Оправка для пакета ротора электродвигателей

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано в формах для заливки короткозамкнутых роторов электродвигателей токопроводным материалом. Цель изобретения - повысить качество заливки и увеличить срок службы оправки. Оправка содержит стержень 1, нижнюю заглушку 2, верхнюю заглушку 3 и компенсатор 4 тепловых напряжений с конусной боковой поверхностью. На оправке собран и спрессован пакет ротора 5 электродвигателя. Пакет ротора 5 устанавливают в литейную форму 6, состыкованную в свою очередь с хвостовиком металлопровода 7, по которому заполняется жидким металлом форма 6 и роторные стержни 8 пакета ротора. Из-за разных коэффициентов линейного расширения материала оправки и заливаемого металла в отливке могут возникать тепловые напряжения, которые устраняются компенсатором 4. Последний выполнен из материала с меньшим коэффициентом линейного расширения, чем заглушка 2. По мере нагрева заглушки 2 компенсатор опускается в пазу 9 заглушки, обеспечивая некоторую свободу для увеличения высоты расширяющегося пакета ротора 5 и снижая тепловые напряжения на стержень 1 и заглушки 2 и 3. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1537368 А1 (51)5 В 22 D 18/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4360!13/23-02 (22) 13.11.87 (46) 23.01.90. Бюл. № 3 (72) А. В. Вашурин, А. В. Мажорин

А. Ф. Столбов и В. Е. Скородько (53) 621.74.043 (088.8) (56) Виноградов Н. В. Производство электрических машин.— M. Энергия, 1970, с. 217 — 221, рис. 14-2, 14-3, 14-5.

Авторское свидетельство СССР № 325093, кл. В 22 D 18/00, 1970. (54) ОПРАВКА ДЛЯ ПАКЕТА РОТОРА

ЭЛ ЕКТРОДВ И ГАТЕЛ ЕЙ (57) Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано в формах для заливки короткозамкнутых роторов электродвигателей токопроводным материалом. Цель изобретения — повысить качество заливки ротора и увеличить срок службы оправки. Оправка содержит стержень 1, нижнюю заглушку 2, верхнюю

2 заглушку 3 и компенсатор 4 тепловых напряжений с конусной боковой поверхностью. На оправке собран и спрессован пакет ротора 5 электродвигателя. Пакет ротора 5 устанавливают в литейную форму 6, состыкованную в свою очередь с хвостовиком металлопровода 7, по которому заполняется жидким металлом форма 6 и роторные стержни 8 пакета ротора. Из-за разных коэффициентов линейного расширения материала оправки и заливаемого металла в отливке могут возникать тепловые напряжения, которые устраняются компенсатором 4. Последний выполнен из материала с меньшим коэффициентом линейного расширения, чем заглушка 2. По мере нагрева заглушки 2 компенсатор опускается в пазу 9 заглушки, обеспечивая некоторую Я свободу для увеличения высоты расширяюшегося пакета ротора 5 и снижая тепловые напряжения на стержень и заглушки 2 и 3. 1 з.п. ф-лы, 2 ил, С:

1537368

Изобретение относится к литейному производству и может быть использовано в формах для заливки короткозамкнутых роторов электродвигателей токопроводным м атери алом.

Г

Цель изобретения — повышение качества заливки ротора и увеличение срока службы оправки.

На фиг. 1 изображена предлагаемая оправка для армированных отливок в сборе с л1ггейной формой; на фиг. 2 — узел 1 на 10 фиг. i.

Оправка содержит стержень 1, нижнюю

2 и верхнюю 3 заглушки и введенный компенсатор 4 тепловых напряжений, 1-!а оправке собран и опрессован пакет

15 ротора 5 электродвигателя, который затем устанавливают в литейную форму 6, состыкованную в свою очередь с хвостовиком металлопровода 7, flo которому заполняется жидким металлом форма 6 и роторные стержни 8 пакета ротора 5. 20

Оправка работает следующим образом.

