Патент 15343

Прибор для установки и удержания заданного направления пути самолета

 

Г

Ц

jl с 1 %

° - jJee

Класс 62с, 25gq

42 с й- 15343

ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ

ОПИСАНИЕ прибора для установки и удержания заданного направления пути самолета.

К патенту Ю. Ф. Калинина и В. А. Русинова, заявленному 4 апреля 1928 года (заяв. свид. Мз 26141).

0 выдаче патента опублиповаио 31 маи 1930 года. Действие .патента распространиетса на 15 лет от 31 маа 1930 года.

Предлагаемое изобретение касается прибора для установки и удержания заданного направления пути самолета е применением зрительной трубы,,устанавливаемой вертикально на самолете, перед окуляром которой расположены три кольца, несущие по диаметрам визирные нити, при чем одна из них, путем поворота соответствующего кольца, направляется по оси самолета, а две другие — устанавливаются в зависимости от желаемого направления пути полета и уклонения от этого пути, вызываемого изменением ветра, при чем установка нитей автоматически передается от наблюдателя летчику.

На чертеже фиг. 1 изображает боковой вид трубы с частичным разрезом, фиг. 2 вид на прибор сверху, фиг. 3 — поперечный разрез передающего устройства трубы, фиг. 4 — передний вид автоматического передатчика, фиг. 1, 2 ; 3 поясняют принцип прибора, при чем через V обозначается техническая скорость самолета, через U — его путевая скорость и через lF— скорость ветра.

Прибор использует явление бега земли, противоположного путевой скорости самолета, и позволяет устанавливать и удерживать направление путевой скорости по желаемому курсу при любом изменении силы ветра, без производства добавочных вычислений. Схемы фиг. 1 — 3 поясняют принцип прибора, состоящий в том, что, если имеются три подвижные в горизонтальной плоскости визира (на схемах — прямоугольники), из которых визир 1 закрепляется по оси самолета, визир 2 может вращаться для установки под углом сноса и визир 3 назначается для фиксирования направления курсовой линии, то при любом ветре могут быть только два случая: 1) ветер такой величины и направления, что путевая скорость заключается иливнутри угла, образуемого осью самолета (визир 1) и желаемым курсом полета (визир 3), или же бег земли наблюдается вне этого угла, со стороны курса, при чем курсовая линия движением земли пересекается первой (схемы 1 и 2 ), и 2) ветер такой величины и направления, что земля движется хотя и вне угла случая 1-го, но уже со стороны оси самолета, пересекая ее первой (схема 3 ). Различить эти два случая в полете не представляет затруднений для наблюдателя, после чего действия по установке на курс и полету на нем (летчику сведения передаются автоматически) будут следующие — для обоих случаев:

1. Ось самолета устанавливается понаправлению полета;

2. Визир 2 направляется под углом сноса;

3. Летчик по показанию передатчика устанавливает ось самолета под таким же углом, но в обратном направлении;

4. При этом черта визира 2 у наблюдателя покажет направление полета, после чего визир 8 совмещается с чертой визира 2, что и даст возможность определить, какой из двух случаев имеет место, а визир 2 освободить для дальнейших действий.

Затем, в случае первом, при наличии некоторого угла между путевой скоростью и визиром 8, который в отличие от угла сноса назовем углом пути и который для осуществления полета по заданному курсу должен быть равным нулю (фиг. 1 и 2 ), визир 2 устанавливается под углом пути, что по передатчику у летчика увеличит или уменьшит первоначальный угол разворота самолета. Повторив операции, перечисленные выше, получим угол пути меньший и т.- д., в конце концов, угол пути будет равен нулю. Это покажет, что самолет летит по правильному курсу. В случае изменения ветра снова обнаружится угол пути, который уничтожится аналогично.

В случае втором наблюдатель действует визиром 2 только в пределах угла, образуемого визиром 3 и осью самолета, при чем, проделав вышеописанные для обоих случаев операции, он легко сведет схему 8 к схеме 2.

