Электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах насосов, вентиляторов. Цель изобретения - повышение надежности и уменьшение потерь энергии. Устройство содержит электродвигатель 1, якорная обмотка которого через пусковой резистор 12 подключена к источнику 4 питания. Обмотка 15 дифференциального реле 14 подключена параллельно пусковому резистору 12, обмотка 16 дифференциального реле 14 - параллельно цепи якоря электродвигателя 1. В данном устройстве электродвигатель имеет повышенное значение магнитного потока возбуждения, что несмотря на низкое напряжение питания сокращает время пуска и потери на пусковом резисторе 12. 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
А1 (19) (l1) (51)5 Н 02 Р 1/00
Р, ЕСВ13
pkTi"..iiil !
E.. t3 1
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABT0PCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
Г!О ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (2!) 4218757/24-07
l (22) 01.04.87 (46) 07.01.90. Бюл, Р 1 (71) Научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электрических машин постоянного тока Прокопьевского завода "Электромашина" (72) А.П,Инешин, В.А.Гордовой, В.А.Купер и Я.И.Волкомирский (53) 621.316.718 (088.8) (56) Справочник по автоматизированному электроприводуу Под ред.
В.А.Елисеева, А.В.!!1инянского. — М.:
Энергоатомиздат, с.217.
Техническое описание и инструкция но эксплуатации. Пускатели серии
ПП (ППР). — M.: Внешнеторгиэдат,изд.
В 1820 Н.НПК,с.2.
2 (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах насосов, вентиляторов.
Цель изобретения — повышение надежности и уменьшение потерь энергии.
Устройство содержит электродвигатель
1, якорная обмотка которого через пусковой резистор !2 подключена к источнику 4 питания, Обмотка 15 дифференциального реле 14 подключена параллельно пусковому резистору 12, обмотка 16 дифференциального реле
14 — параллельно цепи якоря электродвигателя 1 . В данном устройстве электродвигатель имеет повышен,ное значение магнитного потока возбуждения, что несмотря на низкое напряжение питания сокращает время пуска и потери на пусковом резисторе 12. 1 ил.
1534?08
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в механизмах насосов, вентиляторов .или ,в электромашинных преобразователях энергии.
Цель изобретения — повышение надежности и уменьшение потерь энергии.
На чертеже представлена схема устройства, Электропривод постоянного тока содержит электродвигатель 1 параллельного возбуждения, входные зажимы 2 и 3 для подключения источника 4 питания, к которым через кнопочную. станцию управления в составе кнопок и
1 Стоп" 5 и "Пуск" 6 подключены об,мотка 7 линейного контактора и последовательно соединенные замыкающий ,блок-контакт 8 и обмотка 9 контакта» ра ускорения, Через силовые контакты
10 и 11 линейного контактора к вход,ным зажимам 2 и 3 подключены цепь обмотки параллельного возбуждения, последовательно. соединенные пусковой резистор 12, шунтированный контактом 13 контактора ускорения, и цепь якоря, а также цель дифферен,циального двухобмоточного реле 14 управления пуском. Одна обмотка 15 реле подключена параллельно пусковому резистору 12, а другая 16 — па раллельно цепи якоря, составленной из последовательно .включенных сериес1 ной обмотки 17, обмотки якоря 18 и обмотки 19 дополнительных полюсов, электродвигателя 1, Замыкающий контакт 20 реле 14 подключен параллельно замыкающему блок контакту 8 коитактора ускорения.
Обмотка 21 реле напряжения через переменный резистор 22 подключена параллельно обмотке 7 линейного контактора, а через задерживающую ВСцепь 23 и первый диод 24 — параллельно обмотке 9 контактора ускорения, Обмотка параллельного возбуждения электродвигателя 1 выполнена в виде двух полуобмоток 25 и 26, соединенных между собой последовательно и согласно через второй диод 27, а одноименные выводы их {начала и концы) объе-. динены цепочками из последовательно включенных резисторов 28 и 29 и размыкающих контактов 30 и 31 реле напряжения, На чертеже показаны также ограничительные резисторы 32 и 33 и стабилитрон 34 в цепях обмоток реле 14, дополнительный контакт 35 кнопки
"Пуск" 6, замыкающий блок-контакт 36 линейного контактора, размыкающий
5 блок-контакт 37 контактора ускорения, чувствительный элемент 38 и контакт 39 теплового реле, замыкающий контакт 40 линейного контактора.
Устройство работает следующим об10
При нажатии замыкающей кнопки
"Пуск" 6 станции управления напряжение питающей сети с выходных зажимов
2 и 3 подается иа обмотку 7 линейного контактора, вызывая срабатывание линейного контактора и переход его в режим самопитания ввиду шунтирования кнопки "Пуск" 6 его замыкающимся контактом 40. Если напряжение источника питания низкое, t0 одновременная при этом подача напряжения на цепь обмотки 21 реле напряжения через переменный резистор 22 не приводит к срабатыванию этого реле.
25 Поэтому замыкание силовых контактов 10 и 11 линейного контактора приводит к последующему реостатному пуску электродвигателя 1 с повышенным .значением его магнитного потока возбуждения, обусловленным параллельным соединением полуобмоток 25 и 26 возбуждения, Благодаря повышенному значению магнитного потока возбуждения элект35 родвигатель при разгоне по реостатной характеристике имеет, несмотря на низкое напряжение литания,повышенную величину вращающего момента, вследствие чего существенно сокращается интервал времени этого переход-ного процесса, а следовательно. и потери на пусковом резисторе 12.
