Двигатель внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к моторостроению и позволяет повысить топливную экономичность и упростить конструкцию двигателя путем оптимизации теплового состояния гильзы цилиндра. С этой целью рубашка охлаждения 4 имеет высоту, равную 1/4, а полость охлаждения 5 - высоту, равную 1/10 высоты гильзы цилиндра 2, что обеспечивает согласованность законов подвода и отвода теплоты по всей высоте гильзы цилиндра 2. Подвод охлаждающей жидкости в полость охлаждения 5 осуществляется через патрубок 7, расположенный выше плоскости блока 8. Нижний пояс уплотнительных колец 6 размещен на расстоянии 3/4 высоты гильзы от ее верхнего торца. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51)5 F 02 F 1/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
1 (21) 4291409/25-06 (22) 28.07.87 (46) 23.01.90. Бюл. Р 3 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина (72) Е.И.Третяк, Б.Л.Гоцкало, О.С.Кинжалов, А.Т.Розанов, А.М.Тарасов и К.Н.Васильев (53) 621,43-222(088.8) (56) Кинжалов О.С. и др. Создание дизелей ЧН 26/34. — Двигателестроение. 1980, 11 12. (54) ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к моторостроению и позволяет повысить топливную экономичность и упростить констÄÄSUÄÄ15 78 3 А1
2 рукцию двигателя путем оптимизации теплового состояния гильзы цилиндра °
С этой целью рубашка 4 охлаждения имеет высоту, равную 1/4, а полость 5 охлаждения — высоту, равную 1/10 высоты гильзы цилиндра 2, что обеспечивает согласованность законов подвода и отвода теплоты по всей высоте гильзы цилиндра 2. Подвод охлаждающей жидкости в полость 5 охлаждения осуществляется через патрубок 7, расположенный выше плоскости блока 8. Нижний пояс уплотнительных колец 6 размещен на расстоянии 3/4 высоты гильзы от ее верхнего торца. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
1537863
Изобретение относится к области двигателестроения, преимущественно к конструкции деталей цилиндропоршневой группы.
Цель изобретения — повышение топ5 пивной экономичности дизеля, упрощение конструкции, снижение металлоемкости и улучшение кавитационной стойкости гильзы цилиндра путем согласования по высоте гильзы цилиндра закона отвода теплоты от нее в систему охлаждения с законом подвода к ней теплоты от рабочего тела и обеспечения оптимальной температуры образующей гильзы цилиндра на участке трения поршня и поршневых колец. йа чертеже показан двигатель внутреннего сгорания (ДВС), общий вид.
Двигатель содержит цилиндропоршневую группу, включающую головку 1 цилиндра 2 и поршень 3, которые в совокупности образуют рабочий объем ДВС, Заданный уровень температур гильзы цилиндра 2,и согласование законов от- 5 вода и подвода к ней теплоты достигается благодаря наличию полости 5 ох-.— лаждения и рубашки 4, которые выполнены соответственно на 1/10 и
1/4 высоты гильзы цилиндра 2. Гер- 1 метичность полости 5 охлаждения обеспечивается уплотнительными кольцами 6, которые с учетом ее высоты смещены на 3/4 высоты гильзы цилиндра. По той же причине патрубок
7 подвода охлаждающей жидкости к по35
JIocTH 5 установлен выше плоскости блока 8. После сборки гильзы цилиндра 2 с рубашкой 4 последняя устанавливается в рясточки блока 8.
Двигатель работает следующим образом.
При сгорании топлива в рабочем объеме ДБС по мере преобразования этой теплоты сгорания в работу и пе- 45 ремещения порыня в гильзе цилиндра от ВИТ к ВИТ давление и температура газов понижаются. Б соответствии с изменением параметров рабочего тела происходит подвод теплоты к образую50 щей гильзы цилиндра 2, а с учетом теплоотвода устанавливается уровень ее температур. Эффективность использования теплоты в ДБС зависит от ряда факторов, в том числе от потерь на трение поршня 3 о гильзу цилиндра 2 и потерь теплоты ня ее охл!1ждение, которые и конечном итоге Определяются уpовнpM T! !!!!ерятуp llос.lеднpй, ПО вышение топливной экономичности дизеля достигается оптимизацией теплового состояния гильзы цилиндра 2 за счет соглясовяния НО ее высОте эякОнов подвода и отвода теплоты (уменьшение потерь теплоты на охлаждение) и обеспечением оптимальной температуры ее образующей из условий трения (снижения потерь на трения). Для этого в верхнем поясе гильзы цилиндра 2 на 1/10 ее высоты имеется полость 5 охлаждения. Циркуляция жидкости в полости 5 охлаждения обеспечивает заданный уровень температур образующей гильзы цилиндра 2 в зоне наибольшего ее нагрева. Подвод охлаждающей жидкости осуществляется патрубком 7, который с учетом высоты и меcTà полости 5 охлаждения расположен выше плоскости блока 8.
Рубашка 4 изготовлена высотой„ равной 1/4 высоты гильзы цилиндра 2, что является достаточным для обеспечения заданного уровня температур ее образующей уже в пределах 1/4 высоты.
Это достигается сочетанием контактного теплообмена между сопряженными поверхностями уплотнительного пояса гильзы цилиндра 2 и рубашки 4, теплопроводности через собственно рубашку 4, теплоотдячи от неp в охлаждающую жидкость и контактным теплообменом в блок 8, кроме того, возможно размещение уплотнительного пояса полости 5 охлаждения, а посредством уплотнительных колец 6 обеспечение ее герметичности, С учетом габаритов рубашки 4 нижние резиновые кольца 6 смещены вверх на 3/4 высоты гильзы цилиндра 2. Согласование законов подвода и отвода теплоты от ги 1ьзы цилиндра 2 ниже рубашки 4 обеспечивается за счет естественной конвекции в воздух и масляный туман картера, а также контактного теплообмена через нижнюю расточку блока 8.
В совокупности выбранные соотношения и конструктивные изменения, внесенные в двигатель, позволяют согласовать законы подводя и отвода теплоты Ilo всей высоте ги!!ьзы цилиндра 2, установить оптимальный уровень температур ее образующей, что обеспечивает у !учшение топ IIIIIIIoll экономичности. Кроме того, !1рименение рубашки 4 в 1/4 высоты ги1!ьэ1,! цн!1Нндра 2 существенно упро I;11 a I nIIc грухпию двигяте! Iя повн!ш 11 т к !витя!1ИОннpю
Составитель А.Серов
Техред Л.Олийнык Корректор О. Кравцова
Редактор Е.Папп
Заказ 154 Тираж 438 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
5 15370 стойкость гильз цилиндров 2 и снижает металлоемкость, Формул а изобретения, 5
Двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок, головку, втулку цилиндра, рубашку с полостью охлаждения и уплонительными кольцами и 1Q патрубок подвода охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что, с целью повышения топливной экономичности и упрощения конструкции путем оптимизации теплового состояния гильзы цилиндра, рубашка выполнена высотой, равной 1/4, а полость охлаждения — 1/!О высоты втулки цилиндра.
2. Двигатель по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что патрубок подвода охлаждающей жидкости размещен выше верхней плоскости блока.
3. Двигатель по п. 1, о т л и — . ч а ю шийся тем, что уплотнительные кольца смещены в сторону верхнего торца втулки на 3/4 ее высоты,