Автоматическое устройство для заряда аккумуляторной батареи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение предназначено для обслуживания автомобилей, тракторов и относится к зарядным устройствам, используемым для заряда аккумуляторных батарей в автоматическом режиме по закону ампер-часов. Цель изобретения - повышение надежности работы устройства при защите от перегрузок в случае короткого замыкания и ошибочной полярности подключения аккумуляторной батареи. Автоматическое устройство для заряда аккумуляторной батареи содержит трансформатор 1, выпрямитель 2, сглаживающий конденсатор 3, пусковой конденсатор 4, транзистор 5 управления током заряда, основной управляемый транзистор 6, транзистор 7 защиты, резисторы 8 и 9, диод 10, резисторы 11 и 12 делителя напряжения, базовый резистор 13, стабилитрон 14 опорного напряжения, резистор 15, диод 16 и аккумуляторную батарею 17. Новым в устройстве является подсоединение базового резистора транзистора цепи управления зарядом аккумулятора к общей шине питания через переход коллектор-эмиттер ключевого транзистора защиты. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

С0ЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РесйуБлин

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

re ИЗОЬРЕТИНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (61) 1065959 (21) 4380351/24-07 (22) 04.01.88 (46) 07.01.90. Бюл. У 1 (71) Центральное опытное проектноконструкторское и технологическое бюро ГОСНИТИ по организации и технологии ремонта и технического обслуживания автомобилей (72) А.М.Зотов, В.А.Молев и В.А.Зотов (53) 621.355. 163(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11! 10659S9 кл. Н 02 Х 7/10, 1982. (54) АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ

ЗАРЯДА АккУмулЯтОРнОЙ БАтАРеи (57) Изобретение предназначено для обслуживания автомобилей, тракторов и относится к зарядным устройствам, используемым для заряда аккумулятор" ных батарей в автоматическом режиме по закону ампер-часов. Цель изобрете,SUÄÄ 153463 A 2 (51) 5 Н 02 д 7/10

2 ния — повышение надежности работы устройства при защите от перегрузок в случаев короткого замыкания и ошибочной полярности подключения аккумуляторной батареи. Автоматическое устройство для заряда аккумуляторной батареи содержит трансформатор 1, выпрямитель 2, сглаживающий конденсатор

3, пусковой конденсатор 4, транзистор

S управления током заряда, основной управляемый транзистор 6, транзистор

7 защиты, резисторы 8 и 9, диод 10, резисторы 1 1 .и 12 делителя напряжения, базовый резистор 13, стабилитрон 14 опорного напряжения, резистор 15, диод 16 и аккумуляторную батарею 17.

Новым в устройстве является подсоединение базового резистора транзистора цепи управления зарядом аккумулятора к общей шине питания через переход

Коллектор — эмиттер ключевого транзистора защиты. 1 ил.

1534633

Изобретение относится к области обслуживания автомобилей, тракторов, в частности к зарядным устройствам, предназначенным для заряда аккумуля торных батарей в автоматическом режиме,и является усовершенствованием устройства по авт. св. Р 1065959.

Цель изобретения — повышение надежности в работе устройства при защите от перегрузок в случае короткого замыкания и ошибочной полярности подключения аккумуляторной батареи, На чертеже показана принципиаль наяя схема устройства.

Устройство содержит трансформатор, l выпрямитель 2, сглаживающий кон, денсатор 3, пусковой конденсатор 4, транзистор 5 управления током заряда, основной управляемый транзистор 6, транзистор 7 защиты, резисторы 8 и

9, диод 10, резисторы 11 и 12 дели" теля напряжения, базовый резистор !3, стабилитрон 14 опорного напряжения, . резистор 15, диод 16 и аккумуляторную батарею 17.

Трансформатор 1 служит для понижения напряжения питающей сети до требуемой величины. Выпрямитель 2 предназначен для преобразования переменного напряжения.в постоянное, а конденсатор 3 - -для сглаживания пульсаций напряжения и тока. Основной управляемый транзистор 6 включен последовательно с выпрямителем 2 и аккумуляторной батареей 17. В цепь кол" лектора управляемого транзистора 6 включен ограничительный резистор 8.

