Устройство стабилизации положения кузова транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях и других транспортных средствах для автоматической компенсации крена. Цель изобретения - повышение точности и скорости действия устройства. Устройство содержит пневмогидравлические подвески, датчик продольного крена, датчик поперечного крена, пневмогидравлический аккумулятор. Аккумулятор соединен с насосом, который через муфту соединен с электродвигателем. Аккумулятор подпитывается из бака. Управляемые гидрозамки служат для обеспечения подачи жидкости из дозаторов в подвески. Дозаторы разделены перегородкой на две части, в которых расположены поршни, соединенные между собой штоки. На выходных концах штоков установлены зубчатые рейки, входящие в зацепление с тремя группами зубчатых колес. Передаточное отношение зубчатых колес двух первых групп с зубчатыми рейками выбрано равным 1/2/.../(N-1) исходя из анализа соотношений отрезков путей, проходимых подвесками осей транспортного средства. 6 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУбЛИК

{5l)5 В 60 G !7 04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4394722/40- ! (22) 05.02.88 (46) 07.01.90. Бюл. ¹ (72) !О. М. Верхоглядов (53) 629.113.012.82/83-553 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 202742, кл. В 60 G 17/04, 1966. (54) УС 1 POA СТВО CTA5HË ИЗА ЦИ И

ПОЛОЖЕНИЯ КУЗОВА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

{57) Изобретение относится к транспортному ма щи ностроению l! может быть использоВВНо в автомобилях и других транспортных средствах для автоматической компенсации крена. Цель изобретения — повь1шение точности и скорости действия устройства.

Устройство содержит пневмогидравлические подвески, датчик fIpoIA1bHQI о крена, датчик

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в автомобилях и других транспортных средствах для автоматической компенсации крена.

Целью изобретения является повышение гоччости и скорости действия устройства.

На фиг. изображена принципиальная схема предлагаемого устройства; на фи г. 2 — блок дозаторов, вид спереди; на фиг. 3 -- вид А на фиг. 2; на фиг. 4— структурная схема блока управления и трассировка кабельных жгутов; на фиг. 5 — — двухходовой четырехпозиционный маятниковый прерыватель блока управления; на фиг. 6— диаграмма движения подвесок при компенсации продольного крена в зависимости от величины выдвижения штоков.

Устройство автоматической компенсации кпена транспортного средства содержит пневмогидравлические подвески 1, датчики продольного 2 и поперечного 3 кренов и

„„SU„, 1533880 А 3

2 поперечного крена, пневмоги 1равлический аккумулятор. Аккумулятор соединен с насосом, который через му . I $ соединен с электродвигателе,l. Аккум.л8Iор подпитывается из бака. Управляем»ц гидрозамки служат для обеспечения годачи жHjêoñòè из дозаторов в подвески. 3,озаторы разделены перегородкой на две части, в которых расположены поршни, соединенные между собой штоки. На выходных концах штоков установлены зубчатые рейки, входящие в зацепление с тремя группами зубчатых колес. Передаточное отношенис зубчать;х колес двух первых групп с зубчатыми рейками выбрано равным 1/2/... {п-! ), исходя из dHH Ièçà соотношений отрезков путеи, проходимых подвесками осей транспортного средства.

6 ил. пневмогидравлический аккумулятор 4, соединенный с насосом 5, который через муфту

6 соединен с электродвигателем 7. Подпитка аккумулятора 4 осуществляется из бака 8. Управляемые гидрозамки 9 и !О служат для обеспечения подачи жидкости из дозаторов 1! в подвески 1. Дозаторы 11 разделены перегородкой 12 на две части, в которых расположены поршни 13, соединенные чежду собой штоками !4. На выходных концах штоков 14 установлены зубчатые рейки 5,вхсдягцие в зацепление с тремя группами зубчатых колес: две группы содержат колеса !6 — 18, а третья — колеса

19. Передаточное отношение зубчатых колес

16 — 18 с зубчатыми рейками 15 выбрано равным !/2/.../(n-i), исходя из анализа соотношений отрезков путей, прок 1димых подвесками 1 осей транспортного средства (фиг. 6).

Колеса посажены на осях 20, которые вращаются в подшипниках 21. Оси 20 соединены между собой электромагнитными

1533880 муфтами 22. Выходной конец штока одного из дозаторов соеди нен с тяго вь1 м уп ра вл я к)гци м цилиндром 23. Пода ча ж ид кости из аккумулятора 4 в управляющий цилин <р 23 осуществляется через управляемый гидрозамок 24. Сигналы с латчиков 2 и 3, имеюi)Lux блок 25 питания, подаются па бортовой блок 26 управления, который формирует команлы, подаваемые ьа гилрозамки

9. 10 и 24, электромагнитнь)е муфты 22.

