Способ переработки нефти
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается нефтепереработки, в частности способа переработки нефти для производства бензина, дизельного топлива и керосина. Исходную нефть перегоняют в атмосферной колонне с получением с ее верха бензина, с низа мазута, и с боковых погонов - керосиновой, дизельной и газойлевых фракций, которые поступают в отпарные колонны. С низа последних отводят целевые продукты, а с верха - пары, которые конденсируют с получением соответствующих конденсаторов KI-III. Мазут затем перегоняют в вакуумной колонне с получением верхнего погона, который совместно с газойлевой фракцией направляют дополнительно в отпарную колонну. Полученные при этом пары конденсируют и конденсат повторной отгонки /К-IY/ и соответствующий конденсат К-III смешивают с целевым продуктом. Для повышения выхода дизельного топлива зимнего и бензина смешивают конденсаты К-II, К-III и К-IY с керосиновой и дизельными фракциями, а конденсат К-I с бензином. Эти условия увеличивают отбор светлых продуктов в расчете на исходную нефть, мас%: на 0,1 - 0,4 бензина, 0,2 керосина, 2,4 дизельного топлива [зимнего] и 0,3 [летнего]. 1 з.п. ф-лы, 1 ил, 2 табл.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ()9) (И) (51) 5 С 10 С 06
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 4294227/23-04 (22) 06.08.87 (46) 23.01.90. Бюл. И 3 (7l) Ангарское производственное обьединение "Ангарскнефтеоргсинтез" им. 60-летия СССР (72) Г.Г.Мощенко, В.А.Вечкуткин, В.П.Журавлев, H.È.Володин, Е.А.Ермаков и О.К.Одинцов (53) 665.63 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
1234416, кл. C 10 С 7/00, 1986.
Александров И.А. Перегонка и ректификация в нефтепереработке. - М.:
Химия, 1981, с. 147-148. (54) СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ (57) Изобретение касается нефтепереработки, в частности способа переработки нефти для производства бензина, дизельного топлива и керосина. Исходную нефть перегоняют в атмосферной колонне с получением с ее верха бензина, с низа мазута, и с боковых погонов керосиновой, дизельной и газойИзооретение относится к способу переработки нефти путем перегонки в атмосферной и вакуумной колоннах и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Целью изобретения является повышение выхода светлых фракций.
На чертеже представлена функциональная схема проведения =пособа.
Поток нефти (отбензиненной) по линии 1 при 355-375 С направляют в атмосферную колонну 2, из которой сверху по линии 3 при 135-145 С и давлении 0,16-0,19 МПа выводят пары бензи2 левых фракций, которые поступают в отпарные колонны, С низа последних отводят целевые продукты, а с верхапары, которые конденсируют с получением соответствующих конденсатов
KI-III. Мазут затем перегоняют в вакуумной колонне с получением верхнего погона, который совместно с гаэойлевой фракцией направляют дополнительно в отпарную колонну. Полученные при зтом пары конденсируют и конденсат повторной отгонки (К-IV) и соответствующий конденсат К-III смешивают с целевым продуктом. Для повышения выхода дизельного топлива зимнего и бензина смешивают конденсаты, K-II
К-III и К-IV c керосиновой и дизельными фракциями, а конденсат К-I c бензином. Эти условия увеличивают отбор светлых продуктов в расчете на исходную нефть, мас.3: на 0,1-0,4 бензина, 0,2 керосина, 2,4 дизельного топлива зимнего и 0,3 летнего.
1 з.п,ф-лы, 1 ил, 2 табл. новой фракции (фракция имеет Н.К.
35-45 С, K.Ê. 150-175 С), пары конденсируют в нескольких секциях конденсатора-холодильника 4 с получением целевой фракции бензина,от водимой по линии 5. Сбоку отводят боковые погоны фракций по линии 6 - керосиновой, по линии 7 - дизельной, по линии
8-газойлевой соответственно с температурами 190-200 ., 245-255 и 325335 С и направляют в отпарные колонны
9, 10.и 11, С низа отпарных колонн получают целевые светлые фракции соответственно по линии 12 — керосиновую
1537687 (Н.К. 130-145О С, К.K. 230" 245о C) 13 дизельную (Н.К. 180-215 C, K.K.
300-340 С) и 14 - газойлевую (H.K.
220-240 С, выкипающую до 360 С " 7585 мас.4)- Иазут иэ низа колонны по линии 15 направляют на перегонку через печь 16 в вакуумную колонну 17.
