Способ контроля качества стержней короткозамкнутого ротора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к технической диагностике. Цель изобретения - повышение функциональных возможностей - достигается путем обеспечения возможности определения сопротивления стержней в залитом состоянии. Способ заключается в том, что с помощью неподвижных контактов подводят постоянный ток к клетке короткозамкнутого ротора 4. К его поверхности прикладывают подковообразный электромагнит 7, на обмотку которого через датчик 9 тока подают переменный ток, выходное напряжение которого усиливают. Из усиленного сигнала выделяют отрицательные и положительные полуволны напряжений, амплитуды которых преобразуют в соответствующие уровни напряжений. Перемещая ротор 4 относительно электромагнита на один оборот, находят разность преобразованных сигналов (диаграмму состояния каждого стержня), по значению которой судят о состоянии соответствующего стержня (обрыве, наличии раковин и т.д.). Для определения сопротивления стержня измеряют подводимый к клетке ротора постоянный ток, а также падение напряжения на стержне. Находят величину тока через стержень как частное от деления подводимого к клетке ротора тока на сумму коэффициентов пропорциональности, найденную из полученной диаграммы состояния каждого стержня. Определяют величину сопротивления стержня как частное от деления падения напряжения на стержне на ток ч

СОЮЗ СОвЕТСНих

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

„„Я0„„1538156 А i (51) 5 G 01 R 31/06

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

t (21) 4330355/24-21 (22) 17, 11. 87 (46) 23. 01. 90. Бюл. 11 -3 (71) Азербайджанский научно-исследовательский электротехнический институт Производственного объединения

"Азерэлектромаш" (72) В.Я,Цветиков, Л.И.Целконогов, И.M.Àáàñàëèåâ, и А.M.Алиярлы

1 (53) 621. 317 (088, 8) (56) Авторское свидетельство СССР

1451624, кл. С 01 R 31/06, 1982.

2 (57) Изобретение относится к технической диагностике. Цель изобретения — повышение функциональных.возможностей — достигается путем обеспечения возможности определения сопротивления стержней в залитом состоянии...

Способ заключается в том, что с помощью неподвижных контактов подводят постоянный ток к клетке короткозамкнутого ротора 4.:(его поверхности прикладывают подковообразный электромагнит 7, на обмотку которого через датчик 9 тока подают переменный ток, выходное напряжение которого усиливают. Из усиленного сигнала выделяют отрицательные и положительные полу(54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТЕР)МНЕЙ КОРОТКОЗАИ1<ИУТОГО РОТОРА

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPblTHRM пРи Гннт сссР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1538156 волны напряжений, амплитуды которых преобразуют в соответствующие уровни напряжений, Перемещая ротор 4 относительно электромагнита на один оборот, находят разность преобразованных сиг"

5 налов (диаграмму состояния каждого стержня), по значению которой судят о состоянии соответствующего стержня (обрыве, наличии раковин и т.д,). Дпя 1( определения сопротивления стержня измеряют подводимый к клетке ротора постоянный ток, а также падение напряжения.на стержне. Находят величину тока через стержень как частное от

Изобретение относится к области ( технической диагностики и может быть

1 использовано при определении качества

1 изготовления деталей и узлов электрических машин, а также для определе- 25 ния параметров стержней короткозамкнутого ротора асинхронных двигателей.

Целью изобретения является повышение функциональных возможностей за счет обеспечения возможности опреде- 3О ления сопротивления стержней ротора в залитом состоянии.

На фиг, 1 представлено устройство, реализующее предлагаемый способ; на фиг. 2 — график разности значений преобразованных сигналов для каждого из 13-ти стержней, представляющий ( диаграмму состояния к аждого стержня.

Устройство содержит источник 1 постоянного тока, первый вывод кото- 4р рого подключен через амперметр 2 к соответствующему кольцу 3 короткозамкнутой клетки ротора 4 у соответствующего конца стержня 5, а второй вывод источника 1 подключен к второ- 45 му кольцу 6 короткозамкнутой клетки ротора 4 у соответствующего конца стержня 5, подковообразный электромагнит 7 с обмоткой, один из выводов которой подключен к соответствующему 5(1 зажиму источника 8 переменного напряжения непосредственно„ а другой соединен с вторым выводом указанного источника 8 через датчик 9 тока, выход которого соединен с входами первого

10 и второго ll усилителей напря>кения. Выход первого усилителя 10 соединен через первый блок 12 выпрямления и фильтрации с первым входом блоделения подводимого к клетке ротора тока на сумму коэффициентов пропорциональности, найденную из полученной диаграммы состояния каждого стержня.

Определяют величину сопротивления стержня как частное от деления падения напряжения,на стержне на ток через этот стержень. Подвод тока к .клетке через неподвижные контакты позволяет простыми средствами контро" лировать качество стержней ротора,. определить их сопротивление, что крайне важно на стадии изготовления электрических машин ° . 2 ил. ка 13 вычитания. Выход второго усилителя 11 соединен через второй блок 14 выпрямления и фильтрации с вторым входом блока 13 вычитания, выход которого соединен с блоком 15 индикации. Устройство содержит также милливольтметр 16 для измерения падения напряжения на соответствующем стержне. Подключение источника 1 к соответствующему короткозамкнутому кольцу осуществляется посредством гибких проводов и зажимов, например струбцин, плотно прижимающих указанные провода к кольцам короткозамкнутого ротора в местах соединения соответствующего стержня с кольцами.

