Патент ссср 153845

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

№ 153845

Класс В 64d; 62с, 13„

F 25b; 17а, 5

УДК 629.13.01/06 (088.8) 621.572/576 (088.8) " -1Л И9. Щ л Я

11 11 ТЕ НТ11 0

)v .

Т1 ХН11 1ЕС1„ дц

6ЙБЛИОТЕ1 д

СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Подписная гру>гпа Л3 240

Г. И. Соколов, М. Ц. Френк, H. А. Илупина, М. В. Адлер, С. В. Ловчев и В, С. Лапавок

ТУРБОХОЛОДИЛЬНИК ДЛЯ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

ВОЗДУХА КАБИН КРУПНЬ!Х ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ

Заявлено 28 июня 1962 r. за № 784451 40-23 в Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Опубликовано в «Бюллетене изобретений и товарных знаков» № 4 за 1965 г.

Известные турбохолодилыники, устанавливаемые на пассажирских самолетах, обеспечивают охлажденным воздухом экипаж и пассажиров с расхо дом не более 2 — 2,3 т/час.

В связи со строительством в,настоящее время крупных пассажирских самолетов на 200 пассажиров и более появилась необходимость увеличить:подачу в кабины охлажденного воздуха до 4,5 т/час. Для этого через турбохолодильни к нужно пропускать до 14 т продувочного воздуха. Для нового крупного турбохолодилыника нужно было разрешить вопрос о новой системе и способах подачи смазки. Охлаждение всего корпуса турбохолодильни ка большой производительности и размеров, а особенно его отдельных частей: подшипнико в, вала турбины и компрессора, вращающегося со скоростью до 20000 об/мин, находяшихся под напором горячего воздуха (100 С), достигается различными способами, но не всегда эффективно.

Для подачи масла в турбохолодильниках различной холодопроизводительности применялись фитили, которые надежно обеспечивали смазку только на низких оборотах, В |некоторых турбохолодильниках смазка подавалась комплексно; фитилями и:распылением форсункой

ЛЪ 153845 с образованием масляного тумана, а также фитилями и шнеками (винтовой нарезкой на валу турбины).

Особенность описываемого авиационного турбохолодильника заключается в том, что в нем применен шестеренчатый насос с дросселем для подачи щиркуляционной смазки под давлением и узел подшипников получает добавочное охлаждение маслом принудительно. Сочетание принудительно-циркуляционной смазки, дополнительное охлаждение подшипников маслом под давлением впервые введенный в турбохолодилыниках контроль и регулирование смазки создали новый технический эффект — позволили создать мощный турбохолодильник на очень высокие обороты, сравнительно небольших габаритов.

На чертеже изображен описываемый турбохолодильни к в двух проекциях.

Турбохолодильн ик состоит из корпуса турбины 1 и корпуса ко мпрессора 2, в которых размещены: диск турбины 3, компрессор 4, сопловый венец 5, вал 6, соединяющий турбину с компрессором, кожух со спрямляющим аппаратом 7, корпус подшипников 8, сдвоенный радиально-упорны";й подшипник 9 со стороны турбины, роликовый подшипник 10 со стороны компрессора, маслобак 11, турбонасос 12, который по двум трубкам 1 подает масло к подшипникам, а по третьей трубке 14 — к кольцевым охлаждающим камерам подшипников Л.

От подшипников и из охлаждающих камер масло возвращается по сточным каналам и трубкам 15 в маслобак, внутри которого его охл ажд а ет з меев ик 1б.

Предварительно охлажденный сжатый воздух от компрвссора. авиационного двигателя поступает через корпус турбины 1 к сопловому венцу 5. В соплах потенциальная энергия воздуха преоб разуется в кинетическую. Воздух, выйдя из сопла, с большой скоростью поступает на лопатки диска турбины 8 и приводит их во вращение. Совершив работу на лопатках диска турбины, воздух сходит с них, имея меньшую скорость, давление и температуру. Мощность турбины используется для привода компрессора 2, прокачивающего холодный воздух через теплообменник, B,êoòîðîì охлаждается кабинный воздух перед поступлением в турбохолодильник. Шестеренчатый турбонасос 12, погруженный в масло, работает под действием сжатого воздуха, отбираемого от входного патрубка турбины турбохолодильника.

В корпус насоса вмонтированы дроссели, позволяющие регулировать количество масла, идущего на смазку подшипников и их охлаждение. Турбохолодильник имеет холодопроизводительность около

12 000 ккал/час.

Предмет изобретения

Турбохолодильник для систем кондиционирования воздуха кабин крупных пассажирских самолетов, состоящий из турбины и компрессора, отличающийся тем, что, с целью обеспечения принудительной циркуляционной смазки подшипников вала, в нем система подачи масла снабжена масляным турбонасосом, установленным в торце охлаждаемого воздухом масляного бака, расположенного внизу турбохолодильника, при этом турбонасос, вращаемый сжатым воздухом, отбираемым из входного патрубка турбохолодильника, снабжен дросселями, регулирующими расход масла, .и соединен трубками с каналами подачи масла к подшипникам и кольцевым охлаждающим камерам подшипников № 153845

// /5

Составитель К. Д. Алексеев

Редактор Л. В. Калашникова Техред А. А. Камышникова Корректоры А. Я. Березуева и В,. Il. Фомина

Поди. к печ. 31/111 — 65 г. Формат бум. 70X108

Заказ 442/17 Тираж 500 Ценз 5 коп.

ЦНИИГ1И Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр., пр. Серова, д. 4.

Типография, пр, Сапунова, 2,