Параллельно управляемому транзистору

6 и резистору 8 подключена последовательно соединенная цепочка, состоящая из диода 10 и резистора 9, пред" назначенная для компенсации тока саморазряда аккумуляторной батареи 17 при закрытом управляемом транзисторе 6.

Узел управления током заряда со" стоит из последовательно включенной цепи, содержащей транзистор 5, резистор 15, стабилитрон 14, транзистор

7 защиты, и цепи смещения — резистор

8, диод 16 и базовый резистор 13, подключенный к коллектору транзистора 7, Обе указанные цепи включены параллельно выпрямителю 2, а база тран" зистора 7 подключена к резисторам 11 и 12 (резистивному делителю), подсоединенным к выходу устройства. Для

В процессе заряда аккумуляторной батареи величина опорного напряжения, определяемая в основном стабнлитро— ном 14 остается постоянной. При

40 сильно разряженной батарее транзистор находится в насыщении, так как величина опорного напряжения больше напряжения аккумуляторной батареи..

Ток заряда в этом случае максималь45 ный и определяется ограничительным резистором S. Ио мере заряда аккумуляторной батареи смещение транзистора

6 уменьшается, сопротивление его растет, а ток заряда падает примерно по

50 экспоненциальному закону. При достижении ЭДС батареи, равной опорному напряжению, транзистор 6 закрывается, призакрывается и транзистор 5, при этом заряд аккумуляторной батареи через транзистор 6 прекращается, В этом случае компенсация разряд" ного тока, протекающего через реэистивный делитель 11, 12, и тока саморазряда батареи производится через

10 !

30 обеспечения пуска устройства в момент

его включения параллельно транзистору

5 включен конденсатор 4.

Устройство работает следующим образом.

Вторичное напряжение переменного тока с трансформатора 1 поступает на выпрямитель 2, Выпрямленное напряжение, сглаживаемое конденсатором 3, поступает на вход устройства. При подключении аккумуляторной батареи

17 к выходу устройства напряжение, снимаемое с делителя 11, 12 напряжения, открывает транзистор 7. Ток заряда аккумуляторной батареи 17 регулируется с помощью основного управляемого транзистора 6 и узла управления током заряда, состоящего из транзистора 5, стабилитрона 14, диода 16, резисторов 8, 15 и 13 и конденсатора

4 пуска. В момент включения устройст" ва в сеть переменного тока конденсатор 4, заряжаясь, открывает путь формированию опорного напряжения через резистор 15, стабилитрон 14 и откры" тый транзистор 7.

Опорное напряжение, снимаемое с резистора 15, поступает на базу уп" равляемого транзистора 6 и открывает его. Одновременно открывается транзистор 5 и, таким образом, опорное напряжение сохраняется и по окончании заряда конденсатора 4.

Составитель Г.Веденеев

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Черни

Редактор О.Юрковецкая

Заказ 51 Тираж 416 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при 1,КИТ СССР

113035, Москва, Ж-35 ° Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Ужгород, ул. Гагарина,101

5 15 последовательную цепочку, состоящую иэ резистора 9 и диода )О.

Если аккумуляторная батарея подключена неправильно или выход устройства соединен по какой-либо причине накоротко, то транзистор 7 защиты оказывается закрытым и включение устройства в момент его пуска не происходит, так как разрываются цепь базового смещения транзистора 5 и цепь формирования опорного напряжения. При правильно подключенной аккумуляторной батарее транзистор 7 защиты переходит в режим насыщения и в дальнейшем на работу устройства не влияет.

34633 6

Формула изобретения

Автоматическое устройство для заряда аккумуляторной батареи по авт.

5 св. У 1065959, о т л и ч а ю щ е е— с я тем, что, с целью повышения надежности в работе устройства при защите от перегрузок в случае короткого замыкания и ошибочной полярности подключения аккумуляторной батареи, базовый резистор транзистора цепи управления зарядом аккумулятора подключен к общей шине питания через пере" ход коллектор — эмиттер ключевого транзистора защиты,