Способ контроля несимметрии ротора электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения - расширение области применения. При подаче питания на электродвигатель поворачивают ротор на менее, чем на один оборот, и измеряют реактивный момент. Далее выделяют максимальное и минимальное значения огибающей максимумов переменной составляющей моментной характеристики и по их разности судят о величине эксцентриситета воздушного зазора. Затем находят максимальное и минимальное значения моментной характеристики и по их разности судят об однородности стержней обмотки ротора электродвигателя. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (12) {51)5 С О (51) 4 31 /34
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
IlPH ГКНТ СССР
1 (2!) 4357476/24-07 (22) 04.01,88 (46) 15.01,90. Бюл, 1 - 2 (72) Н.П.Мелыунов, Д.H.Козлов, С.П.F..ðìèëoâ и А.И. Сажин (53) 621.313 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 221152; кл. H 02 К 15/00, 1966.
Авторское свидетельство СССР
Р 542304, кл. H 02 К 15/00, 1974.
Осин И.Л. и др. Синхронные микродвигатели с постоянными магнитами, M.: Энергия, 1976, с. 172173. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕ СИММЕТРИИ
РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для контроля качества изго товления и сборки асинхронных электродвигателей.
Цель изобретения — расширение области применения, На фиг ° 1 изображена Функциональная схема устройства, реализующего способ контроля асинхронных электродвигателей; на фиг.2 — зависимость момента электродвигателя в заторможенном режиме от угла поворота ротора относительно статора M(g); на фиг.3 — зависимость напряжения на двигателе I « „ от времени t.
Устройство (фиг.1} содержит испытуемый асинхронный электродвигатель 1, с помощью оправки установлен2 (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — расширение области применения. При подаче питания на .электродвигатель поворачивают ротор не менее, чем на один оборот, и измеряют реактивный момент. Далее выделяют максимальное и минимальное значения огибающей максимумов переменной составляющей моментной характеристики и по их разности судят о величине эксцентриситета воздушного зазора. Затем находят максимальное и минимальное значения моментной характеристики и по их разности судят об однородности стержней обмотки ротора элек3 HJ1 ° ный на измерителе 2 реактивного момента, источник 3 питания, который подает на электродвигатель 1 напряжение с требуемыми параметрами, двигатель 4, с помощью роликов 5 и 6 и пассика 7 способный создавать противодействующий момент электродвигателю 1. Выходи измерителя реактивного момента 2 и датчика 8 метки соединены с входами измерителя 9 моментных характеристик, который подключен к самописцу 10.
Способ реализуют следующим образом.
Испытуемый электродвигатель 1 устанавливают на измерителе 2 реактивного момента и подают питание, Затем с помощью пассика 7, охватываюгегo ротор электродвигателя 1, и дви1536329 гателя 4 поворачивают ротор более, чем на один оборот со скоростью
2-3 об/мин, и непрерывно измеряют с помощью измерителя 2 .реактивного момента и моментных характеристик 9 реактивный момент. Зависимость реактивного момента от угла поворота ротора регистрируют иа самописце 10, Одновременно на самописец подают сигнал от датчика 8 метки, Из полученной характеристики (фиг.2) выделяют максимальные А„,„кс и минимальное
А значения огибающей переменной миклсоставляющей моментной характеристики и по их разности судят о величине эксцентриснтета воздушного за зора, затем находят максимальное ! макс A и минимальное Ам„н значения высокочастотной составляющей момент1 ной характеристики и по их разности судят об однородности стержней об, мотки ротора электродвигателя 1.
Таким образом, анализируя соотношения максимальной и минимальной значений амплитуд момента, можно судить о качестве асинхронных электродвигателей.
В качестве примера конкретного исполнения приведены результаты контроля предлагаемым способом двух асинхронных электродвигателеи, Измерив максимальное и минимальное ! значения амплитуд моментов, получили
1, для первого электродвигателя: А
= 53 Гсм; Aìèí(= 47,3 Гсм; Аминс
13,1 Гсм и соответственно -для второго: Ам к = 50,7 Гсм; A м„„„:= 49 1 Гсм
У
По тарировочным графикам определя"
40 ют значения эксцентриситета воздушного зазора для первого электродвигателя
Р = 0,05 мм и для второго 3
0,008 мм. Наличие большой разности между (А д„— Ам„„ ) у первого электрод одвигателя показывает на уменьшение эффективного сечения одного из стержней обмотки ротора, т.е. на. неоднородность стержней, что свидетельствует о плохом качестве электродвигателя
Контрольная разборка и измерение параметров показала, что у первого электродвигателя имеется эксцентриситет воздушного зазора 0,06 мм и умейьшенне эффективного сечения одного стержня на 90Х, у второго элек" тродвигателя эксцентриситет не более 0 01 мм и практически отсутствует неоднородность стержней.
Испытания обоих электродвигателей по известному способу не позволили выявить существенные различия между ними и наличие в них дефектов. Испытания по другому известному способу показали наличие эксцентриси 1 тета у первого электродвигателя, но не позволили выявить неоднородность стержней обмотки ротора.
Таким образом, изобретение позволяет расширить область. применения на асинхронные двигатели с короткозамкнутой обмоткой на роторе и повысить точность контроля, используя информацию о вариации момента электродвигателя при медленном вращении ротора относительно статора для выявления отдельных составляющих дефекта.
Формула изобретения
Способ контроля несимметрин ротора электрической мав1ины, заключающийся в подключении обмотки статора к сети, проворачивании ротора с обмоткой относительно статора в пусковом режиме более, чем на один оборот, в измерении реактивного момента, по вариациям которого судят о несимметрии ротора электрической машины, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения, измеряют максимальное и минимальное значения низкочастотной огибающей зависимости реактивного момента от угла поворота ротора, по разности которых судят о величине эксцентрического воздушного зазора, а также измеряют максимальное и минимальное значения высокочастотной составляющей реактивного момента, по вариации разности кото- рых при повороте ротора судят о наличии неоднородности стержней обмотки ротора электродвигателя.
1536329
Составитель В.Никаноров
Редактор N.Êåëåìåø Техреду,Ходанич Корректор И.Иуска
Заказ 106 Тираж 550 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r ° Ужгород, ул.< Гагарина, 101