Цепная передача мотоцикла
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к мотоциклостроению и может быть использовано в мотоциклах с большим ходом заднего колеса. Цель изобретения - повышение КПД передачи путем уменьшения потерь на перегибы в цепи в крайних положениях маятника. Натяжное устройство содержит ведущую звездочку 1, ведомую звездочку 2, установленную на маятнике 3 и соединенную с ведущей звездочкой 1 цепью 4 узла натяжения, выполненного в виде ролика 5, установленного на продолжении маятника 3 между осями маятника О<SB POS="POST">3</SB> и ведущей звездочки О<SB POS="POST">1</SB>. Продолжение маятника выполняется, например, с помощью кронштейна, закрепленного на пере маятника с отверстием для крепления оси ролика. 3 ил.
союз сонетсних
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУЬЛИН
„„ЯО„„ЗЫЗ
|") ЕЛ Ю 3И .-ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСTВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (2! ) 4278163/25-11 (22) 06.07.87 (46) 07.01.90. Бюл. № (71) Минский мотоциклетный и велосипедный завод (72) А. С. Гринкевич и Б. Л. Фердман (53) 629.113.3 (088.8) (56) Патент США № 3819002, кл. В 62 М 9/02, 1974. (54) ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА МОТОЦИКЛА (57) Изобретение относится к мотоциклостроению и может быть использовано в мотоциклах с большим ходом заднего колеса.
Цель изобретения — повышение КПД передачи путем уменьшения потерь на перегибы в цепи в крайних положениях маятника. Натяжное устройство содержит ведущую звездочку 1, ведомую звездочку 2, установленную на маятнике 3 и соединенную с ведущей звездочкой 1 цепью 4 узла натяжения, выполненного в виде ролика 5, установленного на продолжении маятника 3 между осями маятника О и ведущей звездочки О,.
Продолжение маятника выполняется, например, с помощью кронштейна, закрепленного на пере маятника с отверстием для крепления оси ролика. 3 ил.
1533940
Изобретение относится к мотоциклостроению и может быть использовано в дорожных и спортивных мотоциклах с большим ходом заднего колеса.
Цель изобретения — повышение КПД пе- 5 редачи путем уменьшения потерь на перегибы в цепи в крайних положениях маят- ника.
На фиг. 1 показано натяжное устройство цепной передачи мотоцикла, общий вид; на фиг. 2 — схема цепной передачи в нейтральном положении (при половине хода заднего колеса); на фиг. 3 — то же, в крайнем нижнем положении заднего колеса, Цепная передача мотоцикла (фиг. 1) содержит ведущую 1, ведому|о звездочку 2, установленную на маятнике 3 и соединенную с ведущей звездо1кой 1 цепью 4, узла натяжения, выполненного в виде ролика 5, установленного на продолжении маятника 3 между. о<:ями маятника О и ведущей звездочки О,. 20
Продолжение маятника конструктивно можно выполнить по разному, например, с помощью приваренного к соответствук>щему перу маятника кронштейна, имеющего отверстие для крепления оси ролика. 25
Передача работает следующим образом.
В нейтральном положении маятника 3, когда при половине хода заднего колеса ось
О ведомой звездочки 2, ось О, ведущей звездочки 1 и ось О маятника 3 находятся ЭО на одной линии (фиг. 2), (юлик 5 не касается цепи 4 и в работе цепного привода не участвует. Цепь 4 имеет перегибы лишь на звездочках, поэтому механические потери в цепном приводе сведены .к минимуму.
При некотором повороте маятника 3 в л1обую сторону, например вниз (фиг. 3), расстояние между звездочками ., и 2 уменьшается из-за несовпадения о< ей маятника
О и ведущей звездочки О, соответственнс уменьшается и длина нижней ветви цепи 4. 40
Одновременно с поворотом маятника 3 вниз ось О„ролика 5 поворачивается вверх, при этом верхняя ветвь цепи 4 начинает огибать ролик 5 и, тем самым, увеличивать свою длину.
Радиус ролика 5 и расстояние 0 0„между его осью и осью маятника 3 рассчитаны так, что при любом положении маятника 3 длина верхней ветви цепи 4 увеличивается ровно настолько, насколько уменьшается длина нижней ветви (или наоборот). Тем самым, достигается неизменность теоретической длины цепи 4 или, на практике, ее постоянное минимальное провисание.
Расчет радиуса ролика и расстояния между его осью и осью маятника проводится по общеизвестным геометрическим формулам практически для любого современного мотоцикла с известными размерами цепного привода. Например, расчет для спортивного мотоцикла для соревнований по триалу
ММВ3-3.228, имеющего следующие размеры цепного привода: длина маятника
420 мм, делительный радиус ведомой звездочки 117,3 мм, делительный радиус ведущей звездочки 26,55 мм, расстояние между ведущей звездочкой и осью маятника 124 мм.
В результате расчета получены следующие результаты: при делительном (по оси огибающей цепи) радиусе ролика 38 мм, расстоянии между его осью и осью маятника
55 мм и угле наклона маятника в 20 от нейтрального положения теоретическая длина цепи должна уменьшиться на 0,32 мм, чем на практике, безусловно, можно пренебречь и считать провисание цепи постоянным, таким, каким оно было сделано при установке заднего колеса на мотоцикл.
Формула изобретения
Цепная передача мотоцикла, содержащая ведомую и ведущую звездочки, маятник, цепь и узел натяжения, выполненный в виде ролика, установленного между осями маятника и ведущей звездочки и выполнен-, ного с возможностью качания вместе с маятником, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД передачи путем уменьшения потерь на перегибы в цепи в крайних положениях маятника, ось ролика расположена на одной линии с осями маятника и ведомой звездочки.
1533940
Соста в и тель Н. Н ик ол ае ва
Редактор Н. Рогулич Техред И. Вере с Корректор Т.Малец
Заказ !6 Тираж 435 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4 5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, О!