Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения. Целью изобретения является повышение точности и достоверности оценки смазывающих свойств смазочных материалов при нестационарном режиме работы пары трения. Пару трения нагружают, смазывают исследуемым смазочным материалом и осуществляют трение при нестационарном режиме работы пары трения. Определяют изменение толщины смазочного слоя методом падения электрического напряжения на нем. Смазывающие свойства оценивают по величине и продолжительности уменьшения толщины смазочного слоя до его последующей стабилизации. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (51)5 С 01 N 3!56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4386458/25-28 (22) 29.02,88 (46) 15,01.90. Бюл. 11- 2 (71) Киевский институт инженеров гражданской авиации им. 60-летия СССР (72) P.Ã.Мнацаканов, М.В.Райко

В.Б.Мельник, И.О.Гордейчук и Н.Ф, Дмитриченко (53) 620.178.16(088.8) (56) Методы анализа, исследований и ,испытаний нефтей и нефтепродуктов (нестандартные методики), ч. II, М.:

1ВНИИНП, 1984, с. 6 8-72, Метод определения смазывающих свойств на четырехшариковой машине.

ГОСТ 9490-75. (54) СПОСОБ ОЦЕНКИ СМАЗ11ВАЮЦИХ

СВОЙСТВ СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПАPbI ТРЕНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих- свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения.

Цель изобретения — повышение точности и достоверности оценки смазывающих свойств смазочных материалов при нестационарном режиме работы пары трения путем определения изменения толщины смазочного слоя в контакте и времени до его стабилизации.

На фиг. 1 — 4 представлены зависимости падения напряжения на контакте пары трения, толщины смазочного слоя, коэффициента трения и линейного износа элементов пары трения соответственно от времени испытания пары тре„.80„„1536263 А1

2 (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам определения смазывающих свойств смазочных материалов, применяемых для различных пар трения. Целью изобретения является повышение точности и достоверности оценки смазывающих свойств смазочных материалов при нестационарном режиме работы пары трения. Пару трения нагружают, смазывают исследуемым смазочным материалом и осуществляют трение при нестационарном режиме работы пары трения. Определяют изменение толщины смазочного слоя методом падения электрического напряжения на нем, Смазывающие свойства оценивают е по величине и продолжительности уменьшения толщины смазочного слоя до его последующей стабилизации. 4 ил, ния при смазывании исследуемыми смазочными материалами.

Способ осуществляют следующим об- ©1 разом. Ю

Пару трения нагружают заданной наг- ©1 рузкой, смазывают исследуемым смазоч- (ф ным материалом, осуществляют трение при нестационарном режиме работы (режим пуска-остановки, реверсивного трения, нагрева смазочного материала), определяют значение толщины смазочного слоя посредством измере- Й ния падения электрического напряжения на нем, регистрируют момент трения и температуру смазочного материала, при этом смазывающие свойства оценивают по величине и продолжитель1536263

Ности уменьшения толщины смазочного с лоя до его последующей стабилизации

Способ реалируется при различных факторах нестационарности: температурном (различные скорости нагрева и

Охлаждения смазочного материала), Скоростном (режим пуска — остановки) ц кинематическом (качательное движе-

-1ие), Пример. Испытания провоцили а машине трения СИТ-1 по схеме ро— ик — ролик. Элементы пары трения— олики изготавливали из стали 45, мели твердость НЕС = 32-36, шероховатость поверхности Ra = 0,3 мкм.

IIapy трения нагружали до контактного ь1апряжения Q„ =- 700 ИПа, испытания проводили в течение = 6 ч. Режим 20 испытаний заключался в следующем:

1 аэгон роликов до заданной скорости (3 м/с, немедленное торможенйе о полной остановки. Циклы разгон— т орможение следовали друг за другом 25 б ез перерыва, время разгона составляло 3 с, Для всех испытанных смазочных материалов {гипоидное масло, смазки

ВНИИНП-286И и ВНИИНП-254) проявлялся 30 эффект временного ухудшения смазочного действия: уменьшение толщины смазочного слоя с последующим ее ростом и стабилизацией (фиг. 2). Наихудшие смазочные свойства показала пластичная смазка ЗНИИНП-254, а лучшие— смазка ВНИИНП-286I,, для которой характерна наименьшая продолжительность уменьшения толщины смазочного слоя и его наибольшая величина при трении.

Формула изобретения

Способ оценки смазывающих свойств смазочных материалов для пары трения, заключающийся в том, что пару трения нагружают, смазывают исследуемым смазочным материалом, осуществляют трение и контролируют трибологический параметр, по которому оценивают смазывающие свойства, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения точности и достоверности, трение осуществляют при нестационарном режиме работы пары трения, в качестве трибологического параметра контролируют толщину смазочного слоя в контактЕ методом падения электрического напряжения на этом смазоч1 ном слое, а оценку смазывающих свойств осуществляют по величине и

r, продолжительности уменьшения толщины смазочного слоя до его последующей стабилизации, о

1536263

h, зим

/ 375

f. РЫ

Р, И

120 150 МР РЮ ЗЮ Р; мам.

ЩУГ 2

008

Р,И

ОМ

1И 7И 240 Юд 300 Г, мин риа3

1536263

60 1О 1И МР РИ ЯЫ t; мий.

P6/Г 4 Составитель Д, Пичугин

Техред N. Ходанич Корректор О.Ципле

Редактор И.Киштулинец

Заказ 103 Тираж 494 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям .нри ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101