Способ измерения момента трения подшипников
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для исследования работоспособности подшипников качения в среде маловязких смазочно-охлаждающих жидкостей, в частности измерения момента трения подшипников. Цель изобретения - обеспечение возможности определения гидродинамических потерь на трение. Предварительно измеряют момент сопротивления вращению вала 6 в потоке смазочно-охлаждающей жидкости. Затем устанавливают на вал 6 испытуемый подшипник, предварительно фиксируя сепаратор 2 и тела качения 3 относительно внутреннего кольца 1 с помощью заклепок 5 и резьбовых хвостовиков 4 и обеспечения полировкой беговой дорожки разъемного наружного кольца 7 минимальный зазор между ним и телами качения. Измеряют момент сопротивления вращению вала с установленным подшипником в потоке смазочно-охлаждающей жидкости. Гидродинамические потери определяют как разницу измеренных моментов сопротивления. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
А1
091 (11) (511 4 G 01 М 13 /04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
8. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4179785/25-27 (22) 12 01.87 (46) 30.12.89. Бюл. N - 48 (72) Б.N.Ñèëàåâ, Р>. Г.Моисеев, P.A.ßôÿñîâ и В.В.Лакеев (53) 620.178. 162.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 393634, кл. С 01 М 13/04, 1971, 1 (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ МОМЕНТА ТРЕНИЯ
ПОД1ЧИПНИКОВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для исследования работоспособности подшипников качения в средах маловязких смазочно-охлаждающих жидкостей, в частности измерения момента трения подшипников. Цель изобретения — обеспечение возможности опре 2 деления гидродинамических потерь на трение. Предварительно измеряют момент сопротивления вращению вала 6 в потоке смазочно-охлаждающей жидкости. Затем устанавливают на вал
6 испытуемый подшипник, предварительно фиксируя сепаратор 2 и тела 3 качения относительно внутреннего кольца 1 с помощью заклепок 5 и реэьбовых хвостовиков 4 и обеспечивая полировкой беговой дорожки разьемного наружного кольца 7 минимальный зазор между ним и телами качения. Иэмеряют момент сопротивления
- вращению вала с установленным подшипником в потоке смазочно-охлаждающей жидкости. Гидродинамические потери определяют как разницу измеренных моментов сопротивления. 1 ип, 1532830
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано
Преимущественно, для исследования
1работоспособности подшипников качеНия в среде маловяэких смазочноохлаждающих жидкостей (керосин„ вода
И др.), а также при проектировании подшипниковых узлов изделий и при доводке изделий на повышенный ресурс.
Цель изобретения — обеспечение определения гидродинамических потерь яа трение в подшипниках скольжения.
Сущность изобретения поясняется. чертежом (фиг.1), где на чертеже::
1 изображена возможная конструктивная схема устройства, с помощью которого можно определить гидродинамические потери в подшипнике качения в среде маловязких жидкостей по предлагае мому способу.
Способ осуществляется следующим образом. !
Предварительно определяют общий
:момент сопротивления вращению вала т испытательной установки беэ нагрузки испытуемого подшипника. Затем на внутреннее кольцо 1 подшипника надевают сепаратор 2, в гнезде которого устанавливают тела 3 качения и закрепляют их.с помощью резьбовых хвостовиков 4, ввинчиваемых B резьбовые отверстия, выполненные по середине беговой дорожки внутреннего кольца. Сепаратор 2 закрепляют неподвижно на вращающемся внутреннем кольце 1, например с помощью заклепок 5 через тела 3 качения. Возможны и другие варианты крепления, например с помощью выступов, выполненных.на внутреннем диаметре сепаратора, против каждого тела качения, по которым сепаратор насаживается с натягом на бурты наружного диаметра внутреннего кольца, Затем устанавливают внутреннее кольцо 1 с сепаратором 2 и комплектом тел 3 качения на вал 6 установки, замеряют диаметр по телам качения и, ориентируясь на его величину, с помощью, например, полировки беговой дорожки неподвижного разрезного наружного кольца 7 устанавливают минимально возможный рабочий зазор д, „ц между телами 3 качения и неподвижным кольцом 7, исключающий их взаимный контакт при вращении подшипника в прокачиваемой смазочно-охлаждаю.щей среде.
Детали испытуемого подшипника могут быть изготовлены по размерам .деталей реального подшипника, но из легкообрабатываемого материала, например из легкого сплава типа доралюминий или из пластмассы типа текстолит. Это обеспечивает технологичность изготовления и существенно облегчает сборку испытуемого узла. После монтажа наружного кольца 7 в корпус 8 устанавливают и закрепляют крышку 9 и установку приводят во вращение от привода 10. Затем производится измерение общего момента сопротивления вращению вала устройства с испытуемым подшипником при заданных параметрах " частоте вращения вала п и прокачке через испытуемый подшипник заданного количества смазочно-охлаждающей жидкости.
Разность между полученными значениями моментов сопротивления apaufeнию при заданных частоте вращения и прокачке равна величине гидродинамических потерь в исследуемом подшипнике качения.
Применение предлагаемого способа в целом позволяет сократить трудоемкость процесса доводки изделий.
Формула изобретения
Г
Способ измерения момента трения подшипников, заключающийся в том, что измеряют момент сопротивления вращению вала при отсутствии нагрузки на испнтуемьй подшипник, затем нагружают испытуемый подшипник, измеряют суммарный момент сопротивления по их разнице и определяют момент сопротивления испытуемого подшипника, отличающийся тем, что, с целью определения гидродинамических потерь на трение в подптипниках качения, испытания проводят в потоке смазочно-охлаждающей жид" кости, а перед нагружением испытуемого подшипника в последнем фиксируют сепаратор и тела качения относительно внутреннего кольца и устанавливают минимальный зазор между телами качения и наружным кольцом, 55 исключающий их контакт при вращении вала с подшипником,