Способ контроля несимметрии ротора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения - расширение области применения. При подаче питания на электродвигатель поворачивают ротор на менее, чем на один оборот, и измеряют реактивный момент. Далее выделяют максимальное и минимальное значения огибающей максимумов переменной составляющей моментной характеристики и по их разности судят о величине эксцентриситета воздушного зазора. Затем находят максимальное и минимальное значения моментной характеристики и по их разности судят об однородности стержней обмотки ротора электродвигателя. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (12) {51)5 С О (51) 4 31 /34

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

IlPH ГКНТ СССР

1 (2!) 4357476/24-07 (22) 04.01,88 (46) 15.01,90. Бюл, 1 - 2 (72) Н.П.Мелыунов, Д.H.Козлов, С.П.F..ðìèëoâ и А.И. Сажин (53) 621.313 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 221152; кл. H 02 К 15/00, 1966.

Авторское свидетельство СССР

Р 542304, кл. H 02 К 15/00, 1974.

Осин И.Л. и др. Синхронные микродвигатели с постоянными магнитами, M.: Энергия, 1976, с. 172173. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ НЕ СИММЕТРИИ

РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано для контроля качества изго товления и сборки асинхронных электродвигателей.

Цель изобретения — расширение области применения, На фиг ° 1 изображена Функциональная схема устройства, реализующего способ контроля асинхронных электродвигателей; на фиг.2 — зависимость момента электродвигателя в заторможенном режиме от угла поворота ротора относительно статора M(g); на фиг.3 — зависимость напряжения на двигателе I « „ от времени t.

Устройство (фиг.1} содержит испытуемый асинхронный электродвигатель 1, с помощью оправки установлен2 (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — расширение области применения. При подаче питания на .электродвигатель поворачивают ротор не менее, чем на один оборот, и измеряют реактивный момент. Далее выделяют максимальное и минимальное значения огибающей максимумов переменной составляющей моментной характеристики и по их разности судят о величине эксцентриситета воздушного зазора. Затем находят максимальное и минимальное значения моментной характеристики и по их разности судят об однородности стержней обмотки ротора элек3 HJ1 ° ный на измерителе 2 реактивного момента, источник 3 питания, который подает на электродвигатель 1 напряжение с требуемыми параметрами, двигатель 4, с помощью роликов 5 и 6 и пассика 7 способный создавать противодействующий момент электродвигателю 1. Выходи измерителя реактивного момента 2 и датчика 8 метки соединены с входами измерителя 9 моментных характеристик, который подключен к самописцу 10.

Способ реализуют следующим образом.

Испытуемый электродвигатель 1 устанавливают на измерителе 2 реактивного момента и подают питание, Затем с помощью пассика 7, охватываюгегo ротор электродвигателя 1, и дви1536329 гателя 4 поворачивают ротор более, чем на один оборот со скоростью

2-3 об/мин, и непрерывно измеряют с помощью измерителя 2 .реактивного момента и моментных характеристик 9 реактивный момент. Зависимость реактивного момента от угла поворота ротора регистрируют иа самописце 10, Одновременно на самописец подают сигнал от датчика 8 метки, Из полученной характеристики (фиг.2) выделяют максимальные А„,„кс и минимальное

А значения огибающей переменной миклсоставляющей моментной характеристики и по их разности судят о величине эксцентриснтета воздушного за зора, затем находят максимальное ! макс A и минимальное Ам„н значения высокочастотной составляющей момент1 ной характеристики и по их разности судят об однородности стержней об, мотки ротора электродвигателя 1.

Таким образом, анализируя соотношения максимальной и минимальной значений амплитуд момента, можно судить о качестве асинхронных электродвигателей.

В качестве примера конкретного исполнения приведены результаты контроля предлагаемым способом двух асинхронных электродвигателеи, Измерив максимальное и минимальное ! значения амплитуд моментов, получили

1, для первого электродвигателя: А

= 53 Гсм; Aìèí(= 47,3 Гсм; Аминс

13,1 Гсм и соответственно -для второго: Ам к = 50,7 Гсм; A м„„„:= 49 1 Гсм

У

По тарировочным графикам определя"

40 ют значения эксцентриситета воздушного зазора для первого электродвигателя

Р = 0,05 мм и для второго 3

0,008 мм. Наличие большой разности между (А д„— Ам„„ ) у первого электрод одвигателя показывает на уменьшение эффективного сечения одного из стержней обмотки ротора, т.е. на. неоднородность стержней, что свидетельствует о плохом качестве электродвигателя

Контрольная разборка и измерение параметров показала, что у первого электродвигателя имеется эксцентриситет воздушного зазора 0,06 мм и умейьшенне эффективного сечения одного стержня на 90Х, у второго элек" тродвигателя эксцентриситет не более 0 01 мм и практически отсутствует неоднородность стержней.

Испытания обоих электродвигателей по известному способу не позволили выявить существенные различия между ними и наличие в них дефектов. Испытания по другому известному способу показали наличие эксцентриси 1 тета у первого электродвигателя, но не позволили выявить неоднородность стержней обмотки ротора.

Таким образом, изобретение позволяет расширить область. применения на асинхронные двигатели с короткозамкнутой обмоткой на роторе и повысить точность контроля, используя информацию о вариации момента электродвигателя при медленном вращении ротора относительно статора для выявления отдельных составляющих дефекта.

Формула изобретения

Способ контроля несимметрин ротора электрической мав1ины, заключающийся в подключении обмотки статора к сети, проворачивании ротора с обмоткой относительно статора в пусковом режиме более, чем на один оборот, в измерении реактивного момента, по вариациям которого судят о несимметрии ротора электрической машины, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения, измеряют максимальное и минимальное значения низкочастотной огибающей зависимости реактивного момента от угла поворота ротора, по разности которых судят о величине эксцентрического воздушного зазора, а также измеряют максимальное и минимальное значения высокочастотной составляющей реактивного момента, по вариации разности кото- рых при повороте ротора судят о наличии неоднородности стержней обмотки ротора электродвигателя.

1536329

Составитель В.Никаноров

Редактор N.Êåëåìåø Техреду,Ходанич Корректор И.Иуска

Заказ 106 Тираж 550 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r ° Ужгород, ул.< Гагарина, 101