Патент ссср 153329

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Ла 153329

Класс Н 02р; 21с, 57а4

Н 02п; 21d2, 16

СССР

ГС. . 0!0

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная группа М 91

И. А. Свешников

УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО АГРЕГАТА

Заявлено 20 февраля 1962 г. за Л% 765350/24-7 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений н товарных знаков» М 5 за 1963 г.

Изобретение относится к устройствам для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата, питающего постоянным токсм приемник энергии, состоящий из ряда последовательно соединенных элементов (электролизеры и т. п.). В таких устройствах известно применение реле форсировкн и контактора поля для форсирования возбуждения двигателя при пони>кении напряжения питающей сети переменного тока.

Особенностью устройства, составляющего предмет изобретения, является присоединение обмотки возбуждения двигателя через н. з. контакты контактора поля к части элементов приемника и через н. о. контакты — ко всем элементам последнего для осуществления переключений в цепи возбуждения .при переходе от,нормального режима к режиму форсировки. 3THivI обеспечивается удешевление электрооборудования, упрощение схемы и улучшение эксплуатационных показателей преобразовательного агрегата.

На черте>ке, изображающем принципиальную электрическую схему предлагаемого устройства, приняты следующие обозначения: Д синхронный двигатель; à — генератор постоянного тока (на одном валу с двигателем); ШОà — шунтовая обмотка генератора; ОВД обмотка возбу>кдения двигателя; И вЂ” контактор для включения форсировки возбуждения: РФ; — реле форсировки возбуждения (датчик 1;

ГС вЂ” гасительное сопротивление; ШР— регулировочный реостат возМ 153329 буждения; УС вЂ” уравнительное сопротивление; Л вЂ” контакты привода линейного высоковольтного выключателя; T — приемник тока.

При подаче напряжения на статор двигателя Д пуск происходит., как обычно; в асинхронном режиме, но роль пускового сопротивления выполняют элементы приемника Т тока.

По мере нарастания напряжения .на генераторе приемник тока для

:обмотки ОВД возбуждения двигателя выполняет функцию делителя напряжения постоянного тока.

По достижении нормальных оборотов и появлении напряжения на генераторе ротор синхронного двигателя Д, как обычно, втягивается и синхронизм с полем статора. Компенсационный режим синхронного двигателя зависит от количества элементов, параллельно которым подключена обмотка возбуждения двигателя, и от нагрузки на приемнике тока. Регулировка нагрузки, как и в обычных схемах, производится шунтовым реостатом.

В отдельных случаях для снижения потерь электроэнергии генератора исключается возбудитель, а подача возбуждения производится от нескольких элементов приемника тока.

Для увеличения тока возбуждения обмотка ОВД двигателя подключается на большее количество элементов приемника Т, пропорциональное крагности форсирования возбуждения.

Переключение обмотки ОВД производится контактором М с тремя главными контактами: одним .нормально закрытым и двумя нормально открытыми контактами.

Работа контактора должна быть отрегулирована следующим образом.

1) При нормальной работе ток возбуждения .поступает через н. з. контакт от напряжения заданного количества элементов приемника Т (оба .н. о. контакта разомкнуты).

2) Включается контактор М. В начальном промежуточном положении, когда н. з. контакт еще не разомкнулся, замыкается н. о. контакт, последовательно с которым включено уравнительное сопротивление УС. Оно равно по величине сопротивлению обмотки ОВД возбуждения, помноженному на отношение количества вновь подключенных элементов приемника к заданному количеству элементов, на которые подключается обмотка ОВД при нормальном возбуждении.

3) Н. з. контакт ра"-ìûêàåòñÿ,,но обмотка ОВД продолжает получать питание через уравнительное сопротивление УС.

4) Замыкается второй,н. о. контакт и тем самым закорачивается уравнительное сопротивление УС..

По обмотке ОВД возбуждения двигателя при этом протекает увеличенный ток возбуждения, т. е. синхронный двигатель работает с форсированным возбуждением.

При отключении реле РФ форсировки (при снятии напряжения с катушки контактора М) действие контактора будет протекать в обратном порядке.

Прн отключении синхронного двигателя Д в контактах Л привода линейного высоковольтного выключателя разрывается прямая цепь регулятора возбуждения генератора, и последовательно с его шунтовой обмоткой ШОГ включается гасительное сопротивление ГС.

При этом, несмотря,на то, что двигатель-генератор продолжает вращаться по инерции, напряжение на якоре генератора резко падает (практически до нуля). Одновременно приемник Т разряжается на обмотку якоря. Обмотка ОВД возбуждения синхронного двигателя перестает получать ток от элементов приемника Т,,намагничивание полю— 3— № 153329 сов прекращается, а вместе с тем снижается напряжение в статоре синхронного двигателя Д до величины э. д. с. холостого хода еще задолго до окончательной остановки.

Как показали проведенные испытания, изобретение позволяет упростить управление устройством для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя, так как вместо трех ручек регулирования остается одна ручка регулировочного реостата возбуждения генератора. Кроме того, упрощается схема устройства вследствие отсутствия в нем возбудителей и их регулировочных реостатов. При этом обеспечивается повышение, надежности работы, снижается расход электроэнергии и уменьшаются материальные затраты, связанные с амортизацией оборудования и обслуживанием устройства.

Предмет изобретсния

11 строисгво для автоматического регулирования возбуждения синхронного двигателя преобразовательного агрегата, питающего постоянным током приемник энергии, состоящий из ряда последовательно соединенных элементов (электролизеры и т. п.), содержащее реле форсировки и контактор поля для форсирования возбуждения двигателя при понижении напряжения питающей сети переменного тока отли> ч а ю щ е е с я тем, что, с целью удешевления электрооборудования, упрощения схемы и улучшения эксплуатационных показателей преобразовательного агрегата, обмотка возбуждения двигателя присоединена через н. з. контакты указанного контактора к части элементов приемника и через н. о. контакты — ко всем элементам последнего для осуществления переключений в цепи возбуждения при переходе от нормального режима к режиму форсировки.