Устройство для диагностики фар транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к светотехнике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств. Цель изобретения - повышение точности и производительности диагностирования, и увеличение эксплуатационных возможностей. Устройство содержит смонтированную на штативе 1 оптическую камеру 2, включающую два объектива 4 и 5, две светоделительные пластины 8 и 9, расположенные под прямым углом друг к другу два фотоприемника, экран 14 с контрольной разметкой, размещенные в фокальных плоскостях объективов 4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин 8 и 9. Фотоприемники подключены к измерительному блоку 15, а экран 14 выполнен из матированного полупрозрачного материала, по обеим сторонам экрана 15 нанесена контрольная разметка. Экран параллелен оптическим осям 10 и 11 объективов 4 и 5. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1

SU„„15414 (51) 5 G Ol И 1/06

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Е ." Ь 1.: C i-,-.A

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ WHT СССР (21) 4433686/24-07 (22) 10.05.88 (46) 07.02 ° 90. Бюл. У 5 (71) Научно-производственное объединение по автоэлектронике и автотракторному электрооборудованию

"Автоэлектроника" и Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (72) Л.Г,Новаковский, И.А.Буймистр и А.И.Резник (53) 681.3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

1Ф 1008637, кл. G 01 К И /Об, 1982.

2 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФАР

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ,(57) Изобретение относится к свето. технике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств. Цель изобретения — повышение точности и производительности диагностирования, и увеличение эксплуатационных возможностей. Устройство сбдержит-смонтированную на штативе 1 оптическую камеру 2, вклю чающую два объектива 4 и 5, две светоделительные пластины 8 и 9, расположенные под прямым углом друг к другу два фотоприемника, экран 14 с контрольной разметкой, размещенные в фокальных плоскостях объективов

4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин 8 и 9. Фотоприемники подключены к измерительному бло154 489

Ку 15, а экран 14 выполнен кз матированного полупрозрачного материала, по обеим сторонам экрана 15 нанесена контрольная разметка. Экран параллелен оптическим осям 1О и 11 объективов 4 и 5. 1 з.п, ф-лы, 5 ил °

Изобретение относится к транспортной светотехнике, а именно к устройствам для диагностики фар в процессе производства и эксплуатации транспортных средств.

Целью изобретения является повышение точности и производительности диагностирования и увеличение эксплуатационных возможностей.

На фиг.l показано устройство, используемое на тупиковом диагностическом посту автотранспортного предприятия, общий вид; на фиг.2 — оптико-механическая схема устройства; на фиг.3 — то же, вариант выполне25 ния, на фиг.4 — оптическая камера, сечение вертикально-проецирующей плоскостью; на фиг.5 — прибор, используемый на проходном посту автомобильного конвейера, общий вид.

Устройство содержит штатив 1 перемещения оптической камеры 2, смонтированной на нем с возможностью вертикального перемещения в вертикальной плоскости и поворота вокруг вертикальной оси 3 совместно со штативом 1.

Оптическая камера 2 содержит два объектива 4 и 5, размещенные в корпусе 6 на разном расстоянии от

40 оск 7, две преломляющие светоделительные пластины 8 и 9, установленные в ходе лучей за объективами 4 и 5 под углом 45 к оптическим осям 10 и 11 ф объективов 4 и 5, под углом 90 одна к другой, фотоприемники 12 и 13 и экран 14 размещенные в фокальных плоскостях объективов 4 и 5 по обе стороны от светоделительных пластин

8 и 9 соответственно. При этом фотоприемники 12 и 13 подключены к изме50 рительному блоку 15, а экран 14 вы" полнен из матированного полупрозрачного материала и установлен параллельно оптическим осям 10 и 11 объективов 4 и 5. На обеих сторонах экрана нанесена контрольная разметка, Кроме того, устройство содержит систему 16 ориентации, размещенную в зависимости от исполнения либо на штативе 1 (фиг,l), либо на оптической камере 2.

Для обеспечения универсальности устройства, т.е. обеспечения возможности проведения диагностики фар

17, расположенных на различных расстояниях по ширине транспортного средства, оптическая камера 2 (фиг ° 3 и 4) может быть выполнена слецующим образом, Объективы 4 и 5 с фотоприемниками 12 и 13 смонтированы.на плите

18, снабженной пазамк 19-21, в которых установлены шпильки 22 и 23 и штифт 24, размещенные в промежуточной плите 25, а ллита 25, в свою очередь, монтируется ка основании

26 корпуса. Плита 25 также имеет пазы 27 и 28, расположенные перпендикулярно пазам !9 и 20, через которые тоже проходят шпильки 22 и 23, замкнутые по концам гайками. !!!ткфты

24, установленные в пазах 21, служат опорой для установки преломляющих светоделительных пластин 8 и 9.

Устройство работает следующим образом.