Подковообразный электромагнит 7 расположен над поверхностью ротора 4 так, чтобы его магнитный поток охватывал соответствующий контролируемый стержень.

Устройство, реализующее способ, работает следующим образом.

От источника 1 постоянного тока посредством гибких проводов подводят к короткозамкнутым кольцам 3 и 6 ротора 4 постоянный ток. Подковообразный электромагнит 7 плотно прижимают к поверхности ротора 4 и обеспечивают перемещение электромагнита 7 относительно ротора 4 при повороте его на один оборот, Для роторов обычного исполнения удобнее электромагнит 7 оставлять неподвижным в пространстве, а ротор 4 вместе с контактами токоподвода вращать. Для роторов обращенного исполнения ротор 4 оставляют неподвижным, а электромагнит 7 перемещают внутри кольца, На обмотку элект5 15331 ромагнита 7 через датчик 9 тока подают переменное напряжение, Выходной сигнал датчика 9 усиливают в усилителях 10 и 11, представляющих собой трансформа рь1 напряжения. За, из 5 усиленных сигналов выделяют с помощью соответствующих блоков 12 и 14 отрицательные и положительные полуволны напряжений, амплитуда которых !

О в указанных блоках 12 и 14 преобразуется в соответствующий уровень напряжений. Благодаря нелинейности кривой,намагничивание стали электромагнита 7 и ротора 4 при подмагничива15 нии током стержня имеет место раэли чие в уровнях сглаженных напряжений полуволн. Эта разность формируется в блоке 13 вычитания и подается в блок

15 индикации. Таким образом, иидика- 29 тор 15 регистрирует диаграмму состояния каждого стержня (фиг, 2).

ЬП<

Re<

I, (4) На диа rp амме показан случай об следования ротора с восемьнадцатью стер- 25 жнями. Амплитудное значение каждого пульса характеризует состояния соответствующего стержня. Амплитудное значение 17 характеризует состояние стержня, у которого подсоединены кон- 3р такты от источника 1; Ему присваивают порядковый номер 1, Тогда амплитудное значение 18 характеризует состояние стержня с порядковым номером

4 и так далее, Амперметром 2 измеряют значение подводимого к клетке то35 ка Iq<;«<,, которое равно сумме токов через стержни, т.е °

Способ контроля качества стержней короткозамкнутого ротора, заключающийся в том, что подводят постоянный ток к клетке короткозамкнутого ротора, прикладывают к поверхности ротора подковообразный электромагнит, так чтобы его магнитный поток охватывал соответствующий контролируемый

4Q стержень короткозамкнутого ротора, на обмотку подковообразного электромагнита подают через датчик тока переменный ток, выходное напряжение датчика тока усиливают, из усиленно-.

45 го сигнала выделяют отрицательные и положительные полуволны напряжений,. которые преобразуют соответствующие уровни напряжений, находят разность преобразованных сигналов для каждого стержня, перемещая ротор относительно подковообразного электромагнита на один оборот, по значению указанной разности судят о состоянии соответствующего стержня, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повьш<ения функциональных возможностей за счет обеспечения возможности определения сопротивления стержней в залитом состоянии, измеряют подводимые клетки коротIq = KQI<

Ть =1з

° ° ° ° ° ° ° ° °

K«Ii (2) Тоь,= > + I + Is + ° ° ?я ° . () где индексы обозначают порядковый номер стержня.

На диаграмме измеряют амплитудные значения напряжений каждого стержня и относят их к значению амплитуды стержня Р 1. Тогда где K<, K>...,,К„ — коэффициенты пропорциональности.

Подставляя выражение (2) в (1), получим оьщ.= Т< (1 + Ke + Kq + ° ° +I n), <- Обив

3= «ать»

1+ K<+ K + ° ° ° +1п

Измеряют напряжение,Ы< на стержне 11 1 милливольтметром 16 и рассчитывают сопротивление стержня Р 1.

Для определения сопротивлений остальных стержней расчитывают токи через стержни по выражению (2), измеряют напряжения на них милливольтметром 16 и проводят расчет по (4).

Изобретение позволяет кроме обрыва стержней, наличия раковин, пористости стержней и т.д., что присуще и известному устройству, определять сопротивления стержней роторов в saпитом состоянии, в результате чего, ;изменяя технологию, возможно получать ! параметры ротора, обеспечивающие saданные характеристики двигателей, определить необходимое количество присадок, выявить роль проводимости жееза и т.д., т,е, контролировать качество изготовления ротора. Формула изобретения

1538156

Составитель Е.Березов

Редактор Л.Гратилло Техред M.Äèäûê, Корректор О.Ципле

Заказ 169 Тираж 549 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5. Производственно-издательский комбинат Патент, r Ужгород, ул. Гагарина, 101 и Il коэамкнутого ротора постоянный ток, измеряют падение напряжения на соответствующем контролируемом стержне из найденной разности преобразованных сигналов, для каждого стержня находят сумму коэффициентов пропорциональности токов стержней току соответствующего контролируемого стержня, подвод тока к клетке короткозамкнутого ротора осуществляют через два неподвижных контакта, жестко соединенных с короткоэамкнутыми кольцами ротора в точках их соединения.с соответствующим контролируемым стержнем, определяющим величину тока через стержень как частное от деления, подводимого к короткозамкнутой клетке тока на найденную сумму коэффициентов пропорциональности, а величину сопротивления соответственно контролируемого стержня вычисляют как частное от деления падения напряжения на соответствующем контролируемом стержне на найденный ток через данный стержень.