Универсальный грузовой вагон
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции вагонов для перевозки жидких и твердых грузов. Цель изобретения - увеличение погрузочного объема и уменьшение времени выгрузки. Вагон содержит кузов 1 с рамой 2, установленный на тележке 3, автосцепку 4. Кузов 1 состоит из торцевых 5 и боковых 6 стенок с внешними стойками 7, пола 13 и понтона 18 /П/ с люками 15 и 24, перекрытыми крышками. В исходном положении П 18 лежит на полу 13, в котором имеется кран, при закачке нефтепродуктов через который П 18 поднимается /всплывает/ вверх и после окончания загрузки крепится угловыми замками 11, каждый из которых имеет вертикальный винт, шарнирно прикрепленный к скользящей гайке, которая взаимодействует с горизонтальным винтом, к которому шарнирно прикреплен угловой упор, имеющий возможность входить в прорези, расположенные по углам кузова 1. По периметру П 18 расположена воздушная камера для герметизации внутренней полости кузова 1. При разгрузке вагона воздушная камера соединяется краном стравливания с атмосферой, открываются угловые замки 11, а к П 18 прикладывается усилие, заставляющее ее опускаться вниз до пола 13, вытесняя при этом нефтепродукты /переохлажденный мазут/, который выдавливается через люк в полу 13. После этого вагон преобразуется в открытый сверху полувагон для перевозки крузов, не боящихся атмосферных осадков. Во втором варианте конструкции вагона подъемная сила П 18 создается в основном за счет надувной камеры /подушки/, наполняемой на время подъема П 1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (51)5 B 61 D 3 QQ 5 рр
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
H АВТОРСКОМУ СВйДЕТЕЛЬСТВУ
Ю
° °
° Ю
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГННТ СССР (21) 4272674/27-11 а (22) 01.06.87 (46) 07.02.90. Бюп. У 5 (71) Краснодарский объединенный авиаотряд Северо-Кавказского управ-ления гражданской авиации (72) В.В.Рощупкин и С.N,Ôàòàíëíö (53) 625.242.3-625.245.62(088 ° 8) (56) Авторское свидетельство СССР
Н 1449416, кл. В 61 0 3/00, 1986: (54) УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГРУЗОВОЙ ВАГОН ,(57) Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции вагонов для перевозки жидких и твердых грузов. Цель изобретения — увеличение погрузочного объема и уменьшение времени выгрузки. Вагон содержит кузов 1 с рамой
2, установленный на тележке 3, автосцепку 4. Кузов I состоит из торцовых 5 и боковых 6 стенок с внешними стойками 7, пола 13 и понтона,18 (П) с люками 15 и 24, перекрытыми крышками. В исходном положении П 18 лежит на полу 13, в котором имеется кран,. при закачке нефтепродуктов через который П 18 поднимается (всплывает) вверх и после окончания загрузки
„,ЯК;,1541О97 . А1
2 крепится угловыми замками 11, каждый) из которых имеет вертикальный винт, шарнирно прикрепленный к скользящей гайке, которая взаимодействует с горизонтальным винтом, к которому шарнирно прикреплен угловой упор, имеющий возможность входить в прорези, расположенные по углам кузо" ва 1. По периметру П 18 расположена воздушная камера для герметизации внутренней полости кузова 1. При разгрузке вагона воздушная камера соединяется краном стравливания с атмосферой, открываются угловые замки:
i1, а к П 18 прикладывается усилие, заставляющее ее опускаться вниз до пола 13, вытесняя при этом нефтепродукты (переохлажденный мазут), который выдавливается через люк в полу
13, После этого вагон преобразуется в открытый сверху полувагон для пе-. ревозки грузов, на боящихся атмосферных осадков. Во втором варианте конструкции вагона подъемная сила И 18 создается в основном за счет надув- . ной камеры (подушки),наполняемой на время подъема П 18 воздухом от воздушной системы. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
1541097
Изобретение относится к железнодорожнму транспорту и касается конструкции вагонов для перевозки жидких и твердых грузов.
Цель изобретения — увеличение погрузочного объема и уменьшение времени выгрузки.
На.фиг.1 изображен вагон, общий вид, разрез; на фиг.2 — пример выпал- 10 кения крыши — понтона; на фиг Эугловой замок; на фиг.4 — воздушная система; на фиг.5 — дыхательный клапан.
Вагон содержит кузов 1 с рамой
2, установленный на тележке 3, автосцепку 4. Кузов 1 включает в себя торцовые 5 и боковые 6 стенки с внеш-, ними стойками 7 и съемными упорами
8 и 9. В местах соединения стенок
5 и 6 выполнены прорези 10 угловых замков 11 и усилительные накладки 12.