Пары из всех отпарных колонн направляют на конденсацию. Конденсацией 10 паров снижают давление в отпарных колоннах ниже давления перегонки от
0,16-0,19 до О, 1-0,14 ИПа, в результате происходит отгон паров от боковых погонов. Пары по линии 18 из от- 15 парной колонны 9 керосиновой фракции (Н„К, 120-130 С, К.К. 160-170 С) направляют на конденсацию в секцию 19.
8 секцию 19 конденсат по линии 20 направляют на смешение с целевой 20 фракцией бензина с получением товарного бензина, отводимого по линии 21, Иэ- отпарной колонны дизельной фракции 10 по линии 22 паоы (Н.К, 180190 С, К.К. 220-230 С) смешивают с 25 парами, отводящими по линии 23 (Н.К. 210-220 С, К,К, 250-260 С) из отпарной колонны 11 газойлевой фракции, и полученную первую смесь (Н.К.
185-195 С, К.К. 245-255 С) по линии 30
24 направляют на конденсацию, гаэойле" вую фракцию и верхний погон 25 (H.K. 270-290 С, К.К. 420-450 С) с вакуумной колонны 17 подают для повторного отгона в отпарную колонну 26, где получают вторую смесь паров, отводимую от линии 27 (Н.К. 265-275 С, К.К. о
285-295 С) . Использование двукратного испарения потоков увеличивает общую до-, лю отгона паров. Обе смеси паров по лини- 40 ям 24 и 27 подают на раздельную конден сацию, охлаждают в холодильниках 28 и 29, после чего направляют соответственно по линиям 30 и 31 в емкости
32 и 33 и далее отводят по линиям 45
34 и 35.
Предлагаемым способом возможно перерабатывать нефть по нескольким вариантам.
При получении увеличенных копичеств бензина, отводимого по линии
21, и дизельного топлива зимнего, отводимого по линии 36, смешивают нефтепродукты, отводимые по линиям 5, 20 и 12, 13,34 и 55
При получении бензина и одновременно зимнего и летнего дизельных топлив смешивают соответственно для получения бензина - нефтепродукты, отводимые по линиям 5 и 20; для получения дизельного зимнего, отводимого по линии 36, - потоки целевых светлых фракций керосиновой отводимой
) по линии 12,и дизельной отводимой по линии 13, для получения летнего,отводимого по линии 37, - потоки конденсатов паров, отводимых по линиям 34 и 35 °
При получении бензина, керосина, и максимального количества дизельного топлива летнего смешивают:для получения бензина,отводимогопо линии 21, нефтепродукты, отводимые по линиям
5 и 20; для получения керосина, отводимого по линии 36, — конденсат паров, отводимый по линии 38, с керосиновой фракцией, отводимой по линии
12; для получения дизельного топлива летнего - часть конденсата, отводимого по линии 35, с конденсатом, отводимым непосредственно после холодильника по линиям 39 и 40> и дизельной фракцией, отводимой по линии 41. Одновременно дизельное топливо утяжеленного фракционного состава, отводимое по линии 42, получают путем смешения оставшейся части потока конденсата, отводимого по линии 35, с газойлевой фракцией, отводимой по линии
43.
Кубовый остаток, выводимый по линии 44 с низа отпарной колонны 26, используют как сырье каталитического крекинга. Часть кубового остатка циркулируют через печь 45, где нагревают до 350-380 С.
Позициями 46 и 47 обозначены потоки верхнего и среднего циркуляционных орошений.
Во всех примерах процесс проводят в следующих режимных условиях (в скоб. ках указаны номера позиций на чертеже).
Температура: верха атмосферной колонны (2) 140-150 С, верха (2) 350345 С, перетока (e) 190-180 С, перетока (7) 255-260 С, перетока (8)
325-330 С, верха вакуумнои колонны (17) 125-130 С, вывода (46) 190-195 С, вывода (47) 310-315oC вывода (48) 340345 С, низа дополнительной отпарной копонны (26) 365-375 С, с верха (26)
245-255 С. Остаточное давление в вакуумной колонне (17) 50-70 мм рт.ст., в дополнительной отпарной колонне
400-650 мм рт.ст.
153
П р и и е р 1 (известный способ) . Переработка нефти с получением бензина и дизельного топлива зимнего.
Исходное сырье (удельный вес
0,828, Н,К. 56 С, до 300 С выкипает
55,5 об.Ф) при 370 С направляют в атмосферную колонну (2) в количестве
26,1 тыс.. т/с. Сверху при 142 С и давлении 1,8 атм отбирают бензин (21) (Н.К. 37 С, К.К, 174 C) в количестве
4776 т/с. Сбоку колонны отводят боковые погоны фракций керосиновых (6), дизельных (7) и газойлевых (8) соответственно с температурами 197, 248 и
329 С и подают в отпарные колонны (9,10 и 11). Товарное дизельное топливо зимнее (36) (Н.К. 145 С, К.К.