Указанное осуществляется следующим образом: в вертикальной зрительной трубе 1 (фиг. 1, 2 и 3), помещается кольцо 2 с зубцами и нитью 3, являющееся визиром 2 схем 1, 2, 3, и приводимое во вращательное движение червяком 4, укрепленным на приливе А. Ниже кольца 2 расположено кольцо о, показывающее посредством укрепленной в нем нити 7 направление оси самолета, а следовательно, и направление технической скорости (визир 1). В кольце 5 помещается шкала 6 с градусными делениями. Ниже кольца 6 помещается кольцо 8, фиксирующее направление курсовой линии посредством нити 9 (визир 8), при чем во вращательное движение кольцо 8 приводится червяком 10. Для передачи летчику от наблюдателя требуемой величины угла поворота оси самолета к приливу А (фиг. 1, 2, 3, 4) прикрепляется шестерня 11, связанная через червяк 4 с кольцом 2. На выступ шестерни 11 надевается стрелка 12, могущая скользить по контактам 13, укрепленным в эбонитовой планке 14, скрепленной с приливом А. Контакты 13 поочередно присоединяются к общим проводам 1б, 16, 17, при чем контакты, присоединенные к одному общему проводу, разделяются промежутком в два контакта, присоединенных соответственно к двум другим общим проводам. Общие провода 1э, 16, 17 идут в коробку передатчика 18 (фиг. 2, 3, 4),. в которой помещаются электромагниты 19, 20, И и эбонитовый круг 22, по окружности которого расположены железные пластинки,83, могущие притягиваться электромагнитами 19, 20, И. К кругу 22, в верхней его части, прикреплена указательная стрелка 24, а в нижней части прикреплено медное кольцо 2о, имеющее уступ 26 с выемками 27, в которые может входить укрепленный на пружинке выступ 28, служащий для задержания круга 22 от вращения при выключении тока. Кольцо 2б имеет также уступ 29, по окружности которого расположены изоляторы 80, в силу чего получается ряд контактов 81. При вращении круга 22контакты 31 скользят поочередно по включа> телю 32, от которого идет провод к одному из полюсов источника тока; от другого полюса источника тока провод идет к лампочке 88, от нее к пружинке 84, по которой скользит своей нижней; гладкой, за изоляторной поверхностью уступ 29. При вращении уступа 29 вправо или влево лампочка 88 сигнализирует о движении стрелки 24. При перемещении коммутатора 12 на контакт, сообщенный с проводом 15, ток проходит в катушку электромагнита 19, из нее идет к источнику тока, от которого, через выключатель по проводу Зо попадает в прилив А и через коммутатор 12 в контакт 18, соединенный с проводом 1б. Электромагнит19притягивает пластинку. 23 и стрелка 24 встает на нуль шкалы При перемещении коммутатора 12 влево он выключит электромагнит 19 и включит через контакт 18, соединяющийся с проводом 16, электромагнит 20. В силу того, что к полюсу электромагнита 20 находится ближе левая пластинка 28, то она и будет притянута, что заставит стрелку 24 сместиться тоже влево. После притяжения пластинки 28 электромагнитом 20, пластинка 28 установится точно против полюса последнего, а полюс электромагнита 19 окажется посредине пластинок 23. Что же касается электромагнита И, то к его полюсу ближайшей окажется опять левая пластинка 28 и, если коммутатор 12 перемещением влево соединится со следующим контактом 18, сообщающимся с проводом 17, то электромагнит 21 окажется включенным и круг 22 опять повернется влево. При дальнейшем передвижении влево коммутатора 12 опять включается электромагнит 19 и т. д., и круг 22 будет вращаться влево.

То же самое происходит, если желаем вращать круг 22 вправо с любой точки. Передвигая, например, коммутатор 12 с нуля на одно деление вправо, мы включаем контакт 18, соединенный с проводом 17, что заставит действовать электромагнит 21, а так как к его полюсу ближайшей является правая пластинка 28, то круг 22 и стрелка 24 повернутся вправо; затем включается электромагнит 20 через контакт 18, соединенный с проводом 16, что тоже сместит круг 22 и стрелку 24 вправо, и т. д.

Вращающий момент круга 22 можно увеличить, если в том встретится надобность, путем увеличения силы тока в цепи или увеличением числа электромагнитов, располагаемых по окружности круга 22.

Предмет патента.

l. Прибор для установки и удержания заданного направления пути самолета, использующий зрптельную трубу, характеризующийся применением установленных поворотно перед окуляром вертикальной зрительной трубы колец 2, б и 8 (фиг. 1 — 8), по диаметрам которых закреплены соответственно нити 8, 7 и 9, из коих, путем поворота соответствующих колец, нить 7 направляется наблюдателем по оси самолета, а две другие нити устанавливаются, в зависимости от желаемого направления пути полета и уклонения от этого пути, вызываемого изменением ветра, в каковом устройстве кольцо 2 связано червяком 4 с шестерней 11, имеющей стрелку 12, служащую коммутатором тока в установленном у летчика автоматическом передатчике показаний прибора.

2. При охарактеризованном в п. 1 приборе применение автоматического передатчика его показаний, состоящего из вращаемого в ту или другую сторону круга 22, путем притягивания помещенных на его окружности железных пластинок 28 электромагнитами 19, 20 и 21 (фиг. 4), каковой круг 22 несет закрепленную на нем стрелку 24; о движении которой летчик предваряется автоматическим включением сигнальной лампочки 88.

H патенту Ю, Ф. Калинина и В. А. Русинова Й-l5343

Тип. Ридрогр. Упр. Унравл. В.-М. Сил РККА. Ленинград, эдаине Гл. Адииралгейетва

9иг.4Фиг. 1