Электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока. Целью изобретения является повышение КПД и надежности. Устройство управления системой генератор 1 - двигатель 2 содержит конденсаторы 3 и 16, мой генератор 1 - четыре тиристора 4,6,8 и 17 с блоками 11, 12, 13 и 18 управления и дополнительный двигатель 14 вентилятора, якорная обмотка которого через тиристор 17 подключена к генератору 1, а независимая обмотка 15 подключена параллельно независимой обмотки основного двигателя 2 и через второй тиристор 6 - к источнику 10 питания. Устройство позволяет повысить КПД и надежность системы генератор 1 - двигатель 2 за счет использования шунтовой обмотки 9 генератора 1 в качестве коммутирующего дросселя и оптимального управления частотой вращения двигателя 14 вентилятора. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1541750 (51)5 Н 02 P 5/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Qluz.2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (2 1) 4236673/24-07 (22) 29.04. 87 (46) 07.02.90. Бюл. У 5 (71) Ленинградский институт водного транспорта (72) В.H.Акимов, И.А.1(раснов, А.В.Галкин и О.В.Прокина (53) 621.316.718.5(088.0) (56) Авторское свидетельство СССР
Р 498701, кл. Н 02 Р 5/06, 1976, Авторское свидетельство СССР
У 1476587, кл. И 02 P 5/16, 10.10.87 . (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах постоянного тока.
Целью изобретения является повышение
2 .КПД, надежности. Устройство управления системой генератор 1 - двигатель
2 содержит конденсаторы, четыре ти-. ристора с блоками управления и допол" нительный двигатель 14 вентилятора, якорная обмотка которого через тиристор 17 подключена к генератору 1, а независимая обмотка подключена параллельно независимой обмотки основного двигателя 2 и через второй тиристор— к источнику питания. Устройство позволяет повысить 1<ПД и надежность системы генератор I — двигатель 2 з а . счет испол ьз ов ания нунто в ой обмотки
9 генератора 1 в качестве коммутирующего дросселя и оптимального управле- ф ния частотой вращения двигателя 14 вентилятора. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
1541750
1)зобретепие относится к электротехнике и может быть использовано в эпектроприводах постоянного тока.
Целтю изобретения является повышение КПД и надежности.
Па фнг. 1 и 2 приведена схема эпектропривода: на Фиг. 3 — схема блоков управления.
Злектропривод содержит систему т.енератор 1 — двигатель 2 постоянного гока, первый конденсатор 3, первый гнрпстор 4, катод которого соединен первым выводом независимой обмотки возбуждения генератора 1 н первой 15 обкладкой конденсатора 3, второй ти)зистор 6, катод которого соединен с первым выводом независимой обмотки 7 твнггттепя 2 и с второй обкладкой конттенсатopQ 3, третий тиристор 8, анод Я
oroporo соединен с первым выводом унтовой обмотки 9 генератора 1. Лнотты первого 4 и второго 6 тирисчоров соединены с положительным выводом ис гочника 10 питания, Вторые выводы об- 25
Моток 5 и 7 возбуждения подключены к отрицательному выводу источника 10 тпттания. Второй вывод шунтовой обмотки 9 возбуждения генератора ) соединен с первыми выводами якорных обмоток генератора 1 и двигателя 2, )(а1
|тод третьего тиристора 8 соединен с вторыми выводами якорных оболочек генератора 1 и электродвигателя 2, !
Злектропривод также содеРжит первый
l l, второ" 12 и третий !3 блоки управления, включенные между анодами и упратгпяющими электродами соответст вующих тиристоров 4, 6 и 3.
Злектропривод содержит дополни- 40 тельный двигатель 14 вентилятора, первый вывод якорнои обмотки которого подключен к первому выводу якорной обмотки генератора 1, а нез ависнмая обмотка 15 подключена параллельно не- 45 зависимой обмотке 7 основното двигателя 2, второй конденсатор 16, одна обкладка которого соединена с анодом третьего тиристора 8, четвертый тиристор !7у анод которого соединен с 50 вторым выводом якорной обмотки двигателя 14 вентилятора и другой обкладкой конденсатора l 6 а като ц подключен к катоду третьего тирнстора 8, четвертый блок 18 управления, вклю55 ченный между анодом и управляющим электродом четвертот о тиристора 17.