304 С) в количестве 7830 т/с получают путем смешения целевых светлых
-фракций керосиновой (12) (3130 т/с) и дизельной (13) (4700 т/с). В отпарную колонну керосиновой фракции (9) подают перегретый водяной пар в количестве 15 т/с. Из всех отпарных ко" лонн пары направляют в основную колонну 2. С низа отпарной колонны (11) выводят целевую газойлевую фракцию (Н.К. 230 С, до 360 С выкипает
01 мас.Ф) и направляют в качестве сырья на каталитический крекинг. Верхний вакуумный (25), содержащий дизельные фракции (Н.К. 276 С, К.K.
445 С), отбирают в количестве 1148 т/с и направляют в топочный мазут или используют в качестве сырья каталитического крекинга.
Пример 2 (известный способ}.
Получение бензина, керосина и дизельного топлива летнего.
Основные условия переработки нефти указаны в примере 1. Сбоку атмосферной колонны (2) отводят боковые погоны фракций керосиновых (6}, дизельных (7) и газойлевых (8) соответственно с температурами 191, 249 и
333 С. Получают следующие товарные нефтепродукты; керосин (12) (Н.К, 135 С, К.К. 232 С) в количестве
2348 т/с, дизельное топливо летнее (37) (H.Ê. 166 С, К.К. 357 С) в количестве 7567 т/с путем смешения целевых фракций дизельных (13) и газойлевых (14), отводимых по линиям
41 и 43. В отпарные колонны (9) и (10) подают перегретый водяной пар .а количестве 15 и 20 т/с. Иэ всех отпарных колонн пары направляют в основную колонну 2. Отбор целевых
7687 6 светлых фракций от нефти составляет
56,53.
Пример 3. Получение увеличенных количеств бензина (21) и дизельного топлива зимнего (36).
В отличие от примера 1 пары из всех отпарных колонн направляют на конденсацию ° Пары (18) из отпарной колонны керосиновой фракции (9) (Н.К ° 130 С, К.К. 165 С) при давлении 1,2 атм (ниже давления перегонки нефти в основной колонне 2-1,8 атм, конденсируют в секции (19) и конденсат (20) в количестве 117 т/с смешивают с целевой фракцией бензина (5) с получением товарного бензина (21) (Н.К. 34 С, К.К. 117 С) s количестве
4893 т/с, Смешивают пары из отпарных колонн дизельной (Н.К. 183 С, К.К.
225 С) и газойлевой (Н.К. 215 С, К.К.
258 С) фракций при давлении 1,15 атм и полученную первую смесь в количестве 200 т/с концентрируют (32), 25 а газойлевую фракцию (14) и верхний погон вакуумной колонны (25} (1148 т/с) подвергают повторному отгону в отпар" ной колонне (26), где при давлении
1„1 атм получают вторую смесь паров (27) (Н.К. 267 С, К.К. 292 С) в количестве 490 т/с, которую также конденсируют. Товарное дизельное топливо зимнее (36} получают регулированным смешением конденсатов смесей парой, отводимых по линиям 34, 35, в количе35 стве 690 т/с с целевыми светлыми фракциями керосиновой (12) (3060 т/с) и дизельной (13) (4700 т/с) ° Отборы дизельного топлива зимнего и бензина
40 увеличиваются на 2,4 и 0,4 мас.3.
Пример 4. Получение бензина (21), керосина (36) и максимального кдличества дизельного топлива летнего (37)..
В отличие от примера 2 керосин в количестве 2400 т/с получают путем смешения конденсата паров (22), отводимого по линии 34, в количестве
80 т/с с целевой керосиновой фракцией (12). Дизельное топливо летнее в количестве 3512 т/с получают путем смешения части конденсата (33), отводимого по линии 35, с конденсатом паров (23) в количестве 60 т/с, оту водимым." flo линии 40 и дизельной фракции (41) 3320 т/с.
Одновременно дизельное топливо утяжеленного фракционного состава (42} в количестве 4133 т/с получают
1537687
Табл и ца 1
Потоки известному
1 2
Взято в переработку нефти, т/с мас.4
Получено: бензина, т/с мас.3 керосина,т/с мвс.3 дизельного топлива зимнего, т/с мас.4 дизельного топлива летнего, 26100
100
26093
100
26100 26093
100 100
26100
100
4776
18,3
4827
18,5
2348
9,0
4893 4853
18,7 18,6
9,2
4893
18,7
7830
32,4
29,7 путем смешения оставшейся части потока конденсата. (33), отводимого по линии 35, с целевой газойлевой фракцией (43).