Одновременно, ввиду пониженной частоты вращения на этом
45 участке и повышенной величины вращающего момента двигателя,улучшается соотношение между величиной момента сопротивления при" водимого механизма и величиной вра50 .щающего момента двигателя, чем повышается надежность пуска, поскольку исключается аварийный режим "зависания", т.е. относительно длительное .включение пускового резистора и его повреждение в результате перегрева.
Контроль над упомянутым переходным процессом реостатного пуска двигателя осуществляется в Функции контроля тока якорной цепи двигателя с ством токоограничительного резистора
32 к выводам пускового резистора 12, При протекании начального броска пускового тока по цепи якоря 18 величина тока, протекающего по цепи удерживающей обмотки 15 реле, существенно превосходит величину тока, протекающего по рабочей. обмотке реле 19 ввиду шунтирования ее стабилитроном
34.
Поэтому реле 14 сначала остается в исходном отключенном состоянии и . лишь при снижении тока якорной .цепи дб установленной величины срабатывает и замыкает свой контакт 20 в цепи питания обмотки 9 контактора ускорения. Подача напряжения питания на обмотку 9 приводит к срабатыванию кон-. тактора ускорения, который переходит в режим самонитания, шуитируя своим замыкающим блок-контактом 8 выходной контакт 20 реле 14 управления пуском, а также выключает пусковой резис10
5 15347 помощью двухобмоточного дифференциального реле l4, цепь удерживающей обмотки !5 которого подключена посред08 6 риодический по форме выброс пускового тока в якорной цепи электродвигателя l u его плавный выход по упомянутой промежуточной переходной характеристике на естественную характеристику, где собственно и заканчивается переходный процесс запуска.
Более упрощенно происходит работа . электропривода при его работе с повы" шенньм значением напряжения питания.
Здесь имеет место обычный одноступенчатый реостатный пуск двигателя, не сопровождающийся при его протекании каким-либо регулированием магнитного потока возбуждения двигателя, При этом нажатием замыкающей кнопки
"Пуск" 6 станции управления напряжение повышенной величины подается на обмотку 7 линейного контактора и обмотку 21 реле напряжения через резистор 22, что приводит к их практически одновремениому срабатыванию, переходу этой цепи в режим самопитания и согласно-последовательному включению полуобмоток 25-26 возбуждения электродвигателя I. тор 12 в якорной цепи двигателя,шуитируя его своим силовым замыкающим контактом 13. При этом в цепи якоря возникает второй бросок пускового тока и двигатель переходит на промежуточную электромеханическую характеристику, по которой продолжает пере,ходный процесс разгона с исходным повышенным значением магнитного потока возбуждения. Цепь питания реле ,14 прн этом также отключается, а цепь обмотки, 21 реле напряжения начинает постепенно получать дополнительное питание через диод 24 с выхода задерживающей ВС-цепи 23.
Поэтому дальнейший процесс управления пуском двигателя по промежуточной характеристике происходит в функции контроля времени, с интервалом, определяемым параметрами задерживающей ВС-цеди 23 и обмотки 21 реле напряжения. Реле напряжения 21 срабатывает с выдержкой времени и размыкает свои контакты 30 и 31,обеспечивая переход к последовательной схеме соединения полуобмоток 23 и 26 возбуждения двигателя, связываемых диодом,27. При этом, в результате плавного уменьшения тока в цепи обмоток возбуждения двигателя и соответственно уменьшения магнитного потока . возбуждений имеет место еще один апе30
Формула изобретения
Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель параллельного возбуждения, входные зажимы для подключения источника питания, к которым через кнопочную станцию управления подключены обмотка линейного контактора и последовательно соединенные замыкающий блок-контакт и обмотка контактора ускорения, а через силовые контакты линейного контактора — цепь обмотки параллельного возбуждения, последовательно соединенные пусковой резистор,шунтированный контактом контактора ускорения, и цепь якоря, а также цепь диф- ференциального двухобмоточного реле управления пуском, одна из обмоток подключена параллельно пусковому резистору, а другая — параллельно цепи якоря, при этом замыкающий контакт подключен параллельно упомянутому блок-контакту контактора ускоре" ния, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и уменьшения потерь энергии, в него введены реле напряжения с двумя выходными размыкающими контактами,два диода, задерживающая BC-цепь, переменный резистор и два идентичных по па1534708
Составитель В.Поспелов
Техред М.Ходанич Корректор С.Шекмар
Редактор В,Бугренкова
Заказ 54 Тираж 449 Подписное
ВНПЙПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101 раметрам резистора, при этом обмотка реле напряжения подключена параллельно обмотке линейного контактора через переменный резистор, задерживающая
RG -цепь подключена входом к обмотке контактора ускорения и выходом связана посредством первого диода с обмоткой реле напряжения, обмотка параллельного возбуждения выполнена в виде двух полуобмоток, соединенных между собой последовательно и согласно че5 рез второй диод а одноименные выводы их объединены цепочками иэ последовательно включенных резисторов и размыкающих контактов реле напряжения,