Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения. Целью изобретения является повышение точности и достоверности оценки смазывающих свойств смазочных материалов при нестационарном режиме работы пары трения. Пару трения нагружают, смазывают исследуемым смазочным материалом и осуществляют трение при нестационарном режиме работы пары трения. Определяют изменение толщины смазочного слоя методом падения электрического напряжения на нем. Смазывающие свойства оценивают по величине и продолжительности уменьшения толщины смазочного слоя до его последующей стабилизации. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51)5 С 01 N 3!56
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н A ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4386458/25-28 (22) 29.02,88 (46) 15,01.90. Бюл. 11- 2 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) P.Ã.Мнацаканов, М.В.Райко
В.Б.Мельник, И.О.Гордейчук и Н.Ф, Дмитриченко (53) 620.178.16(088.8) (56) Методы анализа, исследований и ,испытаний нефтей и нефтепродуктов (нестандартные методики), ч. II, М.:
1ВНИИНП, 1984, с. 6 8-72, Метод определения смазывающих свойств на четырехшариковой машине.
ГОСТ 9490-75. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ СМАЗ11ВАЮЦИХ
СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПАPbI ТРЕНИЯ
Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих- свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения.
Цель изобретения — повышение точности и достоверности оценки смазывающих свойств смазочных материалов при нестационарном режиме работы пары трения путем определения изменения толщины смазочного слоя в контакте и времени до его стабилизации.
На фиг. 1 — 4 представлены зависимости падения напряжения на контакте пары трения, толщины смазочного слоя, коэффициента трения и линейного износа элементов пары трения соответственно от времени испытания пары тре„.80„„1536263 А1
2 (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения. Целью изобретения является повышение точности и достоверности оценки смазывающих свойств смазочных материалов при нестационарном режиме работы пары трения. Пару трения нагружают, смазывают исследуемым смазочным материалом и осуществляют трение при нестационарном режиме работы пары трения. Определяют изменение толщины смазочного слоя методом падения электрического напряжения на нем, Смазывающие свойства оценивают е по величине и продолжительности уменьшения толщины смазочного слоя до его последующей стабилизации. 4 ил, ния при смазывании исследуемыми смазочными материалами.
Способ осуществляют следующим об- ©1 разом. Ю
Пару трения нагружают заданной наг- ©1 рузкой, смазывают исследуемым смазоч- (ф ным материалом, осуществляют трение при нестационарном режиме работы (режим пуска-остановки, реверсивного трения, нагрева смазочного материала), определяют значение толщины смазочного слоя посредством измере- Й ния падения электрического напряжения на нем, регистрируют момент трения и температуру смазочного материала, при этом смазывающие свойства оценивают по величине и продолжитель1536263
Ности уменьшения толщины смазочного с лоя до его последующей стабилизации
Способ реалируется при различных факторах нестационарности: температурном (различные скорости нагрева и
Охлаждения смазочного материала), Скоростном (режим пуска — остановки) ц кинематическом (качательное движе-
-1ие), Пример. Испытания провоцили а машине трения СИТ-1 по схеме ро— ик — ролик. Элементы пары трения— олики изготавливали из стали 45, мели твердость НЕС = 32-36, шероховатость поверхности Ra = 0,3 мкм.
IIapy трения нагружали до контактного ь1апряжения Q„ =- 700 ИПа, испытания проводили в течение = 6 ч. Режим 20 испытаний заключался в следующем:
1 аэгон роликов до заданной скорости (3 м/с, немедленное торможенйе о полной остановки. Циклы разгон— т орможение следовали друг за другом 25 б ез перерыва, время разгона составляло 3 с, Для всех испытанных смазочных материалов {гипоидное масло, смазки
ВНИИНП-286И и ВНИИНП-254) проявлялся 30 эффект временного ухудшения смазочного действия: уменьшение толщины смазочного слоя с последующим ее ростом и стабилизацией (фиг. 2). Наихудшие смазочные свойства показала пластичная смазка ЗНИИНП-254, а лучшие— смазка ВНИИНП-286I,, для которой характерна наименьшая продолжительность уменьшения толщины смазочного слоя и его наибольшая величина при трении.
Формула изобретения
Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения, заключающийся в том, что пару трения нагружают, смазывают исследуемым смазочным материалом, осуществляют трение и контролируют трибологический параметр, по которому оценивают смазывающие свойства, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности, трение осуществляют при нестационарном режиме работы пары трения, в качестве трибологического параметра контролируют толщину смазочного слоя в контактЕ методом падения электрического напряжения на этом смазоч1 ном слое, а оценку смазывающих свойств осуществляют по величине и
r, продолжительности уменьшения толщины смазочного слоя до его последующей стабилизации, о
1536263
h, зим
/ 375
f. РЫ
Р, И
120 150 МР РЮ ЗЮ Р; мам.
ЩУГ 2
008
Р,И
ОМ
1И 7И 240 Юд 300 Г, мин риа3
1536263
60 1О 1И МР РИ ЯЫ t; мий.
P6/Г 4 Составитель Д, Пичугин
Техред N. Ходанич Корректор О.Ципле
Редактор И.Киштулинец
Заказ 103 Тираж 494 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям .нри ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101