Кузов 1 содержит также полы 13 со сливным краном 14 и люком 15, имеющим прокладку 16 из маслостойкой 25 резины, крышку и запирающее устройство 17. Внутри кузова 1 расположен герметичный понтон.18, который имеет воэможность перемещаться в sep" тикальном направлении (вверх, вниз) и содержит силовой набор 19, скобы
20, кран 21, пробки 22 и 23, люк
24 с крышкой, запирающим устройством 25 и дыхательным клапаном 26, По периметру понтона 18 расположены уплотнения 27 и маслосъемные скребки 28 с пружинами 29, а по его углам закреплены угловые замки 11,которые содержат корпус, вертикальный винт 30, шарнирно закрепленный 40 к скользящей гайке 3 1, которая взаимодействует с горизонтальным винтом 32, к которому шарнирно закреплен угловой упор 33.
Вагон имеет также воздушную сис- 45 тему, которая содержит соединенный с магистральной воздушной трубой трубопровод 34, который намотан на закрепленный к торцовой детенке 5 барабан 35, имеющий спиральную возвратную пружину. Переброшенный через ролик 36 трубопровод 34 подсоединен к разъему 37, который соединен через обратный клапан 38 с ресиверным баллоном 39 и запорным краном
40. Кран 40 соединен через редуктор
4 1 с воздушной камерой 42, выполненной, например, в виде резинового шланга прямоугольного сечения,эластичного с боков и армированного с торца. Камера 42 укладывается в желоб 43, расположенный по периметру понтона 18, и соединена с предохранительным клапаном 41 и краном 45 стравливания. Расположенный в крьппке 24 дыхательный клапан 26 содержит корпус с отверстиями 46, пружины 47 и 48 и поршень 49.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении понтон 18 лежит на полу 13 (на фиг ° 1 показано штрихами), люк 15 закрыт крьппкой.
Нефтепродукты закачиваются через кран 14, заполняют пространство под понтоном 18 (фиг,2), который под воздействием возникающей при этом подъемной (поцдерживающей) силы поднимается по мере заполнения кузова
1 вверх, пока не достигнет определенного уровня. Максимальный подъем понтона 18 ограничен закрепленными в верхней части стенки 5 съемными упорами 8. Загрузка вагона может также осуществляться через люк 24-.
После закрытия крана 14 вертикальным винтом 30 замка 11 угловой упор
33 подводится к ближайшей прорези
10 и горизонтальным винтом 32 вводится в нее. После закрепления понтона.18 четырьмя угловыми замками 11 ,трубопровод 34, выполненный в виде. гибкого шланга, подсоединяется к разъему 37, соединяя тем самым главный реэервур сжатого возцуха с воздушной системой, расположенной в понтоне 18. Сжатый воздух поступает в баллон 39 и к крану 40, при открытии которого он проходит через редуктор
41 rpe его давление уменьшается,наЭ 2 пример, до 1,5-2,5 кг/см, в воздушную камеру 42. При заполнении воздушной камеры 42 ее армированная торцовая часть прижимается к внутренней поверхности торцовых 5 и боковых 6 стенок, чем и достигается герметизация внутренней полости кузова 1.
После этого для компенсации тепловых объемных расширений необходимо слить. (откачать) через кран 14 некоторое количество нефтепродуктов, что исключает возникновение разрушающих напряжений при изменении температуры. Дыхательный клапан 26 необходим для выравнивания давления воздуха снаружи .н внутри кузова 1 При увеличении давления внутри кузова до опt0
5 15 ределенной величины поршень 49 перемещается вверх, сжимая пружину 47, и воздух из внутренней полости кузова 1 выходит через отверстия 46 наружу. При уменьшении давления внутри кузова поршень 49 пойдет вниз, пропустит воздух и выровняет давление, после чего поршень 49 вернется в исходное положение, В условиях низких температур текучесть нефтепродуктов значительно уменьшается. Iio прибытии в пункт назнчения, например на тепловую электростанцию, вагон выезжает, например, на эстакаду, под которой имеется расположенный между рельсами приемный бункер. над которым располагается специальное разгрузочное устройство, состоящее,. например из двух прикрепленных к общей раме гидроцилиндров, к штокам которых прикреплены упоры. Упоры опускаются на понтон 18 и крепятся к скобам 20.
После этого открывается кран 45 стравливания и полость воздушной камеры 42 соединяется с атмосферой.
