Устройство системы охлаждения гидромеханической передачи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам охлаждения гидромеханических передач транспортных средств, преимущественно автомобилей и автобусов. Цель изобретения - повышение надежности системы охлаждения путем исключения разрушения маслоохладителя гидротрансформатора от перегрева. Устройство содержит гидротрансформатор 1, маслоохладитель 2 гидротрансформатора, коробку передач 6, маслоохладитель 9 коробки передач, насос подпитки 4, главный насос 11, распределительный клапан 5 с термоэлементом 18. В режиме длительной перегрузки гидротрансформатора 1 вход 16 и выход 17 его маслоохладителя 2 подсоединены через распределительный клапан 5, соответственно, к выходу 10 маслоохладителя 9 коробки передач 6 и всасывающему каналу главного насоса 11, напорная гидролиния 12 подсоединена линией управления 13 через термоэлемент 18 к полости управления 19 распределительного клапана 5, подпружиненный золотник 21 которого своим упором через подпружиненный шток замыкает контакты 24 включения сигнального устройства 22. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4380774/27-11 (22) 22.02.88 (46) 23.01.90. Бюл. № 3 (71) Минский автомобильный завод (72) Е. В. Нишчик и Н. М. Нишчик (53) 621.226.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 973990, кл. F 16 Н 41/30, 1982.

ÄÄSUÄÄ 1537574 А1 (51)5 В 60 К 17 1О F 16 H 41 30

2 (54) УСТРОИСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОИ ПЕРЕДАЧИ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам охлаждения гидромеханических передач транспортных средств, преимущественно ав1537574

10 томобилей и автобусов. Цель изобретения— повышение надежности системы охлаждения путем исключения разрушения маслоохладителя гидротрансформатора от перегрева. Устройство содержит гидротрансформатор 1, маслоохладитель 2 гидротрансформатора, коробку передач

6, маслоохладитель 9 коробки передач, насос подпитки 4, главный насос 11, распределительный клапан 5 с термоэлемфнтом 18. В режиме длительной перегрузки гндротрансформатора 1 вход 16 и выход 17

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к системам охлаждения гидромеханических передач транспОртных средств, преимущественно автомобилей и автобусов.

Цель изобретения — повышение надеж.нрсти системы охлаждения путем исключвния разрушения маслоохладителя гидротрансформатора от перегрева.

На чертеже представлена гидравлическая схема системы охлаждения гидромеханической передачи.

Устройство системы охлаждения гидромеханической передачи содержит циркуляционный контур гидротрансформатора 1 с нажимным гидроцилиндром блокировочного фрикциона, включающий маслоохладитель 2, предохранительный клапан 3, насос 4 подпитки и распределительный клапан 5, и циркуляционный контур коробки 6 передач, в!включающий сливную гидролинию 7, соединйющую механизм 8 регулирования и маслрохладитель 9 коробки передач, выходная гидролиния 10 которого подключена к всасывающей гидролинии главного насоса 11, и напорную гидролинию 12, подключенную к кОробке передач, к линии 13 управления, через клапан 14 подпитки — к циркуляционному контуру гидротрансформатора 1 и через механизм 15 включения блокировОчного фрикциона — с гидроцилиндром последнего, причем на режиме перегрузки гидротрансформатора вход 16 и выход 17 его маслоохладителя 2 подсоединены через распределительный клапан 5 соответственно к выходной гидролинии 10 маслоохладителя 9 коробки передач и всасывающей г дролинии 1 главного насоса, напорная гвдролиния 12 подсоединена линией 13 управления через термоэлемент 18 к полости 19 управления распределительного клапана 5, расположенной между торцам термоэлемента 18 и подпружиненного пружиной 20 золотника 21. Имеется также сигнальное устройство 22 (например, световое), включающее подпружиненный шток 23, встроенный в корпусе распределительного

55 его маслоохладителя 2 подсоединены через распределительный клапан 5 соответственно к выходу 10 маслоохладителя 9 коробки передач 6 и всасывающему каналу главного насоса 11, напорная гидролиния 12 подсоединена линией управления 13 через термрэлемент 18 к полости управления 19 распределительного клапана 5, подпружиненный золотник 21 которого своим упором через подпружиненный шток замыкает контакты 24 включения сигнального устройства 22. 1 з. п. ф-лы, 1 ил. клапана 5, нормально разомкнутые контакты 24 включения и гидролинию 25 для подвода рабочей жидкости к термоэлементу 18.

Устройство системы охлаждения гидромеха нической переда чи работает следующим образом.

При работе гидротрансформатора 1 на режиме трансформации момента без перегрузки или на заблокированном гидротрансформаторе температура масла на его выходе и, следовательно, на входе 16 маслоохладителя 2 и в гидролинии 25 для подвода рабочей жидкости к термоэлементу 18 распределительного клапана 5 не превышает заданной величины, золотник 21 удерживается пружиной 20 в левом крайнем (по чертежу) положении. Насос 4 подпитки прокачивает рабочую жидкость через гидротрансформатор 1 и маслоохладитель 2, обеспечивая, таким образом., охлаждение рабочей жидкости циркуляционного контура гидротрансформатора 1. От механизма 8 регулирования по сливной гидролинии 7 рабочая жидкость поступает в маслоохладитель 9 и затем по выходной гидролинии 10 во всасывающую гидролинию главного насоса 11, который подает жидкость в напорную гидролинию 12 на управление и смазку коробки 6 передач и подпитку через клапан 14 циркуляционного контура гидротрансформатора 1.