Электроприводы в блок(управления объединены в кабельные жгуты 27., ."(озаторы !! скомпонованы в елиный блок, имек>щий основание 28, и крепятся к ()снованию

28 через кронштейны 29-- 31. Подшипники

21 крепятся в обоймах,32, которые установлены на кронштейнàх 33- 39, крепящихся к основанию 28.

Блок уира влс ния содержит переходные панели 40, ol которых отход,ят кабельные жгуты 27 (фиг. 4), каждый кабель жгутов

27 показан в отдельности) и лва лвухходовых IcT»)pox llo«HI>uol-I Hblx маятниковых прерывителя 41» 42. Ось качания маятникового прерывателя 4! р",ëloложена вдоль прон>льной оси транспортного средства, а прерывателя 42 — вдоль поперечной оси.

Прерыватели 41 и 42 со (ержат штангу 43 с грузом 44, на которои выполнены штыри

45. В корпу(е прерывателя расположены пггоки 46, на концах когорых выполнены норм Ibll() разомкнутые захваты 47. В рабочем положении захваты 47 замыкаются элек 1ромагнитами. На штоках 46 закреплены кон- 1иктные пластины 48, имеющие фиксацию в одном из лвх х раб()чl)х полон(сний1 с Iloxlo1llhK) ил,)стинчатой прх жк11ь; 49, вхоляшей в контикт с лвухпозиционным фиксатором 50. 1етыре пиры контактов 51 располож Hbl в

Kop I 1 õ с(. Г! о 1 с!ч и i при B1я к)1ц 1> си гни,lов с перс. OTII»(х панелей 40 и пр(рывител(й 41

42 осу гцествляется по каоельным жгу1их1 27.

Устройство а вто мати ческ(> и ком пе нса ци и крени транспортного средства работает следук>«1им образом.

Возможны четыре режима работы устройства: продольный кре>1 вперед, (режн м 1) продольный крен назад (режим ); попе1 речный крен влево. (режим 3); поперечный крен вправо (режим 4) .

При работе устройства по первому ре жиму при получении команды от датчика 2 (крен вперед увеличивается) подается питание на один электромаг IHT и соответгтвуюшую пару контактов 51 прерывателя 41. Захваты 47 вх()дят в контакт (.о штырем 45. Штанга 43 то.-1кает шток 46, пластина 48 замыкает пару контактов

51 и питание подается на гидрозамок

24, через который жидкость из аккумулятора 4 подается в г)оршневую полость управляюгцего цилиндра 23. Одно«ременно по сигналу от перех(>лной панели

50 55

40 включаются муфты 22, соединяющие зубчатые колеса 6 — 18, расположенные слева (фиг. 1), в одну группу. Колеса 16 — 18, расположенные справа (фиг. ), не объединяются в группу и в этом режиме вращаются независимо. Поршень цилиндра 23, передвигаясь влево, двигает штоки всех дозаторов, но так как передаточное отношение между зубчатыми колесами 16 — 18 и зубчатыми рейками 15 изменяется по зависимости 1/2j...j (п-1), то и линейное перемегцение поршней 13 дозаторов 11 происходит по этому закону. Управляемые гилрозамки 9 и 10 по сигналу от переходной панели 40 ставятся в положение, обеспечиваюгцее подачу жидкости в подвески 1, начиная с первой по холу транспортного средства и кончая предпоследней. Так как дозаторы разлелены перегородкой 12 на лве части, то подача от каждого лозатора осуществляется одновременно в лве подвески, расположенные на одной оси. В последние подвески жидкость не подается, последняя ось обеспечивает разворот транспортного средства. Колеса 19 также вращаются независимо. При изменении знака воздействия на маятник (крен уменьшается) штанга 43 переводит шток 46 и пластину 48 во второе положение и питание подается на вторую пару контактов 51. Пружина 49 фиксирует lllTQK 46 в новом положении.

Управляю(ций цилиндр 23 меняет напра«линие свое1о движения. При выра«нива IHH транспортного средства электрох1аг«HT обесточивается. захват 47 раскрывается, п)танга

43 занимает нейтральное чо ln>Kcllue. Питание снимается и с контактов 5!. Замки 9, 10 и 24 ставятся в нейтральное положение.