С помощью системы 6 ориентации ориентируют оптическую камеру 2 относительно транспортного средства, для чего проворачивают штатив 1 вокруг оси 3 и фиксируют в положении, при котором оптические оси !О и ll объективов 4 и 5 параллельны направлению движения транспортного средства, т,е,. его оси симметрии. Затем перемещают оптическую камеру 2 на штативе до положения, при котором центры объективов 4 и 5 находятся напротив центров рассеивателей фар

17. Включают фары 17 транспортного средства в режим ближнего света, при этом световые пучки от обекх фар 17 фокусируются объективами 4 и

5 к частично преломляются светоделительными пластинами 8 и 9 в направлении матированного полупрозрачного экрана 14, на котором оператор

541489 6 зано на фиг.5. В этом случае штатив

5 1 можит одновременно наблюдать следь! светотеневых границ от обоих пучков фар 17 и в случае необходимости отрегулировать положение фар 17 как относительно контрольной разметки, нанесенной на обеих сторонах экрана

14 так и относительно друг друга, поскольку изображения следов световых пучков накладываются друг на друга .

Другая часть светового пучка от фар 17, про!!!едп!ая через светоделительные пластины, фокусируется в другиХ фокальных плоскостях объективов 4 и 5, где установлены фотоприемники 12 и !3, значения освещенности на которых фиксируются также одновременно на измерительном блоке

15. При диагностике режима дальнего света операции контроля освещенности повторя!от без проведения ориентации прибора.

В случае, когда расстояние между фарами 17 транспортного средства изменяется (изменение модели транспортного средства, изготавливаемого на конвейере автозавода), производится перенастройка оптической камеры 2. Для этого (фиг.3) промежуточные плиты 25 перемещают в пазах

27 и 28 в направлении, перпендикулярном оси 7 и положению экрана 14, до совпадения центров объективов 4 и 5 с центрами рассеивателей фар 17 так, чтобы расстояния f< и f для правой и левой частей оптической .камеры были равны. Затеи г:литы 18, на которых смонтированы объективы

4 и 5 -и фотоприемники 12 и 13, перемещают относительно шпилек 22 и 23, установленных в пазах 19 и 20 плиты

18 параллельно оси 7 на величину

S, равную à — f.I, где F — фокусное расстояние объективов 4 и 5; f! расстояние между осью объектива 4 и осью 7, после чего положение плит

18 и 25 фиксируют крепежными элементами шпилек 22 и 23, При этом штифты 24, на которых. смонтированы светоделительные пластины 8 и 9, остаются в первоначальном положении. После этих операций оптическая камера 2 подготовлена к проведению регулирования и диагностирования фар.

При организации работ на проходном посту автомобильного конвейера штатив и система 16 ориентации могут быть выполнены, например, как покамонтируется на элементах качения рельсовых направляющих, выполняющих,, помимо обеспечения перемещения опти че ской камер-! 2 с траектории движения транспортного средства, H функцию элемента системы 16 ориентации, основную роль которой выполняют свобод!%1е или приводные цилиндрические ролики мощностного или тормозного стенда, встроенного в технологическую цепь конвейера. Поскольку рельсовые направляющие установлены

15 параллельно образующим роликов ьраУ щенне которых обеспечивает строго перпендикулярное относительное положение ведал!!их колес транспортного средства, "",o ц по-..oæånèe оптичес к!;х

2О осей объективов 4 и 5 ввиду их перпендикулярности рельсовым направляющим параллельно оси с!!м!!етрии транспортного средства, Поэтому операция ориентации в данном ".лучае сводится лишь к относительной уста-. новке центров фар 17 и цен-ров объек"тивов 4 и 5 оптической камеры 2, Ф о р и у л а и з о б р е т е н и я

1. Устройство для диагностики фар транс!!ортных средcòâ, содержащее оптическую камеру, установленную с возможностью горизонталь! ого, верти= кального и углов го пере -.:: щения, включающую объектив, светоделительную шастину, экран с контрольной

35 разметкой, установленный в фокальной плоскости объектива, и фотоприемник, размещскнь!й в одной из фокальных глоскостей объектива и подключенный к измерительному блоку, о т л и— ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности H производительности диагностирования, оптическая камера снабжена дополнительным объективом, дополнительной светоделитель45 ной пластиной и дополнительным фотоприемником, при этом оптическая ось указанного дополнительного объектива параллельна оптической оси основного объектива, указанная дополнительная светоделительная пластина установлена перпендикулярно основной светоделительной пластине, дополнительный фотоэлемент расположен в одной из фокальных плоскостей дополнительного объектива, а укаэанный экран с контрольной разметкой выполнен из матированного полупрозрачного материала и установлен между оптическим осями

1541489

10 основного и дополнительного объективов параллельно указанным оптическим осям, причем оптические длины от каждоro из объективов до укаэанного экрана с контрольной разметкой равны фокусным расстояниям соответствующих объективов.

2 . Устройство по и ° 1, о т л и— а ю щ е е с я тем, что, с целью

22

27

19

24 увеличения эксплуатационных возможностей, основной и дополнительный объективы установлены с воэможностью перемещения в параллельном и перпендикулярном к их оптическим осям направлениях, а основная и дополнительная светоделительные пластины— в направлении, перпендикулярном оптическим осям объективов.

1541489

78 12

28

27

Составитель И.Анисимов

Редактор В.Петраш Техред М.Дидык Корректор М, Кучерявая

Заказ 275 Тираж 436 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101