее транспортирования в зону контроля. 3 ил. устройству и удаляются от него шаговым транспортером 5. Базирующая каретка 2, механизм ее возвратно-поступательного перемещения и механизм реверсивного вращения. детали 3 выполнены в виде тележки б с силовым цилиндром 7, несущим свободно вращающиеся ролики 8, параллельные оси контролируемой детали и охватывающие деталь
3 со стороны транспортера 5, параллельного оси детали 3 ходового винта
9, неподвижно закрепленного на направляющих 10 тележки 6, навинченной на ходовой винт 9 шпицевой втулки 11 и установленного на втулке 11 ролика
12, одновременно закрепленного с возможностью свободного вращения на тележке 6. Наг резьбы ходового винта
9 равен или может отличаться от шага резьбы контролируемой детали 3. Ролик
12 посредством зубчатой передачи 13
1532801 соединен с приводом (гидромотором)
14 его вращения. Между торцами роли,ка 12 и упорными буртами пшицевой втулки 11 установлены пружины 15. Измерительные головки 4 включают шпиндели 16 с резьбовыми калибрами 17. На шпинделях 16 закреплены тросы 18, к свободным концам которых подвешены грузы 19 — 22, создающие тормозные моменты, приложенные к калибрам 17.
Количество грузов 19 — 22 на каждом шпинделе 16 устанавливают расчетным или экспериментальным путем, а массы грузов 19 — 22 выбирают, исходя из того, чтобы они последовательно уменьшались г е ° ш1 шуб) ш д ) ш и суммарная масса всех грузов создавала величину тормозного момента, равного предельному. Врацение шпинделей 16 в сторону натяжения тросов 18 ограничено жесткими упорами 23. Органы управления (не показаны) силовым цилиндром 7 и гидромотором 14 включены в цепь управления циклом контроля резьбы, соединенную с цепью управления приводом шагового транспортера 5.
Устройство для контроля резьбы резьбовыми калибрами работает следу30 ющим образом. ,В исходном положении базирующая каретка 2 находится в среднем между измерительными головками 4 положении, а шток силоього цилиндра 7 и ролики
8 - в крайнем нижнем положении. !Маго- 35 вый транспортер 5 подает контролируемую деталь 3 в рабочую зону устройства и останавливается в таком положении. Включается силовой цилиндр 7, и ролики 8, охватывая деталь 3, поднимают ее с транспортера 5, вносят в зону контроля и прижимают к приводному ролику 12. Включается гидромотор
14, посредством зубчатой передачи 13
45 соединенный с роликом 12. Ролик 12, вращаясь, приводит во вращение прижатую к нему деталь 3 и шлицевую втулку
11. Втулка 11, вращаясь, перемецается по неподвижному ходовому винту 9, и тележка 6 вместе с вращающейся между
50 роликами 8 и 12 деталью 3 перемещает,—
:ся по направляющим 10 к одному иэ калибров 17. После контакта детали 3 с калибром 17 продольное перемещение тележки 6 (роликов 8 и 12) с де55 талью 3 прекращается, ролики 8 и 12, деталь 3 и шлицевая втулка 11 продолжают вращаться, а пружина 15 сжимается, создавая осевое усилие между деталью 3 и калибром 17,, необходимое для начаrra свинчивания калибра
17 с резьбой детали 3. В дальнейшем, по мере свинчивания детали 3 с калибром 17, деталь 3 перемещается вместе с тележкой 6 к калибру 17, а пружина
15, деформируясь (сжимаясь или раз-. жимаясь) „компенсирует разницу в шагах резьб контролируемой детали 3 и винта 9. Калибр 17 при этом удерживает от вращения грузом 19 и жестким упором 23. По мере свинчивания детали 3 с калибром 17 происходит увеличение силы затяжки в резьбовом сопряжении детали и калибра, После того, как она станет равной тормозному моменту, создаваемому грузом 19, калибр 17 отходит от упора 23 и начинает врацаться вместе с деталью 3, что вызывает наматывание троса 18 на шпиндель 16 и подъем груза 19. При касании грузом 19 груза 20 происходит скачкообразное увеличение тормозного момента, приложенного к калибру 17.
Врацение калибра 17 прекращается до тех пор, пока сила затяжки в резьбе не станет равной тормозному моменту, определяемому суммой грузов l9 и 20.
После этого возобновляется вращение калибра 17 вместе с деталью 3 и продолжается до rex пор пока не произойдет соприкосновение с грузом 20 груза
21. Вращение калибра l7 вновь прекращается и возобновится, когда сила затяжки в резьбе будет равна тормозному моменту, определяемому суммой грузов 19 — 21. После этого вновь возобновляется врацение калибра 17 вместе с деталью 3 и продолжается до тех пор пока не произойдет соприкосновение с грузом 21 груза 22. Вращение калибра 17 вновь прекращается и возобновится, когда сила затяжки в резьбе будет равна тормозному моменту, определяемому суммой всех грузов 19 — 22.
Это соответствует приложению к калибру 17 предельного тормозного момента.
Гидромотор i4 отключается, вращение детали 3 и калибра 1"7 прекращается.
Любым известным способом производится контроль натяга в резьбе детали
3 с калибром 17. Включается реверсивное вращение. гидромотора 14, В начальный момент деталь 3 вращается вместе с калибром 17, трос 18 сматыва" ется со шпинделя 16, грузы 19 - 22 опускаются в исходное положение, а
1532801 втулка 11, вращаясь, перемещается по винту 9 в противоположном направлении. Затем калибр 17 ударяется в жесткий упор 23, и его вращение прекращается. ,Деталь 3 свинчивается с калибра
17 и тележкой 6 переносится в ис-.. ходное положение. Для детали 3 с однрсторонней резьбой цикл контроля на этом прекращается — гидромотор 14 отключается, включается силовой цилиндр 7, и деталь 3, лежащая на роликах 8, опускается на транспортер 5 и удаляется транспортером 5 из рабочей зоны устройства. При контроле детали
3 с двухсторонней резьбой тележка 6 проходит исходное положение и перемещается к другой измерительной головке 4, где.происходит весь описанный цикл, после чего тележка 6 с деталью 3 возвращается в исходное положение, и деталь 3 опускается на транспортер 5.
Формула и э о б р е т ения
Устройство для контроля резьбы резьбовыми калибрами, содержащее основание, баэирующую каретку для перемещения контролируемой детали, механизм возвратно-поступательного движения контролируемой детали, механизм реверсивного вращения и измерительные головки, включающие в себя шпиндели с реэьбовыми калибрами, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью уменьшения габаритов и.автоматизации контроля резьб, оно снабжено тележкой с направляющими, установленными на основании, силовым цилиндром, установленным на тележке и связанным кинематически с кареткой, свободно вращающимися роликами, установленными на каретке на осях, параллельных направляющим тележки, а механизм воэвратнопоступательного движения выполнен в виде ходового винта, установленного в
20 основании параллельно направляющим тележки, шлицевой втулки с:внутренней резьбой, сопряженной с ходовым винтом, приводного ролика, установленного на шлицевой втулке с возмож25 ностью свободного вращения вокруг своей оси, а механизм реверсирования установлен на тележке и кинематнчески .связан с приводным роликом.
1532801
Составитель Б. Афонский
Техред Л.Сердюкова Корректор М. Самборская
Редактор Т. Парфенова
Заказ 8089!47 . Тираж 683 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям лри ГКНТ СССР
113035, Москва, Н-35, Раушская наб., д. 4/5
Проиэводственно-издательский комбинат Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101