Способ ускоренных испытаний изделий на вибропрочность
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к механическим испытаниям. Цель изобретения - сокращение длительности испытаний клеевых соединений автомобильных блок-фар. Эта цель достигается путем проведения испытаний с увеличенной, по сравнению с максимальной эксплуатационной, в 3-5 раз амплитудой виброускорений на частоте, которую задают и поддерживают при испытании из условия обеспечения максимальной температуры нагрева по периметру клеевого соединения.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУбЛИК (51)5 G 01 И 7 00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ ре клеевого соединения.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОбРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ
ПРИ fNHT СССР (21) 4206202/25-28, (22) 09.03,87 (46) 23.01.90. Бюл. N - 3 (71) Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и автоприборов (72) В.М.Кириллов, Г.А.Ермаков и А.А.Толоконников (53) 620. 178.5(088.8) (56) Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. ГОСТ 20.57.406-81, с.28-29.
Изобретение относится к области механических испытаний, а именно к способам ускоренных испытаний изделий на вибропрочность.
Цель изобретения — сокращение длительности испытаний клеевых соединений автомобильных блок-Аар.
Способ осуществляют следующим образом.
Испытуемое изделие (блок-фару) закрепляют на столе вибростенда с помощью специального приспособления и подвергают вибрации с виброускорением, в 3-5 раз превышающим-максимальное эксплуатационное в рабочем диапазоне частот (50-120 Гц). Произ водят настройку фиксированной частоты вибрации, исходя из условия обеспечения максимальной температуры нагрева отдельных участков по периметру клеевого соединения. Температуру регистрируют с помощью термоиндикато2 (54) СПОСОБ УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ
ИЗДЕЛИЙ НА ВИБРОПРОЧНОСТЬ (57) Изобретение относится к механическим испытаниям. Цель изобретения— сокращение длительности испытаний клеевых соединений автомобильных блок-фар. Эта цель достигается путем проведения испытаний с увеличенной, по сравнению с максимальной эксплуатационной, в 3-5 раз амплитудой виброускорений на частоте, которую задают и поддерживают при испытании из условия обеспечения максимальной температуры нагрева по периметру клеевого соединения. ров любого типа с разрешающей способо ностью 1-2 С.
В процессе испытаний задаваемую частоту вибрации поддерживают и периодически подстраивают, контролируя максимум температуры нагрева участков периметра клеевого соединения.
Для обеспечения минимального времени испытаний максимальное значение диапазона виброускорения задают, исходя, во-первых, из возможностей используемого вибростенда и, вовторых, из условия недопущения проявления качественно новых, по сравнению с эксплуатационными, механизмов отказа. Нижнее значение диапазона виброускорения задают из условия обеспечения теплового эффекта на периметКонтрольная длительность испытаний может быть определена по формуле
1538077
3,8 ° 10 ° n еь ., Ф о р м ул а и з о б р е т е н и я
Составитель М.Дианов
Редактор B.SyrpeHK0BR Техред Л,Сердюкова, Корректор
Тираж 436
Заказ 165 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035„ Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101 где Т вЂ” контрольная длительность ис5 пытания, мин, n — кратность превышения заданного виброускорения максимального эксплуатационного, Ф вЂ” частота вибрации, Гц, 10 е — основание натурального логарифма, Изделие считается выдержавшим испытания, если после контрольного времени на периметре клеевого соединения 15 отсутствуют отслоения, трещины и разрушения клеевого слоя. В противномслучае образец бракуется.
Проводят испытания блок-Аар автомобиля ВАЗ-2108 с клеем БСХ-2. 20
Пример 1. Образец блок-фар закрепляют в приспособлении на столе вибростенда и задают виброускорение
100 м/с . Кратность превышения заданного виброускорения максимального 25 эксплуатационного (50 м/с ) составляет п .= 2. При настройке частоты вибрации в диапазоне частот 50-120 Гц не наблюдается нагрева по периметру клеевого соединения. Виброускорение необходимо увеличить.
Пример 2. Образец блок-фары закрепляют в приспособлении на столе вибростенда и задают виброускорение 150 м/с (n = 2). Производят наст35 ройку и задают частоту вибрации
90 Гц, которой соответствует максимальная температура нагрева участка периметра клеевого соединения. По формуле (1) определяют контрольное время испытаний, которое составило
63 мин. B процессе испытаний частота вибрации периодически подстраивается из условия обеспечения максимальной температуры нагрева. В результате ис- 5 пытаний образец признан годным.
Пример 4. Образец блок-фары . закрепляют в приспособлении на столе вибростенда и задают виброускорение
300 м/с (и = 6). Производят настройку и задают частоту вибрации 90 Гц, которой соответствует максимальная температура нагрева участка периметра клеевого соединения. По формуле ,(1) определяют контрольное время ис-! пытаний, которое составило 6,5 мин.
На второй минуте произошло разрушение лапы крепления блок-фары. Дефект неэксплуатационногo характера.. Испь тание прекращается.
Недостаточная нагрузка (n = 2) не вызывает нагрева клеевого соединения, следовательно, способ не может быть реализован. Слишком большая нагрузка (n = 6) приводит к отказам качественно не соответствующим эксплуатационным и в этом случае способ не дает достоверных результатов.
Способ ускоренных испытаний изделий на вибропоочность по которому испытуемые изделия подвергают вибрации на фиксированной частоте с виброускорением, превышающим максимальное эксплуатационное, причем величину превышения задают из условия недопущения проявления качественно новых механизмов отказов испытуемых изделий,отличающийся тем, что, с целью сокращения длительности испытаний клеевых соединений- автомобильных блок-фар, виброускорение задают в 3-5 раз выше максимального эксплуатационного, контролируют температуру по периметру клеевого соединения, а частоту вибрации задают и поддерживают в процессе испытания из условия обеспечения максимальной температуры нагрева.