Пример 5. Получение бензина
21 и одновременно дизельных топлив зимнего 36 и летнего 37.
В отличие от примера 3 товарное дизельное топливо зимнее в количест,, ве 7760 т/с получают смешением целевых светлых фракций керосиновой (12)
;3060 т/с и дизельной 4700 т/с. Дополнительное товарное дизельное топливо летнее в количестве 690 т/с (2,7 мас.ь) получают смешением потоков конденса тов паров (32) 200 т/с и (33) 490 т/с, отводимых по линиям .34и 35 °
Результаты проведения способа по примерам 1-5 приведены в табл. 1, качество целевых продуктов - в табл. 2.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет увеличить отбор светлых нефтепродуктов на исходную нефть, мас.3.: бензина - 0,1-0,4; керосина0,2; дизельного"топлива зимнего
2,4 ; дизельного топлива летнего 0,3..Кроме того, способ позволяет расширить ассортимент единовременной выработки нефтепродуктов. формула изобретения
1. Способ переработки нефти путем перегонки в атмосферной колонне с получением с верха колонны целевого бензина, боковыми погонами керосиновой, дизельной и газойлевой фракций, подачи их в отпарные колонны, отвода с низа отпарных колонн целевых продуктов, с верха - паров, перегонки мазута атмосферной колонны в вакуумной колонне с получением верхнего погона, отличающийся тем, .что, с целью повышения выхода целевых
15 продуктов и их ассортимента, пары отпарных колонн подвергают конденсации с получением конденсатов паров, газойлевую фракцию совместно с верхним погоном вакуумной колонны под20 вергают дополнительной отпарке в отпарной колонне, полученные при этом пары подвергают конденсации, конденсат паров пОвторной отгонки и конденсаты паров смешивают с целевыми продуктами °
2, Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения выхода дизельного топлива зимнего и бензина, смешивают конденсат
З0 паров дизельной и газойлевой фракции конденсатом паров повторной отгонки с керосиновой и дизельной фракциями и конденсат паров керосиновой фракции с бензином.
Показатели для способа по примеру! о
Продолжение табл, !
1537687
Показатели для способа по примеру
Потоки предлагаемому известному
2 3 4 5
7645, 29 3!
2,7
7567
29 0 т/с мас.Ф
Итого: светлых, т/с 12606 мас.Ф 48,3 верхнего вакуумного погона, т/с !!48 мас.Ф 4,4 среднего вакуумного погона, т/с 1253 мас.3 4,8 гудрона, т/с 7569 мас.3 29 газойлевой фракции, т/с 2584 мас.3 9,9 газов, т/с 809 мас.4 3 1
Потери, т/с 131 мас.3 0,5
14742
56,5
13343
51,1
14898
57,1
13343
51 1
11>5
966
3,7
11,5
1l22
4,3
1226
4,7
8089
1253 !226
4,8 4,7
7569 8089
29 31!
253
4,8
7569
783
3 0
131
0,5
783
3,0
13 l
0,5
809
3,1
131
0,5
809
3,1
131
0,5
Итого: т/с 26100 мас.Ф !00
26093
100
26100
100
26100
100
26093
100
П р и и е ч а н и е, Кубовый .остаток - остаток после отгона гаэойлевой фракции и верхнего вакуумного погона, в том числе утяжеленного дизельного топлива
4l33 т/с (15;8 мас.Ф).
Табл и ца 2
Нефтепродукты
Показатели качества
Нормируемый по примеру
176
34
177
32
175
37 39
174 171
137
239
Не выше 150 135
he выше 250 - 232
Не ниже 28 33
144
145
Бензин, С:
Н.К, К.К.
Керосин, С:
Н,К.
K,К, Температура вспышки оС
Дизельное топливо зимнее
Н.К. показатель
1 2 3 4
1537687
12
Продолжение табл.2
Показатели качества по примеру
2 3 4 5
Нормируемый показатель
Нефтепродукты 50ь перегоняется при температуре, аС
К.К.
Температура, С вспышки застывания
Не выше 280 250
304
303
37
-37
Не ниже 35
Не выше минус 35.
Дизельное топливо летнее:
Н.К.
503 перегоняется при температуре, оС
К.К, Температура вспышки, ОС
Дизельное топливо утяжеленного фракционного состава:
503 перегоняется при температуре, C Не выше 290 температура вспыш-. ки, C Не ниже 40 до 360 С перегоняется, 4 Не менее 90
Не выше 280
278 . 274
359 350
62 60
Не ниже 40
287
С оста ви тел ь H. Êoðîëåâà
Редактор Н.Рогулич Техред М,Дидык Корректор С.Черни
Заказ 145 Тираж 436 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113335, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул.Гагарина, 101