Способ нанесения антифрикционных покрытий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к способам нанесения антифрикционных покрытий. Цель - снижение трудоемкости и повышение антифрикционных свойств. На предварительно обработанную поверхность металлического изделия наносят фторполимер с наполнителем, нагревают до температуры спекания в вакууме или защитной среде со скоростью 0,1-0,3 град/с, спекают под давлением 0,5-5 МПа в течение 15-40 мин, после чего, не снимая давления, проводят охлаждение в две стадии: со скоростью 1-3 град/с до 310-290°С, а на воздухе до 150-120°С. Способ позволяет повысить эксплуатационные характеристики и снизить трудоемкость нанесения покрытий. 1 ил., 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) (51) 5 В 22 F 7/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4326771/31-02 (22) 10.11.87 (46) 07.01,90, Бюл. N 1 (71) Завод-втуз Красноярского политех. нического института (72) В.Г.Новиков, В.М.Лебедев, Н.А.Смирнов, А.В,Лаврищев и Л.Г.Семичева (53) 621.793.7(088.8) (56) .Авторское свидетельство СССР
У 446355, кл. В 22 Г 7/00, 1974.
Авторское свидетельство СССР
Р 466133, кл. В 44 D 5/08, 1975, (54) СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ
ПОКРЫТИЙ (57) Изобретение относится к порошковой металлургии, в частности к споИзобретение относится к порошковой металлургии, в частности к спосо" бам.получения антифрикционных покрытий, используемых в различных областях техники для снижения сил трения и уменьшения износа.
Целью изобретения является снижение трудоемкости и повышение антифрикционных свойств.
На чертеже изображена схема осуществления способа.
Способ осуществляют следующим образом.
На подготовленную поверхность металлического изделия 1 наносится слой фторполимера с наполнителем 2, одним иэ известных способов (в электрическом поле, механически и т.д.). Изделие с нанесенным антифрикционным слоем помещается в вакуумную камеру
3 установки для диффузионной сварки, 2 собам нанесения антифрикционных покрытий„ Цель — снижение трудоемкости и повышение антифрикционных свойств, На предварительно обработанную поверхность металлического изделия наносят фторполимер с наполнителем, нагревают до температуры спекания в вакууме или защитной среде со скоростЬю
0,1"0,3 град/с, спекают под давлением 0,5-5 MIIa в течение 15-40 мин, после чего, не снимая давления, проводят охлаждение в две стадии: со скоростью 1-3 град/с до 310"290 С, а на воздухе до 150-120 С. Способ позволяет повысить эксплуатационные характеристики и снизить трудоемкость нане-. Ю сения покрытий. 1 ил., 2 табл.
Создают в камере разрежение не
-Ъ более 10 мм рт.ст. и осуществляют нагрев изделия с помощью нагревателя 4 со скоростью 0,1-0,3 град/с до
355%10 С.
В зависимости от состава антифрикционного покрытия штоком 5 установки, или другим способом (гидравлическим,, термическим и т.д.) прилагают давле ние 0,5-5 MIIa и выдерживают при температуре спекания 15-40 мин.
Охлаждение изделия производят в две стадии: со скоростью 1-3 град/с до 310-290 С.в вакууме или защитной атмосфере, а на воздухе со скоростью
8-20 град/с до 150-120 С, после чего снимают давление. Толщина получаемого покрытия 10-100 мкм.
Свойства получаемого покрытия saвисят от структуры полимера, которая формируется в процессе термообработ1533841 ки, причем быстрос охлаждение приводит к закалке> когда !!Окpl>lтие содер жит меньше кристаллов и отличается высокой пластичностью и прочностью.
Поэтому целесообразно на первом этапе кристаллизации до 310-290 С, на котором скорость кристаллизации максимальна, проводить медленное охлаждение в вакууме или защитной среде со скоростью 1- 3 град/с, а на втором этапе — до 150-120 С охлаждать быстро на воздухе, При дальнейшем охлаждении температура и скорость охлаждения влияния ня <труктуру не оказывают.
Количество наполнителя повышает износостойкость покрытия, но ввод более 50 мас„% няполнителя ухудшает физико-механические свойства, 20
Приложение давлении в процессе нанесения покрытия ниже 0,,5 МПа не влияет на структуру наносимого покрытия, я давление выше 5 МПа ведет к потере физико-механических характеристик наносимого покрытия, II р и м е р 1. В качестве матри— цы покрытия используют фторополимер марки Ф-4МБ, а нянолнитель — порошок меди. В композиции наполнитель составляет 20 мас,%, Средний размер частиц порошка наиолнителя составляет 30 мкм, Покрытия получают по следующей технологической схеме, Ня подготовленную (иескоструйной обработкой, 35 травлением и обеэжиривянием) поверхность образца иэ стали наносят наполненный фторополимер„ Образец помещакямеру установки дли диффуэион 40 ной сварки. В камере создают рязряжение 10 мм рт.ст, и производят нагрев до температуры сиекания и сварки, равной 360 С, со скоростью
0,2 гряд/с, сжимают давлением 0,5 МПа и производят выдержку в течение
30 мин, Охлаждение производят со скоростью 3 град/с до 300"(," в вакууме, а затем охлаждают на воздухе до о
130 С, Снимают давление и вынимают об50 образец иэ камеры установки, П р и и е р 2. Аналогично примеру
l получают покрытие, содержащее фтс>ропласт Ф-4МБ и 20 мас.% порошка никеля при следующих технологических режимах: разряжение 10 мм рт„ст, ..55 нагрев со скоростью 0,2 град/с до
360 С, давление 0,6 МП M ждержка
30 мин.
