Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателя от аварийных режимов. Цель изобретения - упрощение и повышение надежности устройства. При асимметрии фазных напряжений между корпусом электродвигателя и нейтралью статорной обмотки электродвигателя появляется напряжение, величина которого контролируется по цепи диод 8, резистор 9, пороговый элемент 10, тиристор 14 и при определенной величине разбалансирует фазочувствительный детектор 3, в результате чего срабатывает исполнительное реле 4 и электродвигатель отключается. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) (Ш

SU (51)5 Н 02 Н 7/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

f10 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЬГГИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (2) ) 4338267 /24-07 (22) 07.12. 87 (46) 07,01,90. Бюл. Р 1 (71) Научно-производственное объединение "Прогресс" (72) В,В,Зейбот и В.П,Лазарь (53) 621.316.925(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Р 702453, кл. Н 02 Н 7/08, 1978.

Авторское свидетельство СССР

Р 1320860, кл, Н 02 Н 7/08, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЪ| ТРЕХФАЗНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АВАРИЙНЫХ

РЕЖИМОВ (57) Изобретение относится к электро2 технике и может быть использовано для зашиты электродвигателя от аварийных режимов. Цель изобретения— упрощение и повышение надежности устройства, При асимметрии фазных напряжений между корпусом электродвигателя и нейтралью статорной обмотки электродвигателя появляется напряжение, величина которого контролируется по цепи диод 8, резистор 9, динистор 10, тиристор 15 и при определенной величине разбалансирует фазочувствительный детектор 3, в результате чего срабатывает исполнительное реле 4 и электродвигатель отключается.

1 ил.

1534610,55

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для защиты электродвигателя от аварийных рЕжимов.

Цель изобретения — упрощение и повЫшение надежности устройства, На чертеже приведена принципиальн.1я схема устройства, Устройство для защиты трехфазного э ектродвигателя от аварийных режимов с держит два измерительных трансформ тора 1 и 2 тока с двумя. первичными о мотками с разным числом витков, и ичем первые обмотки включены в раз- 15 н именные фазные провода, вторые.— в третий фазный провод йитания электр двигателя, а к вторичным обмоткам т ансформаторов тока подключен фазоч вствительный детектор 3. Исполнительное реле 4 подключено к средним выводам вторичных обмоток измерительнЫх трансформаторов тока, Для контроля симметричных перегрузок предназначен блок 5 контроля перЕгрузок (БКП), а для контроля асиммЕтрии — блок 6 контроля асимметрии (КА), Контроль асимметрии напряжения пптающей сети осуществляется при по-мрщи напряжения нулевой последова- 30 тЕльности, которое измеряется между корпусом электродвигателя 7 и нейтралью статорной обмотки. Величина

Напряжения нулевой последовательности контролируется по цепи, состоящеи 35 . из диода 8, резистора 9 БКА,,которая присоединяется кдинистору 10 БКП 5.

BIGI 5 выполнен в виде бесконтактного реле времени с выдержкой времени, зависящей от величины перегрузки. 40

Диод ll этого блока с целью развязки сигнала, контролирующего асимметрию питающей сети, от сигнала, контролирующего перегрузку, включен между входным потенциометром 12 и первым резистором 13, второй резистор 14 соединяет катод динистора 10 с управляющим электродом выходного тиристора 15, Устройство работает следующим образом.

При нормальной работе электродвигателя величины ЭДС Е„ и Е вторичных обмоток равны, но сдвинуты по

V фазе на угол, близкий к 90, Фазочувствительный детектор 3 находится

B состоянии равновесия, сигнал на исполнительном реле 4 отсутствует, При обрыве одного из фазных проводов угол фазового сдвига между токами трехфазной сети изменяется и изменяетсе угол сдвига между ЭДС Е и Е< Нарушается и равенство величины этих величин. На входе исполнительного реле

4 появляется сигнал, реле срабатывает и его контакт отключает цепь управления электродвигателя, При перегрузке электродвигателя, не нарушающей фазовой симметрии, увеличиваются лишь значения ЭДС Е и Е, одна из которых, например Е„, контролируется БКП 5, БКП выполнен в виде бесконтактного реле времени с выдержкой времени, зависящей от величины перегрузки, При увеличении ЭДС Е„ сверх установленного уровня, который устанавливается потенциометром 12

БКП, через некоторое время открывается тиристор 15 BIGI и шунтирует балластный резистор фазочувствительного детектора 3. Равновесие фазочувствительного детектора 3 нарушается и в результате этого срабатывает исполнительное реле 4.

В местностях, где к одной. электросети подключены однофазные и трехфазные потребители, часто возникает значительная асимметрия фазных напряжений, вызывающая дополнительное нагревание обмотки электродвигателей, подключенных к такой сети.

В этих случаях между корпусом электродвигателя и нулевой точкой соединения статорной обмотки электродвигателя появляется напряжение, величина которого контролируется по цепи: диод 8, резистор 9, динистор 10, тиристор 15 и которое при определенной величине разбалансирует фазочувствительный детектор 3. В результате этого срабатывает исполнительное реле 4.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого устройства заключается в том, что значительно уменьшается количество элементов схемы, в результате чего повышается надежность и снижается материалоемкость и весогабаритные показатели.

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я

Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от аварийных режимов, содержащее два измерительных трансформатора тока с двумя первичСоставитель В,Орлов

Редактор И.Шулла Техред М.Дидык Корректор Л,Бескид

Заказ 50 Тираж 464 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101

5 153461 ными обмотками с разным числом витков, с выводами для включения первых обмоток в разноименные фазные прово-: да, а вторых соединенных последовательно-встречно для включения в тре5 тий фазный провод, к вторичным обмоткам измерительных трансформаторов тока подключен фазочувствительный детектор, к средним выводам тех же 10 обмоток подключена обмотка исполнительного реле, к крайним выводам первой вторичной обмотки подключен входной потенциометр блока контроля перегрузок, при этом выходйой тиристор блока контроля перегрузок подключен параллельно резистору фазочувствительного детектора, катодом соединен с клеммой для подключения к нейтрали статорной обмотки, анод диода 20 блока контроля асимметрии соединен с

0 6 клеммой для подключения к корПусу электродвигат,"ля, катод упомянутого диода соединен с первым выводом резистора блока контроля асимметрии, первый вывод первого резистора блока контроля перегрузок соединен с управляющим электродом выходного тиристора через последовательно соединенные анод-катод динистора и второй резистор упомянутого блока, диод блока контроля перегрузок, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, второй вывад резистора блока контроля асимметрии соединен с анодом динистора, диод блока контроля перегрузок анодом соединен со средним выводом потенциометра, а катодом — с вторым выводом первого резистора. блока контроля перегрузок.