В кольцевой паз 9 нижней заглушки 2 устанавливают компенсатор 4, выполненный в ви.<е кольца с конусной боковой поверхностью.

Верхний торец компен< атора несколько

25 выступает над торцом заглушки, на котором выполнена канавка под компенсатор, а нижний торец компенсатора не касается дна

ll;lза 9, т.е. компенсатор покоится на конусной боковой поверхности паза заглушки 2. 30

Затем собирают пакет ротора 5 вместе с заглушками 2 и 3 юсредством резьбового стержня и устанавливают в литейную форму 6, которая стыкуется с хвостовиком металлопровода 7.

После этого заполняют форму жидким З5 металлом. Листы пакета ротора 5 при этом нагреваются сильнее, че;, .тержень 1, и они, расширяясь, создают довольно большие уси- лия, которые стремятся удлинить стержень ! или деформировать заглушки 2 и 3. Для и родит вранге!! и я ука занных отрицательных мочеll "ов введен компенсатор 4 тепловых напрял;,-ний. Принцип его действия следующий. Заглушка 2, нагреваясь от заливаемого жидко; о металла, расширяется. При этом конусная боковая поверхность паза

9, II3 которой 110КоНТсН компенсатор 4, увеличивается в диаметре, но компенсатор по наружному диаметру увеличивается в меньшей степени, так как он вьпголнен из материаIH с меньшим коэффициентом линейного расширения, «cì заглушка 2, например из 50 керамики. Компенсатор 4 по мере нагрева заглушки 2 жидким металлом начинает опускаться, тем самым обеспечивая некоторую свободу для увеличения высоты расширяющегося пакета ротора 5:l снижая тепло55

4 вые напряжения на стержень 1 и заглушки

2 и 3.

После заливки ротора 5 металла, остывая, дает усадку. Она гораздо больше, чем усадка пакета ротора, и при их остывании из-за разницы величин усадок возможны трещины и разрывы роторных стержней 8. Введенный.компенсатор 4 позволяет не допустить указанные дефекты.

Во время остывания формы компенсатор работает следующим образом.

Залитый в форму 6 металл, охлаждаясь, охлаждает и заглушку 2, которая начинает принимать свои первоначальные размеры и как бы выталкивать компенсатор 4 из паза 9 заглушки 2, тем самым сильнее сжимая пакет ротора 5 и уменьшая этим действие усадки остываемого металла на роторные стержни 8, предохраняя их от трещин и разрывов.

Параметры компенсатора тепловых напряжений: его размеры, размеры паза под него, конусность его наружной боковой поверхности, материал и так далее выбираются исходя из вида заливаемого металла, высоты пакета ротора 5, материала заглушки, в которой выполнен паз под компенсатор, размеров се«ения роторных стержней температуры предварительного нагрева оправки и других факторов.

Введение компенсатора тепловых напряжений на оправке для армированных отливок позволяет повысить качество заливки роторов электродвигателей за счет устранения разрывов и трещин роторных стержней при остывании залитого металлом ротора, увеличить срок службы оправки вследствие ликвидации деформации элементов оправки от температурных напряжений.

Формула изобретения !. Оправка для пакета ротора электродвигателей, содержащая стержень и верхнюю и нижнюю заглушки, отличающаяся тем, что, с целью повышения качества заливки ротора и увеличения срока службы оправки, она снабжена компенсатором тепловых напряжений, выполненным в виде кольца с конусной боковой поверхностью, установленным в пазу одной из заглушек, причем один торец кольца расположен выше торца заглушки, а между другим торцом кольца и дном паза заглушки выполнен зазор.

2. Оправка по и. 1, отличающаяся тем, что компенсатор тепловых напряжений выполнен из материала с коэффициентом линейного расширения, меньшим коэффициента линейного расширения материала заглушки.

1537368

Составитель Л. Кузнецова

Редактор И. Горная Техред И. Верес Корректор Л. Патай

Заказ 29 Тираж 619 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101