Охлаждают со скоростью 3 град/с о до 300 (", в вакууме, я зятем на воздухе до 13(С, после чего снима ют давление.
Пример 3. Ня металлическую поверхность стали наносят антифрикционное покрытие, содержащее фторопласт Ф-4MI и 20 мас,% порошка дисульфида молибдена. Покрытие наносят в вакууме 10 мм рт,ст. аналогично примеру I при следующих технологических режимах: нагрев со скоростью
0,2 град/с до 360 С, давление 0,8 МЛа, выдержка в течение 30 мин. Охлаждение производят со скоростью 2 град/с до 310 С в вакууме, а затем охлаждают на воздухе до 140 С. Снимают давление и вынимают образец из камеры установки.
Пример 4, Аналогично примеру 1 получают покрытие, содержащее фторопласт Ф-4МБ и 20 мас.% порошка никеля, Покрытие наносят в защитной атмосфере аргона при следую1цих режимах: нагрев со скоростью 0,2 град/с до 360 С, давление 0,6 МПа, выдержка
30 мин при температуре спекания, Охлаждают со скоростью 3 град/с до
300 С в защитной атмосфере, я зятем на воздухе до 210 С, после чего снимают давление.
Полученные предлагаемым способом образцы с покрытием испытывают на износостойкость по схеме диск - вращающееся кольцо на машине торцового трения, Давление в контакте составляет 2,2 YIIa, скорость охлаждения
1,04 м/с. Температура испытаний нормальная. Кнтенсивность изнашивания определяют методом искусственных баз (вырезанных лунок), Данные износостойкости от состава покрытия и режимов получения приведены в табл.1 и 2, Получение антифрикционньж покрытий по предлагаемому способу позволяет сократить трудоемкость процесса с
3,5-5 до 1,2-2 ч и повысить их эксплуатационные характеристики эа счет повышения износоСтойкости.
Формула изобретeния
Способ нанесения антифрикционных покрытий, включающий помещение на подготовленную поверхность смеси порошка фторполимера с наполнителем, н нагрев до температуры спекания в защитной среде или вакууме, спекание и
5 1533841
6 охлаждение, отличающийся ведут под давлением 0,5-5 МПа, притем, что, с целью снижения трудоемкос- чем спекание осуществляют в течение ти изготовления и повышения антифрик- 15-40 мин, а охлаждение проводят в ционных свойств, нагрев до темпера- две стадии: со скоростью 1-3 град/с туры спекания проводят со скоростью, до 310-290 С а на воздухе до 1505 е
0,1-0,3 град/с, спекание и охлаждение 120 С.
Т ° блида t
Ивносостодкостьа мм
Интенсивность нанввнвамик lit
Реким термообрлботкм
Состав комповипин по способу
Лаплени е, ИПа
Топвмна поТемпература охлавдеииа, С нв стадии
Скорость оклаадениа нл
1 стадии град/с
Скорость нагрева, град/с
Времк вмдерктмосфера критик, мкм кн при спеканн» мии
1 2
5хlо
0,2кlо
Вакуум
II
° I и
0,2 30 0,6
02 30 06
0,2 30 0,8
0,2 ЗО 0,8
0,2 30 0,6
02 ЭО 06
02 30 08
02 30 08
0,2 30 0,6
0,2 30 0,8
0,2 30 0,8
О ° 2 30 0 6
О ° 2 ЗО О 6
0,2 30 0,8 и
II н
II
° I
Вакуум
Аргон
Таблица 2
Интенсивность изнашивания I
Резям термообработки
Состав покрытия
Темпера- Температура ста- тура стадии охлаж дии, С дения, С
Время, мин
Давле" ние, МПа
Скорость стадии охлаждения, град/с
Скорость нагрева, град/с
Фторопласт !
+20 маса% наполнителя
Oе l 30
0,3 .30
0,2 15
0,2 40
0i 2 30
0,2 30
0,2 30
Навести»В Лредлвгае ыд
Ф-4БН+IОХ Си
Ф-4БИ+20Х Си
Ф-4БНе35Х Си
Ф-4БИ+502 Си
Ф-4БИ+1ОХ Nl
Ф-4SH+20X Nl
Ф-4БИ+352 Nl
Ф-4ВИ+502 Наре
Ф-4SHeloX HaS
Ф-4БН+202 На84
Ф-4BH+502 На84
Ф-4БИ+ 1 ОХ ИТ
Ф-4БИ+20Х Nl ф-4БН+502 81
0,6 3
0,6 Э
0,6 3
0,6 3
0 5 Э
5 Э
0,6 1
ЗОО
3О0
3 10
290
140 100
IЭО 100
1ЭО 100
120 100
140 100
130 too
130 100
120 1ОО
140 1ОО
140 100
140 100
140 100
130 100
1 20 100
300 б Ох!б в
4,2x10
4 4xlo Е
1 ° Çxlo в
9 5к10
8,5xlo 9
8I6xlO е
1 ° Oxlo
2,0х10 е
1 5х)0
2,9xlo
0х 10 I
9,5хlо е
1, 2х 10
130
I,7x l0e
2,4xxl0"
2,3к101
O,77к1О7
1 1к10г
1, 2к 10
1, 2х101
Ox In
5,0xtoe б, Тх 1 от
3 5х10х
t t0xlO
19lxlot
0,8х1О
4, 18х10
4,3х10 х
4,0xlO
4 ° 21хIO
4,1х10 >
3,8х10 О
3,9х10 9
1533841
Составитель И,Пойменова
Редактор И,Дербак Техред М.Ходанич Кор рек тор В. К аб аци и
Заказ 11 Тираж 625 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССС)?
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101