При работе гидротрансформатора 1 на режиме длительной перегрузки температура рабочей жидкости на выходе из гидротрансформатора возрастает,термоэлемент 18 расширяется и перемещает золотник 21 вправо, перекрывая частично проход жидкости из гидротрансформатора 1 в маслоохладитель 2 и увеличивая, таким образом. поток жидкости в контуре гидротрансформатора, идущий мимо маслоохладителя 2, что способствует быстрому возрастанию температуры рабочей жидкости и дальнейшему перемещению термоэлемента 18 в положение, когда открывается проход жидкости из напорной гидролинии 12 по линии 13 управления в полость 19 управ1537574 формула изобретения

55 ления распределительного клапана 5 При этом золотник 21 перемещается давлением жидкости в полости 19 управления в правое (по чертежу) крайнее положение, сжимая пружину 20, и подключает вход 16 и выход 17 маслоохладителя 2 соответственно выходной гидролинии 10 маслоохладигеля 9 коробки передач и всасывающему каналу главного насоса 11. Одновременно золотник 21 своим упором перемещает шток 23 и замыкает контакты 24 включения сигнального устройства 22, приводя его в действие и предупреждая водителя о принятии мер для снижения нагрузки гидротрансформатора.

При перегрузке гидротрансформатора давление жидкости на его выходе возрастает выше заданного и часть горячей жид- кости через предохранительный клапан 3 сливается в картер и затем в поддон гидромеханической передачи. Пополнение утечек жидкости, в том числе и слива через предохранительный клапан 3, в циркуляционном контуре гидротрансформатора осуществляется на этом режиме интенсивной системой подпитки через клапан 14, обеспечивая заполнение гидротрансформатора и его охлаждения за счет подачи охлажденной рабочей жидкости из контура коробки передач, в который на этом режиме подключены оба маслоохладителя 2 и 9. При этом количество тепла, поступающее с горячей жидкостью из циркуляционного контура гидротрансформатора в контур коробки передач, не превышает наибольшего количества тепла, способного отвести маслоохладителем гидротрансформатора в своем кон туре при максимальной тепловой загрузке до его разрушения от перегрева. Обеспечивается это эффективной системой подпитки, которая регулирует количество нагретой в гидротрансформаторе и сливаемой из этого контура (за счет утечек, слива через предохранительный клапан) и поступающей в контур через клапан 14 подпитки охлажденной жидкости и исключает возможность разрушения от перегрева включенных в циркуляционный контур коробки передач маслоохладителей 2 и 9.

И нтенси вный обмен рабочей жидкости в контуре гидротрансформатора через систему подпитки снижает скорость повышения температуры рабочей жидкости и дает возможность водителя принять меры по сни жению нагрузки гидротрансформатора, а отключение маслоохладителя 2 из циркуляционного контура гидротрансформатора и подключение его в циркуляционный контур коробки передач исключает его разрушение от перегрева, другие же элементы контура гидротрансформатора сохраняют свою работоспособность более длительное время при тепловых перегрузках.

1. Устройство системы охлаждения гидромеханической передачи, содержащее цирку ляционный контур гидротрансформатора, включающий маслоохладитель, предохранительный клапан, связанный с выходом гидротрансформатора, гидроцилиндр блокировочного фрикциона гидротрансформатора, насос подпитки, связанный с входом гидротрансформатора, распределительный клапан с подпружиненным золотником и полостью управления, и циркуляционный контур коробки передач, включающий сливную гидролинию, соединяющую механизм регулирования и маслоохладитель коробки передач, выходная гидролиния которого связана с всасываю щей гидролинией главного насоса, и напорную гидролинию, соединенную с нагнетательной гидролинией главного насоса, с коробкой передач, с линией управления, через клапан подпитки с циркуляционным контуром гидротрансформатора и через механизм включения блокировочного фрикциона с гидроцилиндром последнего, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности системы охлаждения путем исключения разрушения маслоохладителя гидротрансформатора от перегрева, распределительный клапан снабжен термоэлементом, размещенным в его полости управления с возможностью взаимодействия с подпружиненным золотником и выполненным двенадцатилинейным, при этом его первая линия соединена с выходом гидротрансформатора, вторая — с линией управления, третья и четвертая соответственно — с выходом и входом маслоохладителя гидротрансформатора, пятая и шестая соответственно — с выходами маслоохладителей коробки передач и гидротрансформатора, седьмая — с всасывающей линией главного насоса, восьмая — с выходом гидротрансформатора, девятая — с всасывающей линией насоса подпитки, десятая — с полостью управления распределительного клапана, одиннадцатая линия

-соединена с девятой линией, двенадцатая— со сливом, при этом распределительный клапан выполнен с возможностью соединения при температуре охлаждающей жидкости ниже максимально допустимой первой линии с четвертой, третьей — с девятой, пятой — с седьмой, десятой — с двенадцатой, о достижении максимальной допустимой температуры охлаждающей жидкости — восьмой с девятой и при температуре охлаждающей жидкости гидротрансформатора выше максимально допустимой — второй линии с десятой, четвертой — с пятой, третьей — с шестой, шестой — с седьмой.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено сигнальным уст1537574

Составитель А. Барыков

Редактор В. Данко Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Заказ 140/89 Тираж 419 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 ройством, содержащим нормально разомкнутые контакты цепи питания, размещенные в корпусе распределительного клапана с возможностью их замыкания золотником при достижении максимально допустимой температуры охлаждающей жидкости.