Способ электрохимического нанесения покрытий натиранием
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к способам электрохимического нанесения покрытий натиранием и может быть использовано в машиностроении и приборостроении для повышения эксплуатационной надежности зубчатых колес. Цель изобретения - повышение точности формирования поверхности зацепления. Способ электрохимического натирания покрытий на поверхности зацепления одновременно двух сопряженно вращающихся зубчатых колес включает предварительный подбор зубчатых колес по пятну контакта и нанесение покрытия зубчатыми анодами с пористым покрытием в качестве носителя электролита, разнесенными в пространстве. Способ по сравнению с известным позволяет повысить точность формирования поверхностей зацепления за счет увеличения размеров пятна контакта зубчатых колес, отсутствия погрешностей в их расположении и придания им эллипсовидной формы. 1 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 С 25 D 5/04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ПАТЕРЕ: .-.....;И 1
Б; ЬЛИС ) ..
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
nQ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
Г1РИ ГКНТ СССР
1 (21) . 4305868/23-02 1 (22) 15.09.87 (46} 07.01.90. Бюл. У 1 (71) Шахтинский технологический институт бытовог о обслуживания (72) В, В,Медведев (53) 621 ° 357-77 (088 ° 8} (56) Гришко В.А, Повышение износостойкости зубчатых передач, — М.:
Машиностроение, 1977, с.232 °
Емелин M,È., Герасименко А.А, Защита машин от коррозии в условиях эксплуатации. — M. Машиностроение, 1980, с. 198, (54) СПОСОБ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОГО НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ НАТИРАНИЕМ (57} Изобретение относится к способам электрохимического нанесения покрытий натиранием и может, быть использовано в машиностроении и прибоИзобретение относится к способам электрохимического нанесения покрытий натиранием и может быть использовано в машиностроении и приборостроении для повышения эксплуатационной надежности зубчатых колес.
Целью изобретения является повышение точности формирования поверхности зацепления °
Сущность предложенного способа электрохимического натирания покрытий на поверхности зацепления зубчатых колес заключается в предварительном подборе зубчатых колес по пятну контакта и нанесении покрытия зубчатыми анодами с пористым покрытием на поверхности зацепления, разнесенными
„„SU„„1534100 я1
2 ростроении для повышения эксплуатационной надежности зубчатых колес °
Цель изобретения — повышение точности формирования поверхности зацепления ° Способ электрохимического натирания покрытий на поверхности зацепления одновременно двух сопряженно вращающихся зубчатых колес включает предварительный подбор зубчатых колес по пятну контакта и нанесение покрытия зубчатыми анодами с пористым покрытием в качестве носителя электролита, разнесенными в пространстве. Способ по сравнению с известным позволяет повысить точность формирования поверхностей зацепления за счет увеличения размеров пятна контакта зубчатых колес, отсутствия погрешностей в их расположении и придания им эллипсовидной формы. 1 табл, Isaac в пространстве, на два сопряженно Сл вращающихся зубчатых колеса.
Зубчатую шестерню и,колесо, ус- ф тановленные в соответствии с монтаж, ными размерами, предварительно подбирают по пятну контакта и боковому зазору и подключают к отрицательному полюсу источника питания. Зубчатые аноды выполнены в виде зубчатых колес и покрыты пористыми диэлектрическими носителями электролита. Электролит подают иа носитель электролита через сопла, Зубчатые шестерни и ко леса (катоды и аноды) закреплены на валах, вращающихся в подшипниках качения, Валы зубчатых колес соединены муфтами с валами, на которых си15 34100
10 с
Формула изобретения
2О
Размеры пятна контакта, мм после ЭХРН высоте по длине высоте по длине
Предлагаемый способ
7,0 2,6
6,0 2,08,0 2,0
6,0 2,8
7,0 2,0
Известный способ
1 6 8 0 ) з7
),2 7,0 l,3
1,3
2
@ 3
1,6
2 ?
1,5
l,3
1,3
10,0
9,0
10,0
9,0
10,0
7
9,0
8,0
7,0
Составитель IO,Èïàòîâ
Техред Л.Серд)окова Корректор O.Ципле
Р ед ак т ор Н. Гунько
Заказ 24
Тираж 545
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, 11осква, И-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,10) дят эталонные шестерни, Вращение осуществляют от электродвигателя через коробку скоростей, После включения подачи электролита через сопла на
5 носители электролита анодов включают электродвигатель и источник питания .-, Носители электролита обеспечивают дозированную подачу электролита в зону злектрохимического натирания за счет вращения анодов. В зоне контактов анодов и катодов происходит ло" кальное катодное осаждение покрытия на рабочие поверхности зубчатых ко- лес. При зацеплении шестерни и колеса натираемь)е покрытия в точке кон такта частично разрушаются, в то вермя как на остальной поверхности формируется антифрикционное покрытие
Причем пятно контакта непрерывно увеличивается за счет сближения сцепляющихся профилей„В результате приработки происходит формирование пятна контакта, а также формирование покрытия с заданными физико-химическими свойствами в зависимости от компонентов электролита натирания, Электрохимическое натирание покрытия из меди проводят в электролите, г/л: CuSOq 5Н О ЗОО", Н с)0 15 антраниловая кислота (3 02 при 25оС и
Ф катодной плотносши тока бО А/дм
Зубчатые аноды покрывают )нерстяной тканью толщиной 0„5 мм, которую крепят во впадинах зубчатого профиля.
Покрытие нанося- непрямозубые зубчатые колеса :. модулем и) = 2 мм, число зубьев 22, наружным диаметром 48 мм, шириной зубчатого венца 12 мм.
Точность формирования поверхности зацепления оценивают по размерам, положению и форме пятен контакта до и после натирания покрытия, Сопоставление результатов,, полученных по предлагаемому и известному способам, приведены в таблице, Как видно из таблицы, после электрохимического размерного натирания покрытий по предлагаемому способу размеры пятна контакта увеличиваются по сравнению с размерами пятна контакта зубчатых колес, обработанных в соответствии и известным способом. В последнем случае пятна контактов сме-, щены относительно центрального положения, в то время как в известном способе погрешности в расположении пятна контакта отсутствуют, и они имеют форму эллипса, Способ электрохимического нанесения покрытий натиранием на поверхность зацепления зубчатого колеса пу" тем вращения ex о в состоянии зацепления с зубчатым анодом, имеющим пористое покрытие в качестве носителя. электролита, о т л и ч а ю m и и с я тем, что, с целью повышения точности формирования поверхности зацепления, нанесение покрытия осуществляют одновременно на два сопряженно вращающихся зубчатых колеса с предварительнь)м подбором колес по пятну контакта.