Поршень управляющего цилиндра 23 тоже занимает нейтральное положение и возвращает поршни 13 дозаторов 11 в нейтральное поло>кение. Подвески осей транс портного срелства возвра(цаются в нейтральное положение.

При работе устройства по второму режиму 2 объединяются в группу зубчатые колеса 6--18. расположенные справа (фиг. 1) .

Сигнал от датчика 2 подается на лругой электромагнит и пару контактов 51, и прерыватель 4! работает с вторым U)TQKoм 46.

Замки 9 и 1О ставятся в положение, обеспечиваю(цее подачу наибольшего количества жидкости в подвески задней оси, и мини ма IbMOI O — - H IIO I>e(.KH BTOpOH Ocu спереди. Жидкость от аккумулятора 4 пола ется в пггоковую полость управляющего цилинлра 23. Колеса 16- — 18, расположенные слева (фиг, ), колеса 19 вра1цаются независимо. Последовательность действий при компенсации крена аналогична первому режиму.

При работе устройства по третьему режиму по получении сигнала от датчика 3 включается в работу прерыватель 4", ко1533880 б

Формула «зоореген«я

25

1 торый действует также, как прерыватель 4!.

В данном режиме объединяются в группу колеса 19. Колеса 16 — 18 не объединяются в группу и вращаются свободно. Жидкость из аккумулятора 4 подается в поршневую полость цилиндра 23. Замки 10 ставятся в положение, связывающее по две подвески левого борта с одним дозатором. Замок 9 стоит в нейтральном положении. Команды на замки 9 и 10 подаются от датчика

3 через переходную панель 40. После выравнивания крена прерыватель 42 блока 26 управления через замок 24 устанавливает поршень управляющего цилиндра в нейтральное положение, и поршень 13 дозаторов 1! также устанавливается в нейтральное положение.

Предлагаемое устрОиствО в четвертом режиме работает аналогично третьему режиму. Колеса 19 об.ьединяются в группу.

Через замок 24 жидкость из аккумулятора

4 подается в штоковую полость управляющего цилиндра 23. Поршни дозаторов перемеща ются вправо. 3а м ки 10 уста на вливаются в положение, соединяющее один дозатор с двумя подвесками, расположенными по правому борту. Прерыватель 42 работает в этом режиме с другим штоком 46 (относительно третьего режима).

Последовательно Tb команд От прерывателя 42 на третьем и четвертом режи- 30 мах аналогична последовательности команд прерывателя 41, описанной в первом режиме.

1(а всех рсжимах работы включение электродвигателя 7 и работа насоса 5 д1я подпитки гидравлической полости акку му1ятОра 4 Осл ц1 . сT I3л ЯС1 ся по E. и гнал ч 13Tчика (не показан) аккл мл.1ятора 4.

Ж идко Tb В Гидра В 1 и чески \ г .10стя х подвесок и полостях дозаторов дв,.ется в замкнутой системе и ее пополнев,. не требуется.

Устройство стабилизации положения кузова тра нспор гного средства, содержа щее пневмогидрав1ичсские подвески, пневмогидравлический аккумулятор с насосной станцией подпитки, I. oîo II!åí í û é че рез управляемые гидрозамки с доваторами в виде цилиндров с двумя поршнями, сообщенными с управляющими полостями подвесок, отличаои еегя тем, что, с целью повышени> точности и скорости действия устройстьа. оно снабжено датчиками продольного и поперечного крена, электрически сообщенными с электромагнитами гидрозамкоь между поршнями дозаторов vcTaHoF..1åны разделительные перегородки. поршни соединены между собой штоками, выполненными с двумя выходными концами, на которых с одной стороны установлены по две зубчатые рейки, а с другой -- по одной зубчатой рейке. взаимодействующие с тречя I руинами зубчатых колес. посаженных на Оси, соеднне,!Ilь.е меж1у собой электрочагцитными муфтами, причем первая группа зубчатых колес с зубчатыми рейками выполнена с передаточ ныч отно ц.синем 72!... («- ) . где « число осей тран.портного средства, вторая («-11, .... 2, 1, тре гья 1, 1, d выходной конец штока одного цз цпаторов соединен с тягов ы м у и р а вл я ю I I è ÷ I! I I. I и и д ро il.

153388(1

1533880

l533880 ,б гкфПЛ Гб5У Е4 Ры5

Х(7б Ь ХОСБ Л бсБ geb тр. средсгбо mp средство тр. средппбапр. срем лЖ7

Щуг, б

Составите.п. (. Бе. >мсько

Редактор И. 3,ербак Текред И. Верее Корректор О. 11ипле

Заказ 13 Тираж 418 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101