Блоки 11 — 13 и 13 управления содержат вспомогательный тнристор !9, т еременный резистор 20 и конденсатор
21, первые выводы которых соединены с управляющим электродом вспомогательного тиристора 19, а вторые выводы подключены соответственно к анодам и катодам вспомогательного тирнстора 19.
Злектропривод работает следующим образом.
С помощью блоков 11 — 13 и 18 управления выставляются напряжения открытия соответственно тиристоров 4, 6, 8 и 17, Прн включении электропривода в цепь источника 10 постоянного напряжения происходит включение тиристор а 6, по нез ави симым обмоткам возбуждения соответственно основного электродвигателя 2 и электродвигателя )4 вентилятора течет номинальный ток и происходит заряд конденсатора 3 от источника 10 постоянного напряжения чер ез тиристор 6 и нез ависимую обмотку 5 возбуждения генератора 1 с полярностью, указанной на фиг. 1 и 2 (без скобок). Затем тиристор 4 открывается, а тиристор 6 закрывается, так как к нему прикладывается обратное напряжение, равное напряжению на конденсаторе 3, По обмотке 5 возбуждения генератора ) течет ток от источника )О через тиристор 4. По независимым обмоткам 7 и 15 возбуждения основного электродвигателя 2 и электродвигателя 14 вентилятора в это время также течет ток от источника
10 через тиристор 4 и конденсатор 3.
Происходит перезаряд конденсатора 3 с полярностью, указанной на фиг. 1 и 2 (в скобках). Далее тиристор 6 включается, а тнристор 4 выключается, так как к нему прикладывается обратное напряжение конденсатора 3. При включении тирнстора 6 описанные процессы в электроприводе повторяются.
При этом ЗДС генератора 1 возрастает. и, соответственно,. возрастает частота вращения основного электродвигателя 2. При увеличении напряжения генератора 1 до некоторого значения, заданного блоком 18 управления, включается тиристор 17, якорная обмотка двигателя 14 вентилятора подключается к генератору 1, а конденсатор 16 заряжается через шунтовую обмотку 9 возбуждения с указанной полярностью.
Затем включается тиристор 8, выклк чается тирнстор 17, шунтовая обмотка подключается к генератору 1. Далее процессы повторяются, система входит в автоколебательный режим, Электропривод позволяет повысить
КПД и надежность за счет использования шунтовой обмотки 9 генератора в качестве коммутирующего дросселя и оптимального управления частотой вращения двигателя 14 вентилятора, Формула изобретения
l . Электропривод, содержащий систему генератор — двигатель постоянного тока, два конденсатора, первый тиристор, катод которого соединен с первым выводом независимой обмотки возбуждения генератора и первой обкладкой первого конденсатора, второй тиристор, катод которого соединен с первым выводом независимой обмотки двигателя и с второй обкладкой первого конденсатора, третий тиристор, анод которого соединен с первым выводом шунтовой обмотки возбуждения генератора, три блока управления, включенные между анодами и управляющими электродами соответствующих тиристоров, аноды первого и второго тиристоров соединены с положительным выводом источника питания, вторые выводы независимых обмоток генератора и двигателя подключены к отрицательному выводу источника питания, второй вывод шунтовой обмотки возбуждения генера41750 6 тора соединен с пеовыми выводами якорных обмоток генератора и двигателя, вторые выводы которых подключены к катоду третьего тиристора, о т л и— чаюши и ся тем, что, сцелью повышения I(IIg и надежности, в него введены дополнительный электродвигательь вентилятор а, первый вывод якорной обмотки которого соединен с первым выводом якорной обмотки генератора, а независимая обмотка подключена параллельно независимой обмотке основного двигателя, четвертый тиристор, анод которого соединен с вторым выводом якорной обмотки электродвигателя-вентилятора и первой обкладкой второго конденсатора, четвертый блок управления, включенный между анодом
20 и управляющим электродом четвертого тиристора, катод которого соединен с катодом третьего тиристора, вторая обкладка второго конденсатора соединена с анодом третьего тиристора.
25 2, Электропривод по п. 1, о т л ич а ю шийся тем, что блок управления снабжен вспомогательным тиристором, выводы которого являются выводами блока управления, переменgp ным резистором и конденсатором, первые выводы которых соединены с управляющим электродом вспомогательного тиристора, а вторые выводы соединены соответственно с анодом и катодом вспомогательного тиристора.
1541750
Составитель В. Трофименко
ТехР ед 31. Сердюкова Корректор В.Кабаций
Редактор И,Бланар
Подписное
Тираж 454
Заказ 288
3НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101