После разгерметизации внутренней полости кузова 1 открываются угловые замки 11 и крышка люка 15. Понтон 18, удерживаемый упорами разгрузочного устройства, начинает опускаться вниз под воздействием штоков гидроцилиндров и оказывает давление на находящуюся в кузове жидкость, например мазут, которая выдавливается из люка 15 и попадает в приемный бункер. Мазут, остающийся на стенках 5 и 6, удаляется скребками 28. При опускании понтона 18 до пола 13 шланг 34 разматывается, вращая барабан 35, внутри которого сжимается спиральная возвратная пружина, которая намотает шланг 34 на барабан 35 при обратном движении понтона 18. При этом в пути трубопровод 34, выполненный в виде гибокого шланга, может отсоединяться от разъема 37, в этом случае сжатый воздух поступает от баллона 39.
В полевых условиях давление на понтон 18 для быстрой выгрузки мазу- та, нефти или машинного масла может осуществляться путем установки на него груза или закачки через кран 21 ! горячей воды в его внутреннюю полость.
После освобожпения кузова 1 от нефтепродуктов закрываются крышка
41097 6 люка 15 и угловые замки 11. Воздуш ная камера 42 наполняется сжатым воздухом и цистерна преобразуется в открытый сверху полувагон для перевозки грузов, не боящихся атмосферных осадков — станков, машин,.леса, ящиков контейнеров и т.д., причем внутренняя полость понтона 18 может загружаться через кран 21 жйдкими грузами, не склонными к увеличению вязкости .при низких температурах (бензин, керосин, спирт) . Крепление грузов, имеющих значительную массу, в кузове 1 может осуществляться к скобам 20. После загрузки вагон направляется преимущественно на станции, где возможна его загрузка жидким грузом.
При загрузке жидким грузом очист,:ка понтона 18 может производиться после его поднятия механической роторной щеткой; Попадание мусора на воздушную камеру 42 предотвращается эластичным уплотнением 27.
Если вагон используется только в качестве цистерны, например, для перевозки жидкостей, текучесть которых не уменьшается при низких температурах, понтон 18 постоянно остается на месте в верхнем положении.
Если вагон используется как открытый сверху полувагон для перевозки нежидких грузов, его разгрузка механизируется путем подъема понтона 18 вместе с грузом за скобы 20 при снятых упорах 8 и установки его на специальную площадку. Для загрузки вагона на место снятого понтона 18 устанавливается аналогичный понтон с заранее установленным и закрепленным на нем грузом. Это позволяет,до минимума сократить время на погрузочно-разгрузочные операции.
При неполной загрузке вагона жидким грузом на понтоне 18, который в этом случае будет расположен, например, в средней части кузова 1, может располагаться нежидкий груз (ящики, машины и т.д.).
Возможен вариант выполнения пон-. тона 18, имеющего небольшой объем внутренней полости, когда к донной части понтона снизу крепится надувная камера ("подушка"), которая перед закачкой нефтепродуктами кузова 1 наполняется сжатым воздухом от воздушной системы. Она приподнимает понтон 18 и обеспечивает ему плавучесть.
1541097
После закачки нефтепродуктов и закрепления понтона воздух иэ "подуш-
1I ки выпускается, чтб приводит к образованию над понтоном 18 свободного пространства, необходимого для ком5 пенсации тепловых расширений нефтепродуктов. "Подушка" может выполнять; ся, например, из маслостойкой резины или из нейлона с неопреновым покрытием. Формула изобретения
1. Универсальный грузовой вагон, содержащий установленный на ходовой части кузов с боковыми, торцовыми стенками и дном, в котором выполнен сливной люк с крышкой, смонтирован ный в кузове с воэможностью вертиt кального перемещения понтона с уплотнением по его периметру, причем дно понтона выполнено конгрузнтным
,профилю дна кузова, о т л и ч а ю—
1 шийся тем, что, с целью увели- 25 чения погрузочного объема и уменьшения времени выгрузки, он снабжен расположенными по углам понтона замками для взаимодействия с прорезями, которые выполнены под углом кузова, .расположенными вдоль периметра понтона продольно Йодпружиненными скребками и дополнительным уплотнением, выполненным в виде камеры, уложенной в расположенный по периметру понтона желоб и соединенной с пневмомагистралью вагона.
2. Вагон по и.1, о т л и ч а— ю щ и й с я тем, что каждый замок содержит вертикальный и горизонтальный винты, гайку и угловой упор,причем гайка шарнирно прикреплена к первому. винту и зацеплена с вторым винтом, а упор шарнирно прикреплен к второму винту и смонтирован с возможностью взаимодействия с указанными прорезями.
3. Вагон по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что пневмомагистраль выполнена разъемной, одна из частей через обратный клапан соединена с ресиверным баллоном, а другая — с запорным краном, который через редуктор соединен с указанной воздушной камерой, которая снабжена предохранительным клапаном и краном стравливания.
1541097
Составитель Б.Жировецкий
Редактор С.Пекарь Техред Л.Сердюкова Корректор 0.Öèïëå
Заказ 256 Тираж 400 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГЕНТ СССР
113035, Москва, И-35 ° Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101